Министерство финансов
В условиях экономического суверенитета республики принципиально меняются подходы к формированию финансовых отношений, выполнение задач, которые осуществляет Министерство финансов. Одним из принципов деятельности Министерства финансов является принцип самофинансирования, который предполагает обеспечение народнохозяйственных потребностей республики собственными финансовыми ресурсами.
Основными задачами Министерства финансовявляются:
проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности;
контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов;
проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
осуществление лицензирования и контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;
государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
государственное регулирование аудиторской деятельности.
Министерство финансов в соответствии с возложенными на него задачами:
осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике, изучает экономику и финансы отраслей и административно-территориальных единиц, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
организует работу по составлению проекта республиканского бюджета, определяет порядок, сроки составления и представления в Минфин республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в местные бюджеты областей и г. Минска, а при необходимости – для уточнения доходов и расходов бюджетов в процессе их исполнения. Составляет проект республиканского бюджета, ежегодно разрабатывает проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет их в Совет Министров Республики Беларусь;
участвует в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;
разрабатывает предложения о принципах формирования республиканского бюджета, взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами областей и г. Минска, участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений Республики Беларусь с другими государствами;
разрабатывает и определяет порядок и сроки составления и исполнения республиканского бюджета;
на основе расчетных показателей бюджета областей и г. Минска определяет нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в бюджеты областей и г. Минска, исходя из экономической ситуации в республике в целом и социально-экономического положения конкретных административно-территориальных единиц, для последующего утверждения этих отчислений в установленном порядке;
осуществляет краткосрочное и долгосрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами;
проводит работу по совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, а также по подготовке проектов международных соглашений по вопросам налогообложения. Анализирует влияние действующей налоговой системы на обеспечение доходной части республиканского бюджета и на финансовое состояние юридических лиц;
определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам;
обеспечивает исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов и устанавливает с участием соответствующих республиканских органов государственного управления поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета в установленном порядке, осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей и г. Минска;
осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вопросы, касающиеся исполнения бюджета;
регулирует финансовые взаимоотношения между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами;
анализирует и при необходимости корректирует в утвержденных пределах и с учетом имеющихся финансовых ресурсов исполнение республиканского бюджета;
анализирует и обобщает информацию об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и г. Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
организует учет и проведение бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами;
осуществляет подготовку и уточнение порядка управления государственными финансовыми средствами и их учета;
управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;
формирует перечень республиканских органов государственного управления, находящихся в их ведении организаций, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, средства которых аккумулируются на счетах казначейства. В структуру Минфина входят департаменты, Главное государственное казначейство, управления, отделы, а также его территориальные органы.
В структуре Министерства финансов Республики Беларусь созданы следующие департаменты без прав юридического лица:
департамент государственных знаков;
департамент драгоценных металлов и драгоценных камней;
департамент страхового надзора;
департамент бюджетной политики;
департамент налоговой политики и доходов бюджета;
департамент финансирования непроизводственной сферы и социальной защиты;
департамент финансов производственной сферы и коммуникаций;
департамент рынка ценных бумаг и денежно-кредитной политики;
департамент финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга.
В систему Минфина входят республиканское унитарное предприятие «Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Беларусь», республиканское научное учреждение «Научно-исследовательский центр Министерства финансов Республики Беларусь», а также иные организации, находящиеся в ведении Минфина.
Министерство финансов осуществляет свою деятельность самостоятельно и через финансовые управления (отделы) местных ис- полнительных и распорядительных органов, организует деятельность подчиненных и находящихся в ведении организаций и осуществляет контроль за их деятельностью и т.д.
Минфин возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.
Министр имеет заместителей, численность которых определяется Президентом Республики Беларусь, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в Минфине образуется коллегияв составе Министра (председателя коллегии), его заместителей и руководителя Главного контрольно-ревизионного управления (по должности), руководителей департаментов Минфина и других работников. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
Решения коллегии оформляются приказами Министра либо постановлениями Минфина. В случае разногласий между Министром и коллегией, возникающих при принятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут сообщить свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.
Структура Минфина представлена на схеме 6.2.
В систему Министерства финансов входят следующие организации:
Республиканское унитарное предприятие «Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Беларусь»;
Республиканское научное учреждение «Научно-исследовательский центр Министерства финансов Республики Беларусь».
Важнейшими кредитными учреждениями во всех странах являются банки. Они обладают исключительным правом на привлечение вкладов, открытие счетов юридических и физических лиц, аккумуляцию средств и размещение их в различных сферах общества.
Главное кредитное учреждение – Нацбанк. Основными целями деятельности НБ являются:
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы РБ;
обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
В соответствии с этими целями, НБ проводит совместно с правительством единую денежно-кредитную политику РБ, регулирует денежное обращение (выпуск – эмиссия денежных знаков) изъятие их из обращения, покупку и продажу иностранной валюты, является центральным депозитарием государственных ценных бумаг и др. Банк выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, устанавливает документацию банков, осуществляет контроль над ними. При невыполнении его предписаний об устранении нарушений вправе требовать реорганизации коммерческих банков, замены их руководителей. Банк возглавляет его председатель, назначаемый по представлению Президента Палатой представителей.
НБ совместно с правительством ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту основные направления денежно-кредитной политики на очередной год, ежеквартально информирует Президента об объеме эмиссии денег и о выполнении основных направлений денежно-кредитной политики РБ.
Структура НБ:
Департамент бухгалтерского учета и отчетности.
Департамент регулирования учета, расчетов и кредитно-финансовых инструментов.
Департамент внешнеэкономической деятельности.
Департамент монетарной политики и экономического анализа.
Департамент платежного баланса и банковской статистики.
Департамент администрации.
Департамент валютного регулирования и валютного контроля.
Департамент банковского надзора.
Департамент международных операций.
Департамент монетарных операций.
Департамент платежной системы и информатизации
Департамент эмиссионно-кассовых операций.
Юридический департамент.
Финансовый контроль, хотя и в разных формах осуществляется всеми названными выше органами, но особую роль играют департамент финансовых расследований КГК (проверка денежных документов, наложение штрафов на банки, несвоевременно перечисляющие положенные средства в государственный бюджет.
- А кадемия управления
- Содержание
- Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- Условия и принципы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме 1
- Тема 2. Система государственных органов: понятие, типология, характеристика Лекция 2. Система государственных органов: понятие, типология, характеристика
- Государственный орган: понятие, классификация
- Организационная структура государственного органа
- Организационная структура управления государственного органа: принципы формирования и типология
- Контрольные вопросы к теме 2
- Тема 3. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции Лекция 3. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции
- Институт президентства
- Институт президентства в Республике Беларусь
- Парламент как институт представительства народа
- Парламент Республики Беларусь
- Институт судебной власти
- Органы особой компетенции
- Контрольные вопросы к теме3
- Тема 4. Органы исполнительной власти Лекция 4. Органы исполнительной власти
- Правительство и система распорядительно-исполнительных органов государственного управления
- Правительство Республики Беларусь
- Система республиканских исполнительно-распорядительных органов
- Контрольные вопросы к теме4
- Тема 5. Органы управления административно-политической сферой в Республике беларусь Лекция 5. Органы управления административно-политической сферой
- Особенности управления административно-политической сферой
- Министерство внутренних дел
- Министерство юстиции
- Министерство иностранных дел
- Министерство обороны
- Министерство по чрезвычайным ситуациям
- Комитет государственной безопасности
- Государственный таможенный комитет
- Контрольные вопросы к теме5
- Тема 6. Экономические органы управления в республике беларусь Лекция 6. Республиканские экономические органы управления
- Министерство экономики
- Министр экономики республики беларусь
- Первый заместитель министра
- Заместитель министра
- Республиканс- кое унитарное предприятие «БелВти»
- Департамент по предпринимательству
- Министерство финансов
- Министерство статистики и анализа
- Министерство по налогам и сборам
- Министерство труда и социальной защиты
- Контрольные вопросы к теме6
- Тема 7. Отраслевые органы государственного управления в республике Беларусь Лекция 7. Отраслевые органы государственного управления
- Министерство промышленности и министерство энергетики
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- Коллегия министр
- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
- Министерство связи
- Министерство информации
- Министерство архитектуры и строительства
- Министерство транспорта и коммуникаций
- Контрольные вопросы к теме №7
- Тема 8. Государственные органы управления социальной сферой в республике беларусь Лекция 8. Государственные органы управления социальной сферой
- Органы управления социальной сферой
- Министерство здравоохранения
- Министерство спорта и туризма
- Министерство образования
- Министерство культуры
- Министерство торговли
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства
- Контрольные вопросы к теме №8
- Тема 9. Органы местного управления и самоуправления Лекция 9. Органы местного управления и самоуправления
- Сущность местного управления и самоуправления
- Местные государственные органы
- Органы местного самоуправления в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №9
- Тема 10. Зарубежный опыт организации государственного управления Лекция 10. Зарубежный опыт организации государственного управления
- Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии
- Соединенные Штаты Америки
- Французская республика
- Контрольные вопросы к теме №10
- Вопросы к Экзамену
- Литература
- Организационная структура государственного управления
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.