logo search
Гос

Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии

Великобритания не имеет официальной конституции. В результате взаимоотношений между государственными институтами Англии важную роль играют конституционные соглашения, а также соответствующие судебные решения и труды выдающихся юристов.

Великобритания является парламентской монархией, где правительство формируется парламентским большинством. Из принципа парламентского верховенства вытекает отсутствие в Соединенном королевстве системы конституционного контроля.

Великобритания является монархией, где монарх формально обладает очень широкими правами. В Англии правит Виндзорская династия по известной формуле «Король царствует, но не правит». Здесь по-прежнему кастильская система престолонаследия, согласно которой мужчины имеют преимущество перед женщинами только при равной с ними степени родства. До сих пор сохраняется запрет на занятие престола католиками. Король (королева) выполняет преимущественно ритуальные функции, являясь символом нации, преемственности ее исторического развития, стабильности государственного строя.

Парламент Великобритании формально состоит из монарха, палаты лордов и палаты общин. Палата лордов – верхняя и более древняя палата парламента. В ее состав входит около 1200 членов (пэров): духовные лорды, представляющие верхушку англиканской церкви, наследные лорды Англии, Шотландии и Соединенного Королевства (герцоги, маркизы, графы, виконты, бароны), ординарные лорды по апелляции, назначаемые пожизненно, пожизненные пэры (подобный статус стали получать представители политической, экономической и культурной элиты). Появление в Палате лордов известных государственных и общественных деятелей оживило ее работу, почти прекратило разговоры о необходимости ликвидации палаты как таковой. Проведенные реформы начала и середины 20 века превратили верхнюю палату в фактически консультативный орган. Ее реальная власть свелась, во-первых, к шлифовке законопроектов, принятых Палатой общин, во-вторых, к рассмотрению второстепенных биллей с тем, чтобы разгрузить от них нижнюю палату, в-третьих, к преимущественному рассмотрению актов консолидированного законодательства.

Более реальный характер носят различные судебные полномочия лордов. Палата продолжает исполнять роль Верховного суда Великобритании, но не в полном составе, а через свой апелляционный комитет.

Руководитель палаты– лорд-канцлер является одновременно членом кабинета министров, в котором он исполняет функцию министра юстиции, хотя его роль скромнее, чем у спикера Палаты общин. В Палате лордов существует деление на партийные фракции, есть лидеры большинства и меньшинства, партийные организаторы, так называемые «кнуты», но данное деление имеет меньшее значение, чем в палате общин. Кворум для обсуждения вопроса составляет 3 человека, для принятия решений – 30 человек. Лорды, исключая апелляционных, которые профессионально работают в палате, исполняют свои функции бесплатно. Они имеют право только на компенсацию накладных расходов, связанных с парламентской деятельностью.

Современный английский парламент – это преимущественно Палата общин, состоящая из 650 членов, избранных по мажоритарной системе относительного большинства. Подобная модель создает двухпартийную систему, смысл которой заключается в попеременном нахождении у власти двух партий. Двухпартийная система стала одной из причин стабильности государственного строя и мягкой смены политического курса в этом государстве. В Палате общин представлены и другие политические группы, но одна из ведущих партий всегда получает в палате абсолютное большинство и формирует правительство. Срок полномочий парламента составляет пять лет.

Высшим должностным лицом палаты является спикер. У спикера три главные функции: он представляет палату во взаимоотношениях с монархом, другими государственными учреждениями, гражданами, руководит дебатами и является высшим руководителем аппарата ее служащих. Кандидатуру спикера предлагает правящая партия, но если прежний спикер желает продолжить свою деятельность он обычно сохраняет свой пост. Главное требование к спикеру – политическая беспристрастность. После избрания он выходит из своей партии. Спикер не участвует в дебатах и голосует лишь тогда, когда голоса разделяются поровну.

В деятельности палаты, организации законодательного процесса, решающую роль играют фракции политических партий, прежде всего крупнейших из них – консерваторов и лейбористов, которые периодически меняются местами в качестве правительств и официальной оппозиции. Правящая партия преобладает во всех структурных подразделениях парламента, и её лидер руководит работой парламентского большинства. Он автоматически становится Премьер-министром.

Палата состоит из общего собрания и комитетов, которые в свою очередь делятся на комитет всей палаты, выборные (специальные) комитеты, постоянные комитеты, соединенные комитеты. Основная функция палаты – законотворчество.

Английские законы (статуты) делятся на три группы, для каждой из которых установлен свой порядок рассмотрения. Основным видом законопроектов являются публичные билли. Они устанавливают общие правила для всей территории Великобритании. Частные билли касаются отдельных местностей, юридических и физических лиц или их групп. Гибридные билли содержат нормы как общего применения, так и затрагивающие отдельных лиц.

Палата общин осуществляет контроль над правительством и отдельными министерствами. Парламентскому большинству приходится контролировать как бы самого себя.

Традиционно главой правительстваВеликобритании считается монарх, но его роль не более чем церемониальная. Премьер-министром становится лидер победившей партии. Формирование правительства начинается с назначения монархом Премьер-министра, которому поручается представить список министров. Статус главы правительства не определен законом, поэтому реальный ресурс власти зависит от личного авторитета главы правительства, от степени единства партии и т.д. Формирование правительства происходит быстро, чему способствует наличие у победившей оппозиционной партии «теневого кабинета». В процессе формирования правительства должностная квалификация не считается решающим критерием. Министры – профессиональные политики, поэтому министром финансов далеко не всегда становится бывший финансист, иностранных дел – дипломат и т.д. Часто случается, что один и тот же человек занимает различные министерские посты в составе данного кабинета. Правительство как собрание министров сформировалось в недрах королевского Тайного совета, который сохраняется и сейчас. Совет насчитывает около 300 человек, членство в нем является почетной синекурой.

Численность правительства не может превышать 95 человек (обычно 75-80). В полном составе правительство практически не собирается. Текущее управление государством осуществляет более узкая коллегия – кабинет. Его главная задача – согласование деятельности ведомств с целью обеспечения их солидарных действий в рамках политической программы правящей партии. Все члены кабинета назначаются премьером, численность его около 20 человек.

В Англии отсутствует четкое деление центральных ведомств. Политически наиболее важными ведомствами являются министерства: финансов, внутренних дел, иностранных дел, обороны. Другие министерства занимаются социально-экономическими вопросами (их около 15).

Парламент имеет право поручить кому-либо, например правительству, издавать акты законодательного свойства. Так как правительство всегда опирается на парламентское большинство, оно легко может добиться от него полномочий на издание подобных актов.

Система английского правасостоит из трех исторически сложившихся его видов: общего, справедливости и статутного. Главная особенность общего права – это прецедентный характер.

Для судебной власти современной Англии характерно жесткое деление на низшие и высшие суды. Низшие суды – суды магистратов и графств – освобождают высшие инстанции от сравнительно маловажных дел, обеспечивают быстрое и дешевое правосудие. Огромное число гражданских и уголовных дел (80-90%) рассматриваются низшими судами.

Высший суд состоит из суда Короны, Высокого суда и Апелляционного суда. Высшей судебной инстанцией и главным создателем судебных прецедентов является Палата лордов, точнее ее Судебный комитет.

Власть на местах(органы местного самоуправления) находятся в руках выборных советов различного уровня (графств, городов, районов). Советы формируются в ходе выборов, срок их полномочий 4 года. Советы избирают своих руководителей – председателя или мэра. Подлежащие рассмотрению проблемы предварительно обсуждаются в профильных комитетах. Советы и комитеты принимают решения. Реализуют их постоянные служащие – профессионалы, нанимаемые Советами.

Современное состояние государственной службы связано с нахождением на посту премьер-министра М.Тэтчер. Реформы Тэтчер, ее попытки перевести значительную часть административного аппарата на принципы функционирования частных корпораций дали неоднозначные результаты.

Великобритания находится в настоящее время в поиске оптимальной модели организации административной системы.