Тема 5 Разработка государственной (публичной) политики и ее этапы (4 ч.)
Государственно-управленческое решения и виды их классификации: по уровню иерархии в системе государственного управления, по типам – административные и политические, по субъектам управления, по юридическим основаниям, по характеру содержания, по механизму реализации, по степени публичности и т.п.
Системные признаки государственно-управленческих решений: наличие субъект-объектных отношений, виды и уровни управленческого воздействия, процедура принятия решения, процедура легитимации принятого решения, процедура реализации решения, виды и формы управленческого контроля за ходом и итогами реализации решения.
Процесс принятия государственно-управленческого решения. Роль политических партий и бизнес-корпораций.
Задания для СРС (7ч.):
Выполните тесты:
1) Выбор приоритетов общественной политики при политическом подходе происходит…
а) в процессе политической борьбы между различными партиями и группами и зависит, в первую очередь, от таких факторов, как расстановка политических сил, характер отношений между ними и обществом, глубина конфликта интересов, особенность политической культуры и т.д.;
б) в результате субъективного решения (иррационального поведения), в основе которого лежит разрыв между определенными стандартами, нормами, с одной стороны, и восприятием существующей ситуации со стороны определенных социальных слоев, групп и индивидов, которые должны и имеют возможность сделать выбор, - с другой;
в) в результате подбора количественных показателей, которые должны учитывать серьезность и неотложность проблемы для общества, степень вовлеченности населения в эту проблему, последствия данной проблемы для различных областей человеческой жизнедеятельности, объем ресурсов, которые необходимы для ее решения.
2) Выбор приоритетов общественной политики при субъективном подходе происходит…
а) в процессе политической борьбы между различными партиями и группами и зависит, в первую очередь, от таких факторов, как расстановка политических сил, характер отношений между ними и обществом, глубина конфликта интересов, особенность политической культуры и т.д.;
б) в результате субъективного решения (иррационального поведения), в основе которого лежит разрыв между определенными стандартами, нормами, с одной стороны, и восприятием существующей ситуации со стороны определенных социальных слоев, групп и индивидов, которые должны и имеют возможность сделать выбор, - с другой;
в) в результате подбора количественных показателей, которые должны учитывать серьезность и неотложность проблемы для общества, степень вовлеченности населения в эту проблему, последствия данной проблемы для различных областей человеческой жизнедеятельности, объем ресурсов, которые необходимы для ее решения.
3) Выбор приоритетов общественной политики при объективном подходе происходит…
а) в процессе политической борьбы между различными партиями и группами и зависит, в первую очередь, от таких факторов, как расстановка политических сил, характер отношений между ними и обществом, глубина конфликта интересов, особенность политической культуры и т.д.;
б) в результате субъективного решения (иррационального поведения), в основе которого лежит разрыв между определенными стандартами, нормами, с одной стороны, и восприятием существующей ситуации со стороны определенных социальных слоев, групп и индивидов, которые должны и имеют возможность сделать выбор, - с другой;
в) в результате подбора количественных показателей, которые должны учитывать серьезность и неотложность проблемы для общества, степень вовлеченности населения в эту проблему, последствия данной проблемы для различных областей человеческой жизнедеятельности, объем ресурсов, которые необходимы для ее решения.
4) Методика политического анализа, позволяющая изучить влияние человеческого фактора на формирование, выбор и реализацию государственной политики, именуется как…
а) анализ поведения индивидов или организаций;
б) институциональный анализ;
в) анализ процесса принятия решения;
г) анализ содержания решения.
5) Методика политического анализа, уделяющая основное внимание процедурам, правилам принятия и механизму выполнения решений в различных органах государственной власти, роли государственных институтов и др., именуется как…
а) корреляционный анализ;
б) институциональный анализ;
в) анализ процесса принятия решения;
г) анализ содержания решения.
6) Методика политического анализа, которая делает упор на методы и процесс принятия решения в государственных и политических структурах, именуется как…
а) корреляционный анализ;
б) анализ поведения индивидов или организаций;
в) анализ процесса принятия решения;
г) анализ содержания решения.
7) Методика политического анализа, сконцентрированная на изучении содержания принимаемого решения на основе многокритериального подхода, именуется как…
а) корреляционный анализ;
б) анализ поведения индивидов или организаций;
в) институциональный анализ;
г) анализ содержания решения.
8) Методика политического анализа, предполагающая выявление взаимосвязи между субъектами политики (государственные и политические институты) и различными подходами к государственной политике, анализ политических субъектов и особенность выбора ими политики, именуется как…
а) корреляционный анализ;
б) анализ поведения индивидов или организаций;
в) институциональный анализ;
г) анализ процесса принятия решения.
9) Анализ необходимости государственных решений как принцип разработки и принятия решений в сфере госполитики предполагает…
а) анализ природы проблемы, возможные выгоды и издержки, существование альтернативных вариантов решения проблемы, разработка стратегии и методов планирования;
б) сравнение различных форм действий органов государственной власти на основе анализа выгод и издержек, механизма распределения задач и полномочий, административных требований и эффективности инструментов;
в) развитие законодательства, определение статуса и ответственности всех участников, распределение их полномочий и функций;
г) изучение соотношения результатов и издержек и их оценка по каждому альтернативному проекту или решению.
10) Выбор оптимальных средств, инструментов и приоритетов действий государственных органов власти как принцип разработки и принятия решений в сфере госполитики предполагает…
а) анализ природы проблемы, возможные выгоды и издержки, существование альтернативных вариантов решения проблемы, разработка стратегии и методов планирования;
б) сравнение различных форм действий органов государственной власти на основе анализа выгод и издержек, механизма распределения задач и полномочий, административных требований и эффективности инструментов;
в) развитие законодательства, определение статуса и ответственности всех участников, распределение их полномочий и функций;
г) изучение соотношения результатов и издержек и их оценка по каждому альтернативному проекту или решению.
11) Принцип разработки правовой основы для государственной политики и решений предполагает…
а) анализ природы проблемы, возможные выгоды и издержки, существование альтернативных вариантов решения проблемы, разработка стратегии и методов планирования;
б) сравнение различных форм действий органов государственной власти на основе анализа выгод и издержек, механизма распределения задач и полномочий, административных требований и эффективности инструментов;
в) развитие законодательства, определение статуса и ответственности всех участников, распределение их полномочий и функций;
г) изучение соотношения результатов и издержек и их оценка по каждому альтернативному проекту или решению.
12) Конституция, федеральные программы и законы по значимости политических решений являются…
а) фундаментальными, затрагивающими интересы и права всех членов общества;
б) социально значимыми, затрагивающими интересы и права больших общественных групп;
в) затрагивающими интересы и права относительно небольшого круга лиц.
13) Законодательные акты и правительственные решения по значимости политических решений являются…
а) фундаментальными, затрагивающими интересы и права всех членов общества;
б) социально значимыми, затрагивающими интересы и права больших общественных групп;
в) затрагивающими интересы и права относительно небольшого круга лиц.
14) Тип принятия решений, который обосновывается с помощью объективного аналитического процесса, при точном соблюдении всех этапов, стандартов, нормативных документов, использовании статистических методов, разработке альтернативных вариантов и выборе оптимального решения, именуется как…
а) тип «решений, основанных на суждении»;
б) тип «рационального решения»;
в) тип «интуитивного решения».
15) Тип принятия решений, который представляет собой выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом, и принимается осознанно на основе сравнения прошлых ситуаций, имевших успех, с текущими альтернативами, именуется как…
а) тип «решений, основанных на суждении»;
б) тип «рационального решения»;
в) тип «интуитивного решения».
16) Тип принятия решений, который представляет собой выбор решения лишь на основе ощущения того, что оно правильно, без сознательного взвешивания «за» и «против» по каждой альтернативе, именуется как…
а) тип «решений, основанных на суждении»;
б) тип «рационального решения»;
в) тип «интуитивного решения».
17) Тип неопределенности, когда отсутствует информация о данной системе в целом или ее частей, их основных параметрах, именуется как…
а) неопределенность результата;
б) неопределенность измерения;
в) структурная неопределенность.
18) Тип неопределенности, при которой невозможно точно определить показатели и характеристики, описывающие работу системы, именуется как…
а) неопределенность результата;
б) неопределенность измерения;
в) структурная неопределенность.
19) Тип неопределенности, при которой невозможно точно предсказать конечный результат и все последствия действий, именуется как…
а) неопределенность результата;
б) неопределенность измерения;
в) структурная неопределенность.
2. Внесите в глоссарий и выучите наизусть следующие понятия: «результат», «сегментирование», «мониторинг», «организация», «управление», «риск», «условия», «конфликт», «наука», «технология», «коммуникации», «проблема», «система», «приоритет», «эффективность», «справедливость», «конъюнктура», «структура», «стратегия», «объективный», «субъективный», «консенсус», «плюрализм», «аналитик», «эксперт», «информация», «анализ», «синтез», «концепция», «альтернатива», «стандарт», «модель», «фактор», «прогноз», «оценка», «корреляция», «национальный», «кадры», «организационный», «миссия», «административный», «культура», «психология», «социология», «классификация», «оптимизация», «координация», «эмпирический», «рациональный», «потенциальный», «интерес», «адаптация», «партия», «коммерческий», «экологический», «технологический», «техногенный», «налог», «пенсия», «банк», «управление рисками», «анализ рисков», «критерий», «показатель», «представительство».
3. Сформулируйте актуальную общественную проблему в РФ и составьте таблицу уровней структурированности данной общественной проблемы.
4. Составьте общую схему развития государственной молодежной политики в Республике Башкортостан.
Методические указания к изучению темы
1. Государственно-управленческое решения и виды их классификации: по уровню иерархии в системе государственного управления, по типам – административные и политические, по субъектам управления, по юридическим основаниям, по характеру содержания, по механизму реализации, по степени публичности и т.п.
Государственные органы принимают, как известно, управленческие решения с целью преобразования и развития сложных и крупномасштабных объектов различной природы. Так, на уровне центральных и местных органов государственного управления создаются программы и проекты, принимаются решения по развитию экономических, социальных, экологических и других больших и сложных систем. В то же время и собственно государственные органы как субъекты управления представляют собой сложные и крупномасштабные системы. Далее, как известно из общей теории управления, необходимость оценки эффективности управленческих решений в таких системах приводит к проблеме построения большой и сложной системы критериев оценки эффективности, упорядоченности и надежности управления.
Другими словами, для принятия эффективных государственных управленческих решений в современных условиях необходимо учитывать такой фактор, как системность объектов, субъектов и критериев управления. Для учета такого фактора необходимо использование принципа системности в одной из конструктивных форм, знание законов системности и развития систем, принципов развития систем применительно к системе выработки и реализации государственных управленческих решений. Необходима соответствующая трактовка, а во многих случаях и специальная разработка общих принципов развития систем, классификации систем и разработка методов их моделирования, а также разработка многих других аспектов системности применительно к теории и практике формирования, принятия и реализации государственных управленческих решений.
Государственному служащему как лицу, принимающему решения (государственное лицо, принимающее решения, далее – ГЛПР), необходим научно обоснованный системный механизм производства и реализации государственных управленческих решений.
В научной литературе вопросы классификации управленческих решений нашли свое освещение. Например отличается своей широтой подход В. Г. Афанасьева который подразделяет решения в зависимости от степени охвата и сложности регулируемых отношений и объекта, для которого они предназначены; в зависимости от длительности времени, в пределах которого эти решения действуют; по их значению и роли в развитии общества; по объему и направленности содержащихся в решениях указаний и рекомендаций и, наконец, по степени обязательности выполнения решений соответствующими лицами.
Особое место в литературе занимают экономические решения. Такое внимание к экономическим или хозяйственным решениям дает возможность выделять наряду с ними решения политические, социальные, административные, решения в области культуры и т. д.
В качестве критериев, оснований для членения, учитывающих все виды управленческих решений, Ю. А. Тихомиров называет следующие:
1) субъектно-объектные отношения;
2) содержание решений;
3) форму решений;
4) время действия решений.
Классификация управленческих решений по субъектно-объектному признаку.
Ведущее место среди субъектов управленческих решений занимает государство. Решения, принимаемые государством, охватывают все общество в целом, все его сферы и регулируют поведение всех без исключения классов, социальных слоев, групп и отдельных граждан.
В иерархии правовых управленческих решений ведущее место принадлежит актам представительных органов власти и, в первую очередь, закону. Законы выступают в качестве высшей формы права, обладают наивысшей юридической силой и регулируют наиболее важные общественные отношения. Установлен особый порядок их использования и применения. Специфические решения свойственны и местным представительным органам. Для актов верховных и местных выборных органов характерны решения наиболее важных социально-экономических, организационных и иных проблем и обеспечение наиболее стабильного регулирования общественных отношений. Эти акты — основа для правотворческой деятельности всех органов и организаций.
Наиболее важную часть управленческих решений составляют акты органов государственного управления. Эти акты, принимаемые ими в процессе исполнительско-распорядительской деятельности на основе и во исполнение законов и иных актов представительных органов, направлены на установление правил поведения органов, организаций, должностных лиц и граждан, а также на возникновение, изменение и прекращение конкретных административно-правовых и иных отношений. Множественность правовых актов, издаваемых органами управления, способна породить и порождает целый ряд сложных проблем. В настоящее время за многими органами управления не закреплена отдельно та или иная разновидность правовых актов. Или же это закрепление нарушается. В результате возникает большое несоответствие между характером и функциями органа и видами и признаками правовых актов, которые он издает. Другая разновидность решений, классифицируемых по субъектно-объектному признаку, — это решения, принимаемые субъектом, который одновременно выступает и как объект.
Сюда относятся, в первую очередь, решения, принимаемые на началах общественного самоуправления. В настоящее время этот процесс интенсивно развивается, особенно в связи с акционированием и общим повышением роли производственного коллектива.(3) Классификация решений по форме, содержанию и времени действия
Следующим признаком, по которому производится классификация управленческих решений, является разграничение их по содержанию. Например, можно назвать решения экономические, политические, решения по организационным вопросам и др. Экономические (хозяйственные) решения действуют в сфере управления различными хозяйственными объектами и принимаются по вопросам плана, финансов, техники, трудовых ресурсов, снабжения и т. д. Эти решения, в свою очередь, могут классифицироваться на разных уровнях управления по степени охвата различных проблем или использования информации.
Решения с точки зрения их содержания могут разделяться по степени охвата и регулирования общественных отношений на всеобщие, особенные и единичные решения, а также по степени важности и сложности.
Для содержания решений характерен и юридический аспект. С этой точки зрения можно говорить о решениях, имеющих директивный, обязательный характер, или о решениях, имеющих рекомендательный характер, содержащих научно-технические и иные нормы, призванные оказывать методическое влияние, внедрять методы социального планирования, морального и этико-психологического воздействия и др.
Наконец, решения различаются и по удельному весу содержащихся в них элементов, и по своей направленности, то есть в зависимости от того, на какой стадии управленческого процесса они возникают и для решения какой задачи предназначаются. Здесь можно выделять решения постановочные, регулятивные, контрольные, организационные и т. д.
Третьим классификационным признаком решения является его форма. Преобладающей формой решений являются письменные решения. Эта форма решений позволяет внести тот элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого немыслимо управление. Тем не менее важное место занимают и устные управленческие решения, которые в деятельности управленческого и производственного аппарата составляют наиболее оперативную ее часть. Подобные решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение. Наконец, еще одной формой управленческих решений являются решения, применяющиеся в автоматизированных системах. Этокодированные решения, которые наносятся на специальные документы, табуляграммы, перфокарты, различные магнитные носителя и др.
Классификация решений по форме позволяет также разграничивать их в зависимости от порядка разработки и принятия. Это приводит к делению решений на индивидуальные, групповые, смешанные и коллективные.
Четвертый классификационный признак — различие решений по времени действия. Решения могут быть длительного действия, среднесрочные, а также кратковременные и разовые. Различают непрерывно действующие решения и, наоборот, решения для строго определенных задач и на определенный отрезок времени. Выражая эффективность и мобильность управленческого процесса, решения отражают в то же время и стабильность управления. Этой цели отвечают так называемые повторяющиеся решения, которые возникают применительно к уже известным вопросам.
Классификация решений по их месту и функциям в процессе управления
Информационное решение предполагает преобразование информации в такую форму, которая в наибольшей степени соответствует конкретной задаче управления. Например, к руководителю предприятия (организации) в течение некоторого времени поступает самая разнообразная информация о состоянии работ на различных участках. В результате обработки этой информации и сопоставления ее с более ранней руководитель вырабатывает свое представление о производственной ситуации, то есть составляет ее мысленную модель. Это и есть его информационное решение.
Следующей разновидностью являются организационные решения.
При создании любой организации преследуется определенная цель или несколько целей. Основное требование, предъявляемое к организации, состоит в выполнении ее функций, вытекающих из целей. Требования включают ограничения, накладываемые на численность и состав контрагентов, способ размещения, связи и т. д. Иногда эти требования и ограничения определены не полностью, например, если организация создается для перспективных целей, которые не вполне ясны,
Даже при вполне определенных целях, ограничениях и критериях оценки может оказаться несколько видов организаций, соответствующих поставленным условиям. Если количество людей в организации достаточно велико, то число возможных связей между ними становится необозримым. Но число людей, их специализация, служебный ранг и т. д. могут быть не полностью определены, и тогда число возможных вариантов еще многократно возрастет. Цели и критерии могут быть количественно и качественно неравноценными, тогда остается неизвестным, какому их них отдавать предпочтение. Но даже при сопоставимых критериях в различных ситуациях и задачах значимость одного и того же критерия может быть различной.
Организационное решение состоит в определении структуры, распределении функций между подразделениями и должностными лицами, установлении подчиненности и схемы взаимоотношений.
Особенностью организационных решений является их ориентация на сравнительно широкий диапазон ситуаций. Даже организации разового назначения могут при выполнении поставленной задачи столкнуться с разнообразными условиями. Поэтому их необходимыми качествами являются адаптивность (способность приспосабливаться к обстановке) и устойчивость к посторонним влияниям.
К наиболее сложным и ответственным относят решения, которые называют технологическими или управленческо-технологическими.
Класс технологических решений в производственных организациях включает в себя, в частности: определение цели, установление готовности к производству работ и определение их главного направления, распределения сил, средств и способа производства работ, постановку задач подразделениям и т. д.
Наиболее ответственным в классе технологических решении является определение цели, на основании чего строятся остальные элементы решения и критерий эффективности Цель при этом является не внешним фактором по отношению к технологическому решению, а частью его содержания.
В ряде случаев первоначальная цель, хотя бы и четко сформулированная, претерпевает существенные изменения в процессе подготовки технологического решения, появляются дополнительные цели и подцели. Нередко первоначальная цель отодвигается на задний план.
Следует помнить, что технологическое решение всегда задает определенное действие, тогда как организационное действие не связано с конкретным действием, его содержанием и способом осуществления.
Совокупность решений руководителей различных рангов, находящихся в отношениях подчинения, составляет иерархию решений, которая определяет структурные связи между ними. В процессе образования иерархии могут превалировать различные тенденции: - низу вверх (то есть общие решения на более высоких уровнях принимаются на основании частных решений, принятых на нижних уровнях); такое построение характерно для информационных решений; - сверху вниз, что характерно для организационных решений; - навстречу, когда решения на нижних уровнях развивают (применительно к собственным условиям) и реализуют решения верхних уровней, а решения на верхних уровнях принимаются с учетом ранее принятых решений на нижних уровнях; такое построение характерно для технологических решений.
Внутри иерархии решений циркулируют потоки информации, которые обеспечивают поступление и согласование входящих данных. Непрерывно изменяющаяся система решений вместе с причинными связями между ними образует ту логическую основу, на которой развивается вся деятельность организаций. Поскольку всякое решение принимается с учетом связей с другими и, прежде всего, на основании вышестоящего решения, возникают ограничения, которые определяют «степени свободы», допустимой вариантности данного решения. В пределах этих «степеней свободы» решение может варьироваться, изменяться, приниматься в том или ином своем варианте. Следует отметить, что для обеспечения согласованности решений недостаточно выполнения ограничений. Необходим еще целенаправленный, согласованный стиль мышления руководителей. Большое значение имеет содержание решений верхних уровней иерархии и контроль сверху вниз. К такому контролю относится и утверждение решений нижних уровней на верхних уровнях.
От типа и класса решения зависит методология его подготовки. Часто, однако, приходится принимать решения широкого плана, включающие информационную, организационную и технологическую части. Тогда классы решений рассматриваются как этапы и элементы более общего решения.
2. Системные признаки государственно-управленческих решений: наличие субъект-объектных отношений, виды и уровни управленческого воздействия, процедура принятия решения, процедура легитимации принятого решения, процедура реализации решения, виды и формы управленческого контроля за ходом и итогами реализации решения
Как уже говорилось ранее, принятие решений является одним из основных составляющих любого управленческого процесса.
Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.
Тем не менее имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.
Подготовка решений осуществляется на основании всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.
В процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных для работы как с количественной, так и с качественной информацией.
Основное назначение экспертных технологий – повышение профессионализма, а, следовательно, и эффективности принимаемых управленческих решений. Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т.д. Основное внимание уделяют ситуационному подходу, поскольку он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах.
Подготовка к разработке управленческого решения
Первый блок этапов разработки управленческого решения включает такие этапы, как:
получение информации о ситуации;
определение целей;
разработка оценочной системы;
анализ ситуации;
диагностика ситуации;
разработка прогноза развития ситуации.
Современные технологии принятия управленческих решений, в том числе возможности экспертного оценивания, позволяют при выработке и принятии управленческих решений лицом, принимающим решения (ЛПР), учитывать основные аспекты взаимодействия «ситуация–ЛПР» за счет возможности использования качественных и количественных оценок как формализуемых, так и неформализуемых составляющих ситуации, в которой ЛПР осуществляет активные управленческие воздействия.
Положение организации в будущем определяют, прежде всего, личные оценки и суждения лиц, ответственных за принятие основных решений. Большое значение имеет определение целей, стоящих перед организацией. Только после их определения можно осуществлять определение факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих на развитие ситуации.
При принятии важных решений, последствия реализации которых могут сыграть значительную роль, цели, к достижению которых стремится организация, необходимо представлять четко. Разработаны и используются методы формирования деревьев цели, позволяющих определить иерархическую структуру системы целей, и деревьев критериев, позволяющих оценить степень достижения целей.
В процессе выработки управленческого решения большое значение имеет адекватная оценка ситуации, различных ее аспектов, учитывать которые необходимо при принятии решений, приводящих к успеху.
Для адекватной оценки того или иного аспекта ситуации нередко оказывается целесообразным формирование индексов, или индикаторов, характеризующих состояние ситуации в зависимости от изменения значений факторов, определяющих ее развитие.
Генерирование альтернативных вариантов решений, управляющих воздействий и т.д. может осуществляться либо непосредственно, либо с помощью специальных экспертных процедур.
Процедуры генерирования альтернативных вариантов могут предусматривать как специальную организацию и проведение экспертиз с использованием методов типа «мозговой атаки» и т.д., так и создание автоматизированных систем генерирования альтернативных вариантов в сложных, но достаточно структурируемых случаях.
После того как разработаны альтернативные варианты управленческих воздействий, представленные в виде идей, концепций, возможной технологической последовательности действий, возможных способов реализации предлагаемых вариантов решений, должен быть осуществлен их предварительный анализ с целью отсева заведомо нежизненых способных, неконкурентоспособных вариантов или вариантов, заведомо уступающих другим, также предложенным для рассмотрения.
Одной из основных задач при разработке сценария является определение факторов, характеризующих ситуацию и тенденции ее развития, а также определение альтернативных вариантов динамики их изменения.
Результаты экспертиз по сравнительной оценке альтернативных вариантов решений либо единственного решения, если разработка альтернативных вариантов не предусматривалась, поступают к ЛПР. Они служат основной базой для принятия управленческого решения.
Поскольку принятие решения – это не только наука, но и искусство, постольку прерогатива принятия решения принадлежит ЛПР.
К успеху приводит оптимальное сочетание опыта и знаний высококвалифицированных специалистов-экспертов и искусства ЛПР правильно понять и оценить ситуацию и принять подчас единственно верное решение.
Решение принято. Однако не менее важная задача – добиться его успешной реализации.
Для этого необходимо выработать план действий, поскольку от выбранного состава действий, последовательности их осуществления, намеченных сроков и, пожалуй, самого главного – ресурсов, обеспечивающих осуществление действий, исполнителей, которым предстоит эти действия осуществить, зависит очень многое.
Обеспечение эффективной деятельности организации предполагает непрерывный контроль за ходом реализации принятых планов действий.
Современные управленческие технологии, использующие компьютерное сопровождение, дают возможность одновременно отслеживать ход реализации значительного числа мероприятий в области маркетинга, производства, поставок и т. д.
Непрерывно действующий либо с интервалами, диктуемыми характером запланированных мероприятий, мониторинг позволяет своевременно фиксировать наметившиеся отклонения в ходе реализации плана.
Причиной необходимости корректировки плана может стать и изменившийся прогноз развития ситуации.
Изменения условий реализации плана, особенно при наличии анализа чувствительности к наметившимся изменениям, должны быть проанализированы с целью определения наиболее вероятных изменений, которые они могут вызвать при реализации намеченного плана.
Результатом такого анализа должна стать адекватная корректировка плана управляющих воздействий, обеспечивающая наименьшее отклонение от поставленных целей, а при более благоприятном развитии ситуации и более полное достижение целей.
Реализованный план управленческих воздействий или его фрагмент, представляющий интерес, должны быть подвергнуты тщательному анализу с целью оценки эффективности принятых управленческих решений и их реализации.
Такой анализ должен определить:
слабые и сильные места принятых решений и планов их реализации;
дополнительные возможности и перспективы, открывающиеся в результате произошедших изменений;
дополнительные риски, которым может быть подвергнуто достижение намеченных целей.
Эффективный управляющий должен сделать соответствующие выводы и учесть их при принятии последующих решений. Безусловно, лучше учиться не на собственных ошибках. Но если собственные ошибки уже сделаны, то не научиться на них, не сделать соответствующих выводов вдвойне неразумно.
Анализ результатов управленческих воздействий помимо «науки на будущее» может послужить основанием для новой оценки возможностей организации, причем необязательно в сторону их уменьшения.
Если результаты анализа заставляют серьезно задуматься о возможном развитии ситуации и возникают сомнения в правильности поставленных целей, то возможно переосмысление и изменение стратегии организации.
- Министерство сельского хозяйства российской федерации
- Государственное управление и общественная политика Практикум
- Оглавление
- Введение
- Планы и задания для практических занятий
- Тема 1 Предмет, методология и методика курса «Государственное управление и общественная политика» (2 ч.)
- 4. Генезис и природа публичной власти и государственного управления.
- Тема 2 Политическая власть и государственное управление (4ч.)
- 2. Социальные функции государства и виды государственного управления: внутренние и внешние функции государства.
- 3. Система государственного управления (субъекты и объекты системы государственного управления).
- Тема 3 Современные концепции государственного управления (4ч.)
- 1. Теории административного управления
- 2. Либеральная и неолиберальная концепция государственного управления (теория Дж. Кейнса, концепции ф. Хайека, Дж. Гелбрайта).
- 3. Концепция «социального государства» (л. Фон Эрхард, в. Жискар д. Эстен).
- 4. Концепция рациональной бюрократии м. Вебера.
- 5. Теории организационного развития и современные концепции бюрократии.
- 6. Концепция нового государственного менеджмента.
- 7. Понятие «политические сети» и основные методологические основания концепции «политических сетей. Виды и типы политических сетей.
- Тема 4 Понятие публичной политики и ее акторы. Влияние видов политического режима (4ч.)
- 1. Понятие публичной политики и его интерпретации.
- 3. Политический режим и государственная власть
- 4. Авторитарные типы государственного управления
- 5. Демократический тип государственного управления
- Тема 5 Разработка государственной (публичной) политики и ее этапы (4 ч.)
- 3. Процесс принятия государственно-управленческого решения. Роль политических партий и бизнес-корпораций.
- Тема 6 Направления государственной (публичной) политики (4ч.)
- 1. Государственная экономическая политика
- 2. Государственная социальная политика
- 3. Государственная национальная политика
- 4. Государственная экологическая политика
- 5. Государственная политика в области безопасности
- 6. Международная политика государства
- Тема 7 Эффективность и контроль государственного управления (4ч.)
- 1. Понятие эффективности государственного управления
- 2. Оценка эффективности государственного управления
- 3. Критерии эффективности государственного управления
- 4. Контроль и надзор в государственном управлении
- 5. Система мониторинга государственного управления.
- Тема 8 Региональная политика и региональное государственное управление (4ч.)
- 1. Сущность регионального управления
- 2. Основные направления региональной политики
- 3. Регион как объект и субъект государственной (публичной) политики.
- 4. Особенности региональной политики и государственного управления в Республике Башкортостан.
- Тема 9 Государственная политика и общество (4ч.)
- 1. Формы участия граждан в государственной политике.
- 2. Политические партии
- 3. Группы интересов
- 4. Средства массовых коммуникаций и Интернет.
- 5. Общественное мнение
- Его основные признаки:
- Библиографический список