logo search
Пушкина Татьяна / 25784

3. Система государственного управления (субъекты и объекты системы государственного управления).

Управление является необходимым элементом нашей повседневной жизни. Управление – это целенаправленное воздействие на сложную систему. Государственное управление носит публичный характер.

В узком смысле государственное управление представляет собой деятельность государства в лице специальных государственных органов — органов исполнительной власти.

Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из необходимости обеспечения реализации политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных, информационных ресурсов, гарантирование прав и свобод человека.

Общественная обусловленность государственного управления объясняется тем, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемого общественного отношения, а с другой — от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.

Целевая направленность государственного управления означает необходимость достижения максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и других средств.

Особенности ГУ:

В широком понимании управление означает различные способы воздействия субъекта на объект. Управление направлено на достижение определенного результата.

Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица.

Объект управления представляет собой структурированную социальную общность, функционирующую под направляющим воздействием управляющего субъекта для достижения общих целей системы управления. Иными словами, объектом государственного и муниципального управления являются общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц и отдельных граждан, приобретающее общественное значение.

Классификация объектов управления может быть по различным основаниям и признакам:

-          по сфере деятельности (экономические, политические, социальные, духовные);

-          по форме собственности объектов (например: местные, республиканские, федеральные и др.);

Взаимовлияние субъекта и объекта в процессе управления всегда неизбежно приводит к изменениям как объекта, так и субъекта.

  1. Иерархические уровни государственного управления (метауровень, макроуровень, микроуровень, региональный и локальный уровни государственного управления).

Государственное управление выступает как система социального взаимодействия субъектов общественных отношений в целях оптимального функционирования и развития политической сферы посредством осуществления управленческих отношений в данной сфере.

Выделяются следующие уровни государственного управления. В соответствии с действующим законодательством государственное управление в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях:

    1. на федеральном уровне;

    2. на региональном уровне;

    3. на местном уровне.

На федеральном уровне важнейшей является функция регламентации деятельности управляемых субъектов. Разработки ее нормативных оснований и основополагающих направлений. Главным средством государственного управления выступают системы норм и правил, которые регламентируют деятельность управляемых субъектов, и способны контроля за их исполнение.

На региональном уровне государственное управление наряду с функцией регламентации деятельности, особо важное значение приобретает функция целепологания. Субъекты управления на региональном уровне организуют и контролируют деятельность исполнителей по достижению конкретных целей.

Третий уровень составляет местное или муниципальное управление. Если государственное управление на федеральном уровне направлено на непосредственное управление гражданами государства через регулирования выполнения ими действующего законодательства, то муниципальные органы власти в основном управляют не непосредственно гражданами, проживающими на данной территории. А службами и учреждениями, которые созданы муниципальной властью для реализации конкретных программ. Объектом муниципального управления выступает деятельность различных групп населения, проживающих на соответствующей территории. Субъекты управления на муниципальном уровне организуют и контролируют деятельность исполнителей по достижению конкретных целей.

  1. Конституционные основы и правовая база государственной политики.

Как закреплено в ч.1 ст.1 Конституции РФ «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Таким образом, Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.

По вопросу о форме правления в РФ нет единства мнения: некоторые ученые считают Россию президентской республикой, другие - суперпрезидентской, а ряд ученых полагает, что в России смешанная форма правления: президентская республика с элементами парламентаризма. На наш взгляд, представляется более правильным считать Россию президентской республикой, тем более учитывая последние государственно-правовые тенденции.

Статья 3 Конституции РФ закрепляет принцип народовластия (народного суверенитета), который определяет основы организации демократического государства, принадлежность и основные формы осуществления в нем публичной власти. Носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В советский период развития российского государства принцип разделения властей отвергался как неприемлемый для социалистического государства, декларировавшего полновластие Советов народных депутатов, которое носило формальный характер, ибо фактически власть находилась у партийно-административных органов. Впервые в России принцип разделения властей был провозглашен в принятой 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР, закрепившей, что «разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства».

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (п.1 ст.11 Конституции РФ).

Система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Президент Российской Федерации, являясь главой государства, фактически и юридически "присутствует" во всех властях. Глава государства издает нормативные указы (ст.90 Конституции РФ), которые в отдельных случаях выполняют роль первичных правовых регуляторов, контролирует Правительство Российской Федерации, выполняет отдельные квазисудебные функции (ст. 85 Конституции РФ).

Судебная власть включает в себя суды Российской Федерации. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией. Конституционный Суд России разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, дает толкование Конституции (ст. 125).

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (п.3 ст.11 Конституции РФ).

Нарушение принципа разделения государственной власти, вторжение органов государственной власти в компетенцию друг друга является основой конституционных споров, разрешаемых Конституционным Судом Российской Федерации. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" обязывает этот орган рассматривать споры между органами государственной власти о компетенции исключительно с точки зрения установленного Конституцией разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.