logo
evrop_otvety

84. Европейский центральный банк: правовое положение, гарантии независимости, полномочия, руководящие органы.

Европейский центральный банк (англ. European Central Bank) — центральный банк Евросоюза и зоны евро. Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.

Главные функции банка:

выработка и осуществление валютной политики зоны евро;

содержание официальных обменных резервов стран зоны евро и управление ими;

эмиссия банкнот евро;

установление основных процентных ставок.

поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.

Все ключевые вопросы, касающиеся деятельности Европейского центрального банка, таких как учётная ставка, учёт векселей и прочие, решаются дирекцией и советом управляющих Банка.

В состав дирекции входят шесть человек, в том числе Председатель ЕЦБ и Заместитель председателя ЕЦБ. Кандидатуры предлагаются Советом управляющих, одобряются Европейским парламентом и главами государств, входящими в еврозону.

Директора назначают сроком на восемь лет.

85. Понятие финансовой системы Европейского Союза. Источники доходов Европейского Союза (система собственных средств).

=( придумай что-нибудь…. От себя…плиз…

86. Понятие, предмет и метод бюджетного права Европейского Союза. Принципы формирования и исполнения бюджета. Правовые источники бюджетного регулирования в Европейском Союзе.

Бюджет ЕС представляет собой правовой акт, посредством которого планируются и утверждаются все необходимые доходы и расходы ЕС в каждом бюджетном году. В Договоре о ЕС правовая природа бюджета и его соотношение с другими нормами вторичного права не определены; бюджет не упомянут и в перечне актов ЕС. Однако в Договоре предусмотрен и детально урегулирован специальный порядок утверждения бюджета, отличный от процедуры принятия иных актов.

Акт о бюджете является основанием возникновения специфичных правоотношений между ЕС и государствами-членами. ЕС обладает правом требования в отношении определенных в бюджете средств, а на государства возлагается соответствующее финансовое обязательство, вытекающее из Договора и специальных нормативных актов в бюджетной сфере. Именно в Акте о бюджете устанавливаются состав, величина и временные рамки исполнения соответствующих обязательств, а также ставки и иные нормативы. Посредством бюджетных решений действие норм бюджетного права ЕС выходит за пределы органов ЕС и распространяется на государства-члены в качестве обоснования обращенного к ним финансового требования. Бюджетный акт не затрагивает прочие, негосударственные, субъекты; иное возможно при осуществлении мероприятий по исполнению бюджета (например, при предоставлении субвенции), которые могут приводить к возникновению правовых последствий непосредственно для физических и юридических лиц.

Утверждение бюджета ведет к возникновению у соответствующих институтов ЕС полномочий по распоряжению средствами в определенном планом объеме, но не обязанности по фактическому совершению запланированных расходов. Сам по себе план бюджета не является достаточным правовым основанием расходования средств. Правовой базой полномочий Комиссии по совершению бюджетных расходов служатпрежде всего нормы первичного права, регулирующие предметные аспекты деятельности ЕС.

Обязанность по совершению расходов является производной от общей компетенции институтов ЕС по выполнению возложенных на них функций.

Правовую основу бюджетной системы ЕС образуют нормы учредительных договоров Сообществ. Помимо этих договоров, важные финансовоправовые нормы содержит Брюссельский договор 1965 г., предусмотревший слияние бюджетов Сообществ, а также два так называемых бюджетных договора 1970 и 1975 гг. об изменении некоторых бюджетных предписаний учредительного Договора ЕЭС и Брюссельского договора.

87. Бюджетный процесс в Европейском Союзе. Система финансового контроля и аудита.

ЕС обеспечивает себя финансовыми средствами, которые требуются для достижения его целей и проведения его политики. Структура собственных средств:

1) отчисления, премии, дополнительные и компенсационные платежи, а также иные платежи, взимаемые с товарооборота с третьими странами в рамках общей сельскохозяйственной политики;

2) таможенные пошлины Единого таможенного тарифа, другие аналогичные таможенные платежи, взимаемые с товарооборота с третьими странами, а также таможенные пошлины на товары номенклатуры ЕОУС;

3) отчисления от поступлений национальных налогов на добавленную стоимость;

4) процентные отчисления от величины валового общественного продукта;

5) прочие собственные средства (налог на жалованье персонала, процентный доход от капитала, полученные взносы на осуществление программ, штрафы и др.).

В ст. 272 Договора проводится различие между обязательными и необязательными расходами . Это разделение объясняется в первую очередь политическими причинами и связано с распределением бюджетных полномочий между институтами ЕС. Обязательные расходы утверждаются Советом, необязательные – Парламентом. Последний имеет возможность во пределенных пределах увеличить по сравнению с предшествующим годом размер необязательных расходов путем соответствующего изменения представленного Советом плана бюджета.

Бюджетный процесс представляет собой последовательность отдельных этапов разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В нем участвуют Совет и Парламент, образующие в совокупности бюджетный орган ЕС, Комиссия, а также Счетная палата, осуществляющая бюджетный контроль.

Процесс разработки и принятия бюджета начинается 1 сентября и завершается 31 декабря года, предшествующего бюджетному. Для каждого этапа правом ЕС определены сроки, обязательные для бюджетного органа.

Этапы бюджетного процесса:

1) разработка предварительного проекта. Бюджетный процесс начинается с представления органами и службами смет их расходов и поступлений. Комиссия составляет на их основе предварительный проект бюджета;

2) утверждение проекта бюджета. Предварительный проект бюджета с сопроводительными материалами должен быть представлен Совету. Одновременно проект представляется Парламенту. По окончании консультаций Совет квалифицированным большинством голосов принимает решение об утверждении проекта предварительного бюджета. Принятый Советом проект бюджета направляется Парламенту для рассмотрения впервом чтении. Бюджет может быть окончательно утвержден уже в первом чтении, если Парламент одобрит его в течение 45 дней

88. Институты, органы и специальные структуры Евросоюза, принимаю-щие участие в реализации экономической и денежной политики Сою-за.

Комитет, мин.фин.

  1. ЕЦБ И ЕСЦБ

Протокол № 1 к Лиссабонскому договору.

ЕЦБ принадлежит исключительное право на эмиссию ЕВРО.

2) Совет министров экономики и финансов – ЭКОФИН.

3) Еврогруппа Протокол о Еврогруппе – состоит из министров финансов стран Еврозоны.

G – 20 – 20 наиболее экономически развитых стран мира.

4) Экономический и финансовый комитет

Наблюдает за экономической и финансовой ситуацией в гос-членах. Туда входит 2 представителя от каждого гос-ва ЕС, а также представитель Комиссии ЕЦБ. Макс численность – 80 человек.

89. Понятие межгосударственной унификации права и унификации права в рамках Европейского Союза. Правовые основания унификации (гармонизации) права государств-членов ЕС.

унификация – полное приведение к общему знаменателю.

гармонизация – приведение к общей правовой базе регулирования

межгосударственная унификация права – разновидность межгосуд-го сотрудничетсва выработки правовых норм единообразно регулирующих определенно регулир-их отношения в участвующих в таком сотрудничестве странах или между ними.

Правовые основания гармонизации и унификации:

1. ст114-118дфес.цели в ст26дфес

2. специальные акты в отдельны областях экном-ой деятельности(ст 113 – косвенное налогообложение, п2 ст64-движение каиталов,192 – защита окрсреды)

3. ст81дфес(хотя можно выделить во вторую группу) – сближение по гражданским делам

4. ст352дфес – резервная правовая база для уификации

90. Виды унификации (гармонизации) права государств-членов ЕС. Цели унификации (гармонизации) права.

унификация – полное приведение к общему знаменателю.

гармонизация – приведение к общей правовой базе регулирования

межгосударствен унификация права – разновидность межгосуд-го сотрудничетсва выработки правовых норм единообразно регулирующих определенно регулир-их отношения в участвующих в таком сотрудничестве странах или между ними.

Цели унификации:

Носит служебно-вспомогательный характер(для построения внутреннего рынка)

1. ликвидация дискриминации

2. эффективно осуществление перемещения товаров лиц услуг и капитала

3. устранение нарушений конкурентной борьбы вызванных в различии в праве гос-в-членов

4. содействие интеграции эконом-их и социальных политик гос-в

Виды унификации и гармонизации:

1. материального права

2. коллизионных норм

91. Методы и инструменты европейской унификации (гармонизации) права.

унификация – полное приведение к общему знаменателю.

гармонизация – приведение к общей правовой базе регулирования

межгосударствен унификация права – разновидность межгосуд-го сотрудничетсва выработки правовых норм единообразно регулирующих определенно регулир-их отношения в участвующих в таком сотрудничестве странах или между ними.

Методы унификации:

1. прямой(издание регламентов,с натягом можно решения отнести сюда-чаще всего это индивидуальное применение)

2. косвенный(сохраняетс национальный правовой режим регулирования – устраняются лишь те различия которые препятсвуют нормальному функционированию внутреннего рынка.Основн инстру-т директива.но есть еще рекомендации и допосоглашения)

92. Предпосылки, способы и основные этапы гармонизации договорного права Европейского Союза.

предпосылки,способы,этапы гармонизации договорного права ЕС

предпосылки:

1. различия в правовом регулировании договорного права стран-членов

модели договорного права: французское(пакта консерванта – договор должен соблюдаться.цена существенное условие), немецкое(ослабление обязательной силы договора.суд может изменить содержание договора.цена не существенное условие),английская(понятие встречного удовлетворения – обязательство существует лишь если есть встречное удовлетворение.не рассматриает суд ненарушенные обязательства.негативное последствие возмещение убытков только.цена не существенное условие).

1980 – римская конвенция о праве применимом к договороным обязателсттвам.Расширение полномочий ЕС. Далее трансформировали конвенцию в регламент 593/2008

методы гармонизации:

1. принятие директив(минимальная гармонизация).критикуется т.к. над конкретика,а в диретиве лишь цель.Много по защите прав потребителей: 1993/13

2. залючение международного соглашения: конвенция ООН 1980 о договорах международной продажи товаров(венская)

3. выработка частных кодификаций или сводов правил не имеющих нормативного значения(1923 в сша институт создали по кодификации прецедентов.это позволило выявить общие подходы.это рестейтменс – составляются авторитетными правоведами,но не нормативный акт.В ЕС это обобщение судебной практики.Критика – носят спекулятивный характер мнение ученых по социальному заказу).

4. разработка вариантов унифициров-х/гармониз-х номр на международном и европейском уровнях неправителотсвенными исследовательскими организациями: принципы договорного права ЕС разработаны еврокомиссией по договорному праву и принципы международных коммерческих договоров – принципы унидруаЭто не обязательный источникЧасто на эти правила опираются в договорах.

93. Принципы европейского договорного права. Проект «общих критериев» (DCFR): общая характеристика.

Разработаны европ.омиссией. принципы – унидруа !!!

Затем появились Принципы европейского договорного права (далее — Принципы), которые были разработаны Европейской комиссией по договорному праву и приняты в 1999 году (I и II ч.) и 2002 году (III ч.). Несмотря на то что они являются продуктом евроинтеграции, применять Принципы могут и белорусские участники ВЭД. Дело в том, что единственным и исключительным условием применения Принципов является ссылка на них в тексте договора. Однако стороны могут исключить или изменить применение отдельных принципов (ст. 1.102). При этом в отличие от тех же Принципов УНИДРУА, Принципы европейского договорного права распространяются не только на предпринимательские (коммерческие), но и на любые другие договоры, в том числе с участием потребителей.

Сейчас они - DCFR- СТАНДАРТНЫЕ УСЛОВИЯ КОНТРАКТОВ. ЭТО АКТ МЯГКОГО ПРАВА

(3) Настоящие принципы применяются:

(а) когда стороны согласились о том, что их договор подчиняется “Общим принципам законодательства, “lex mercatoria или подобному.

(b) если стороны не избрали иной системы или правил законодательства, которые регулируют их договор.

(4) Настоящие принципы обеспечивают разрешение вопроса, которые не может быть разрешен системой или правилами законодательства.

94. Современные тенденции формирования договорного права Европейского Союза.

4 варианта развития договорного права ЕС:

1. проблему наличия различий в законод-ве гос—в должен решить рынок.ес не принимает мер по гармонизации.

2. ЕС обеспечивает разработку и принятие общих принципов договорного права которые не имеют обязательной силы но могут быть использованы при подготовке проекта договора

3. ЕС улучшает качество существующих правовых предписаний

4. ЕС издает новый акт который охватывает как общие положения договорного права так и отдельные виды договоров(СЕЙЧАС РАБОТАЮТ ПО 4 ПОДХОДУ)