logo
Пушкина Татьяна / 25784

4. Генезис и природа публичной власти и государственного управления.

Политическая власть в ее современной форме, как власть государственно-публичная и относительно обособленная от общества, существует около 5–6 тыс. лет. В догосударстенный период структуры управления и самоорганизации имели примитивный уровень организации, выполнялись от случая к случаю и не были обособлены от общества. В отдельных случаях общины могли обходиться вообще без власти, существуя как бы на основе полного самоуправления, а также саморегулирования коллективной жизни при помощи традиций и обычаев, правил и норм.

В догосударственный период управление осуществлялось на основе потестарной власти, которой были присущи такие типы ее организации как «линейный» и «конический». Значительная часть управленческих функций осуществляется в рамках кровно-родственных связей, внутри семейно-родовых общин, которые еще во многом выступали и субъектом, и объектом управления. Власть и управление передается от индивида к индивиду в однолинйном порядке как функция родственной близости и генеалогического старшинства по отношению к основателю рода и линии его прямых потомков. Но глава рода еще не воспринимается как стоящий «над» его членами, а скорее выступает как исполнитель общественных обязанностей.

Развитие современной публичной власти, политики и управления начинается с разделения общественного труда, с ростом социальной дифференциации социума, делением его на властвующих и подвластных, постепенном обособлении функций управления и закреплением их за отдельными людьми и социальными группами.

В ранних системах государственного управления резко возрастает власть управляющих, и также резко падает влияние управляемых. Вожди племен постепенно становятся царями, «живыми богами». Их власть становится безграничной, она кристаллизируется в специализированных политических институтах или органах политического управления. Для управления территорией и населением, создают специализированный административный аппарат, основанный на принуждении и насилии. В результате формируется государственная власть как институционализированная, публичная и обособленная от общества система, основанная на легитимном господстве и подчинении, и опирающаяся на специализированный административный аппарат, включающий в себя структуры насилия и принуждения.

Этот аппарат уже имеет какую-то форму правительства, если рассматривать это понятие в широком смысле, включающим в себя представления о систематических способах принятия решений официальными лицами, влияющих на жизнь всей или большей части населения. К этим официальным лицам можно отнести царей, монархов, позже императоров, их придворных, избранных представителей власти и государственных служащих. 

Переход от догосударственного к публично-государственному состоянию общества, по мнению ученых, мог происходить тремя основными способами.

Во-первых, это военный путь, когда институционализация публичной власти происходила на основе обособления института «военного вождя» и его вооруженной дружины, и присвоения ими административного аппарата, в основном состоящего из его родственников и приближенных.

Во-вторых, это аристократический путь, когда носителями публичной власти постепенно становились представители родо-племеннной аристократии, которые концентрировали в своих руках все элементы административного управления.

В-третьих, это плутократический путь, когда отдельные наиболее удачливые представители общины накапливали в своих руках материальные богатства (ресурсы власти), формировали вокруг себя многочисленные группы сторонников (клиентелы) и постепенно трансформировали свое материальное богатство, авторитет и влияние в административную власть.

Создание административного аппарата безусловно способствовало общественному прогрессу, развитию сферы публичной политики и управления, отделению публичной деятельности от частной, созданию специализированной правовой системы, наделенной правом использовать силу, когда имеет место случай неподчинения принятым правительственным решениям, которая постепенно приходит на смену принципу кровной мести, присущему обществу, основанному на кровно-родственных связях и отношениях