2) Критерий безусловности;
- под критерием безусловности понимается, что реализация прав частных лиц не должна зависеть от чьего-либо усмотрения, входящего в независимые сферы компетенции, такие как: институты и органы союза; или сами гос-ва-члены.
Норма не обладает критерием безусловности, если:
* она сод-жит формулировку по типу «каждое гос-во-член, имеет право в той степени, в кот. оно считает это желательным…» и далее по тексту;
* в соотв-вии с нормой ставится задача достичь какой-либо цели, однако выбор ср-в для её достижения остаётся за гос-вами-членами. Если возможен выбор таких средств, нескольких, то норма не обладает прямым действием.
* наличие в норме защитных оговорок.
3) критерий независимости от последующих действий.
Если положение права EU предусматривает, что предоставленные права начинают действовать после того как институтами EU либо гос-вами-членами предприняты последующие действия законодательного или исполнительного характера, то это положение не будет иметь признака прямого действия, пока указанные меры не будут предприняты.
Идёт оценивание норм по порядку критериев, как алгоритм.
Для того, чтобы оценить прямое действие норм, нужно последовательно ответить на два вопроса:
1) могут ли нормы, содержащиеся в данном источнике права, в принципе обладать признаком прямого действия;
2) соотв-ет ли данная конкретная норма критериям прямого действия.
23. Прямое действие отдельных источников права Европейского Союза.
Соотношение права ЕС с национальным правом государств входящих ЕС строится на четырёх принципах:
Верховенство по отношению к национальным системам права государств-членов. Принцип означает что в случае коллизии нормы национального права и права ЕС преимущественную силу имеет последняя.
Прямое действие. Под ним понимается непосредственное действие и обязательная применимость норм права ЕС на всей территории Европейского Союза и относительно всех субъектов права.
Интегрированность в национальные системы права государств-членов. Принцип означает, что все нормы права ЕС автоматически инкорпорируются в национальные правовые системы государств-членов.
Юрисдикционная защищенность. Под ним понимается то, что обязанность обеспечения защиты норм права ЕС возлагается не только на судебные органы Европейского союза, но и на национальные судебные органы государств-члЕНОВ
24. Концепция косвенного действия права Европейского Союза (принцип «лояльной интерпретации»). Принцип имущественной ответственно-сти государств-членов.
В 1980-е гг. из принципа верховенства Суд вывел принцип лояльной интерпретации, называемый также принципом косвенного действия. Данный принцип требует от судебных органов государств-членов осуществлять толкование национального законодательства в соответствии с правом ЕС, включая нормы, содержащиеся в директивах Сообщества1*(40).
В 1990-е гг. Суд установил принцип имущественной ответственности государств-членов перед физическими/юридическими лицами за ущерб, причиненный нарушением с их стороны норм права ЕС (принцип "Francovich", введенный Судом в решении 1991 г. по одноименному делу).
25. Компетенция Европейского Союза: понятие и характерные черты. Принципы реализации компетенции Европейского Союза: понятие, юридическое закрепление, содержание.
Понятие компетенции включает в себя две составляющие:Предметы ведения – круг вопросов (сфер правового регулирования), в отношении которых ЕС может принимать правовые акты.Полномочия ЕС – совокупность прав и обязанностей Союза (в лице его институтов и органов) при осуществлении определенных действий в рамках предмета ведения.
Компетенция ЕС имеет государственно-подобный характер.
Характерные черты: Властный характер компетенции (издание нормативных актов).
Носит производный характер (вторична по отношению к компетенции государств-членов).
Общей тенденцией развития компетенции ЕС является расширение предметов ведения и углубление полномочий. Компетенция является неоднородной по структуре.
Принцип передачи компетенции, будучи одним из принципов разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами, определяет, во-первых, что государства-члены добровольно передали часть своей компетенции Европейскому Союзу; во-вторых, именно переданная государствами-членами компетенция составляет компетенцию ЕС .
Получивший закрепление в Маастрихтском договоре принцип субсидиарности является принципом разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами. Применяемый за пределами исключительной компетенции ЕС, он призван осуществлять разграничение компетенции между национальным и наднациональным уровнями в рамках совместной (смешанной) компетенции.
Принцип пропорциональности оказывает влияние на разграничение компетенции между ЕС и государствами-членами путем определения степени вмешательства со стороны ЕС в регулирование того или иного общественного отношения . Его роль заключается в ограничении от непропорционального вмешательства публичных образований с целью урегулирования тех или иных общественных отношений для достижения задач такого регулирования.
- 2. Создание Европейского Союза (Маастрихтский договор 1992 г.). Структура и правосубъектность Европейского Союза до его реформи-рования Лиссабонским договором.
- 3. Реформа Европейского Союза в результате вступления в силу Амстердамского договора 1997 года и Ниццкого договора 2001 года.
- 11. Цели, ценности и общие принципы функционирования Европейского Союза.
- 12. Классификация источников европейского права. Первичное, вторичное и прецедентное право Европейского Союза.
- 18. Регламент, директива и отдельные виды решений как нормативные правовые акты. Порядок опубликования и вступления в силу регламентов, директив и решений.
- 20. Международные соглашения с третьими странами и международными организациями. Дополнительные соглашения между государствами-членами в системе источников права Европейского Союза.
- 21. Принцип верховенства права Европейского Союза.
- Критерии прямого действия нормы права eu
- 1) Норма д.Б. Очевидной и недвусмысленной;
- 2) Критерий безусловности;
- 26. Классификация предметов ведения и сфер деятельности ес. Внутренняя и внешняя компетенции ес, ассоциация с заморскими странами.
- 27. Уполномочивающие статьи Учредительных договоров: значение и об-щая характеристика.
- 28. Компетенция Европейского Союза в сфере внешней политики и политики безопасности.
- 39. Общая характеристика судебной системы Европейского Союза. Звенья судебной системы.
- 41. Компетенция Суда Европейского Союза.
- 42. Счетная палата: состав, порядок формирования, компетенция.
- 43. Общая характеристика правотворческого процесса в Европейском Союзе.
- 44. Понятие, методы построения и принципы внутреннего рынка Европейского Союза. Общая характеристика правового регулирования внутреннего рынка.
- 60. Сотрудничество судебных органов и полиции: общая характеристика.
- 61. Шенгенское право как часть права Европейского Союза. Визовый ко-декс Европейского Союза.
- 64. Энергетическая политика Европейского Союза: содержание и совре-менные тенденции развития.
- 71. Регулирование деятельности публичных предприятий и отраслей естественных монополий на уровне Европейского Союза и государств-членов.
- 76. Европейское акционерное общество: правовое регулирование, способы создания, уставный капитал, участники, особенности правоспособности, перенос места нахождения.
- 83. Европейская система центральных банков: понятие и структура, цели создания
- 84. Европейский центральный банк: правовое положение, гарантии независимости, полномочия, руководящие органы.