Французская республика
Конституция Пятой республики превратила президента, игравшего ранее второстепенную политическую роль, в центральную фигуру структуры государственного управления. Выборы Президента прямые, всеобщие, проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства. Если победитель не выявился в первом туре, то проводится второй тур.
Президентизбирается сроком на 5 лет с правом неограниченного переизбрания. Для выдвижения кандидатов необходимо собрать 500 подписей поручителей из числа представителей административной элиты рангом выше муниципального советника. В списке должны присутствовать представители не менее 30 департаментов, причем каждый из них должен дать не более 10% подписей. Обращает на себя внимание то, что французская избирательная практика достаточно демократична и экономна, т.к. собрать голоса полутысячи представителей политической элиты проще и дешевле, чем подписи огромного количества избирателей.
Обязанности Президента во всех случаях прекращения его полномочий временно исполняет председатель Сената. Полномочия президента французской республики можно разделить на собственные и осуществляемые совместно с правительством. Он объявляется гарантом соблюдения Конституции и международных договоров, сохранения национальной независимости и территориальной целостности. Глава государства отправляет правительство в отставку согласно заявлению Премьер-министра, председательствует в Совете министров (правительство). К правительственным правам президента примыкают его парламентские полномочия. Он имеет право досрочно распускать Национальное собрание (нижняя палата парламента), объявлять референдумы, вводить чрезвычайное положение и др.
Гораздо шире круг полномочий, осуществляемых президентом и правительством совместно. В этом случае акты главы государства требуют дополнительной подписи (контрассигнации) главы правительства.
Президент является безответственным политически и уголовно за действия, совершенные им при исполнении служебных обязанностей. Его нельзя отправить в отставку иначе, чем в результате поражения на выборах. Резиденция президента – Елисейский дворец. Глава французской республики свободен в подборе своих сотрудников.
Французское правительствотесно связано с Президентом. Формирование правительства начинается с назначения руководителя правительства – Премьер-министра. Это одно из важнейших собственных полномочий президента. Отставка премьера означает и отставку всего кабинета, связанного солидарной политической ответственностью. Правительство менее устойчиво, чем президент и даже Национальное собрание. Оно меняется раз в 3-4 года. После назначения премьер-министра начинается формирование самого правительства. Состав его зависит от мнения, как Президента, так и Премьера. Премьер не является главой правительства, он руководит не самим правительством, а его деятельностью. Главой правительства считается Президент, возглавляющий Совет Министров.
Важнейшей правительственной структурой является Совет Министров, заседающий под председательством президента. Совет – коллегиальный орган, наделенный широкой компетенцией. Он рассматривает проекты законов, вносимых затем в парламент, принимает ордонансы и декреты, производит назначение высших должностных лиц и т.д.
Существует определенная иерархия членов правительства, число которых может доходить до 50. На верхней ступени - государственные министры - руководители важнейших ведомств (около 5), затем идут обычные министры – руководители самостоятельных ведомств, их помощники, называющиеся министрами-делегатами, и государственные секретари.
Парламент, которому вручена законодательная власть, состоит из Национального собрания и Сената. Национальное собрание (нижняя палата) состоит из 577 депутатов, которые избираются на основе всеобщего, равного, тайного и прямого голосования.
Особенностью избирательной системы является создание института заместителей депутатов. На выборы кандидат идет вместе со своим возможным заместителем. В случае досрочного прекращения депутатом своих полномочий, его место в Национальном собрании занимает заместитель. Действует мажоритарная система голосования. Сенат (верхняя палата парламента) состоит из 322 депутатов. Сенат способствует преемственности государственной власти, являясь постоянно действующим учреждением, обеспечивает представительство территориальных комитетов республики, исполняет типичные для подобного учреждения функции консервативного противовеса нижней палате.
Палаты французского парламента неравноправны. Решающая роль в исполнении главных парламентских функций принадлежит Национальному собранию.
Главной функцией парламента является законодательство. Французское право знает иерархию законов. Важнейшими из них являются конституционные, вносящие изменения в текст Основного закона. Вторым в иерархии законов являются органические. Они принимаются в развитие Конституции, например, порядок проведения выборов Президента. И существуют обычные, ординарные законы.
Главная особенность законодательного процесса во Франции – активная роль в нем правительства.
Кроме основных законодательных полномочий парламент располагает и другими (вотум доверия правительству, объявление войны и др.).
Руководят деятельностью палат парламента председатели при помощи бюро. Парламентскую повестку дня, направление ее законодательной работы определяет совещание (конференция) председателей. В структуру парламента входят также различные комиссии, партийные фракции. Во Франции законодатели менее свободны в своих действиях, чем в Англии, где действует принцип парламентского верховенства, или США, где Конгресс и органы исполнительной власти действуют достаточно независимо друг от друга.
Местная судебная властьимеет ряд особенностей: 1) четкое разделение судебных органов, Наряду с судами общей (уголовной и гражданской) юрисдикции, здесь давно сложились административные суды; 2) кодифицированность законодательства; 3) существование системы прокуроров при судебных учреждениях различных инстанций; 4) “рационализация” судебной системы; 5) судебная власть во Франции более зависима от правительства и менее авторитетна, чем в англосаксонских странах.
Низшими и наиболее активно работающими учреждениями общей юрисдикции являются трибуналы большой и малой инстанций. В порядке апелляции дела пересматриваются апелляционными судами. Высшей судебной инстанцией во Франции традиционно является Кассационный суд.
Одним из важных направлений модернизации судебной системы Франции стало широкое распространение здесь специализированных судебных учреждений. Они входят в систему общей юстиции. Наиболее известные – трибуналы по делам несовершеннолетних, торговые суды и т.д.
Франция – родоначальница административного судопроизводства. Органы административной юстиции призваны решать две группы проблем. Во-первых, это оценка деятельности органов государственного управления с точки зрения их законности, а также целесообразности. Во-вторых, разбор жалоб населения на действия административных органов. В настоящее время органы юстиции имеют следующую структуру: низшие (региональные) административные трибуналы, апелляционные суды, Государственный совет. Государственный совет – высший и наиболее авторитетный административный суд, выступающий одновременно юрисконсультом правительства.
Конституционный совет осуществляет конституционный надзор, надзор за проведением референдумов и президентских выборов, рассмотрение жалоб на результаты парламентских выборов. Еще одним важнейшим учреждением юстиции является Высший совет магистратуры, где председательствует сам президент. Совет дает заключения на предложения министра юстиции относительно служебных передвижений работников юстиции, консультирует президента по вопросам помилования, выступает в качестве дисциплинарного суда.
Франция имеет трехуровневую систему организации власти на местах: коммуна, департамент, регион. Одновременно она имеет пятиуровневое административно-территориальное деление: коммуна, кантон, округ, департамент, регион. Кантоны и округа не имеют собственных властных органов и являются преимущественно избирательными округами.
Франция стала родоначальницей создания системы специализированных учебных заведений, выпускники которых пополняют ряды государственных служащих (Национальная административная школа). В настоящее время система государственной службы регулируется серией законов, принятых в 1980-е годы и составивших различные разделы Общего устава служащих государства и территориальных коллективов.
- А кадемия управления
- Содержание
- Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- Условия и принципы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме 1
- Тема 2. Система государственных органов: понятие, типология, характеристика Лекция 2. Система государственных органов: понятие, типология, характеристика
- Государственный орган: понятие, классификация
- Организационная структура государственного органа
- Организационная структура управления государственного органа: принципы формирования и типология
- Контрольные вопросы к теме 2
- Тема 3. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции Лекция 3. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции
- Институт президентства
- Институт президентства в Республике Беларусь
- Парламент как институт представительства народа
- Парламент Республики Беларусь
- Институт судебной власти
- Органы особой компетенции
- Контрольные вопросы к теме3
- Тема 4. Органы исполнительной власти Лекция 4. Органы исполнительной власти
- Правительство и система распорядительно-исполнительных органов государственного управления
- Правительство Республики Беларусь
- Система республиканских исполнительно-распорядительных органов
- Контрольные вопросы к теме4
- Тема 5. Органы управления административно-политической сферой в Республике беларусь Лекция 5. Органы управления административно-политической сферой
- Особенности управления административно-политической сферой
- Министерство внутренних дел
- Министерство юстиции
- Министерство иностранных дел
- Министерство обороны
- Министерство по чрезвычайным ситуациям
- Комитет государственной безопасности
- Государственный таможенный комитет
- Контрольные вопросы к теме5
- Тема 6. Экономические органы управления в республике беларусь Лекция 6. Республиканские экономические органы управления
- Министерство экономики
- Министр экономики республики беларусь
- Первый заместитель министра
- Заместитель министра
- Республиканс- кое унитарное предприятие «БелВти»
- Департамент по предпринимательству
- Министерство финансов
- Министерство статистики и анализа
- Министерство по налогам и сборам
- Министерство труда и социальной защиты
- Контрольные вопросы к теме6
- Тема 7. Отраслевые органы государственного управления в республике Беларусь Лекция 7. Отраслевые органы государственного управления
- Министерство промышленности и министерство энергетики
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- Коллегия министр
- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
- Министерство связи
- Министерство информации
- Министерство архитектуры и строительства
- Министерство транспорта и коммуникаций
- Контрольные вопросы к теме №7
- Тема 8. Государственные органы управления социальной сферой в республике беларусь Лекция 8. Государственные органы управления социальной сферой
- Органы управления социальной сферой
- Министерство здравоохранения
- Министерство спорта и туризма
- Министерство образования
- Министерство культуры
- Министерство торговли
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства
- Контрольные вопросы к теме №8
- Тема 9. Органы местного управления и самоуправления Лекция 9. Органы местного управления и самоуправления
- Сущность местного управления и самоуправления
- Местные государственные органы
- Органы местного самоуправления в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №9
- Тема 10. Зарубежный опыт организации государственного управления Лекция 10. Зарубежный опыт организации государственного управления
- Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии
- Соединенные Штаты Америки
- Французская республика
- Контрольные вопросы к теме №10
- Вопросы к Экзамену
- Литература
- Организационная структура государственного управления
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.