8. Источники финансового права. Проблемы кодификации финансового права.
Источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права:
главный источник финансового права – Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований;
-приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ и Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 19 июля 2000 г. № 117-ФЗ (единый кодекс, регламентирующий финансовые отношения отсутствует);
-нормы финансового права содержатся в нормативных правовых актах главы государства (указах Президента РФ);
-также источниками финансового права являются правовые акты органов исполнительной власти различных уровней власти (постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины);
-большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов – Министерства финансов РФ, Центрального банка России и др. (приказы, инструкции и т. п.);
акты таких органов исполнительной власти, как министерств, служб и др.;
-локальные акты, принимаемые администрацией или иными органами предприятий.
Основные проблемы кодификации
1. Одной из таких проблем является отсутствие правового регулирования самого процесса кодификации. Не существует какого-либо документа, который бы регламентировал круг полномочных субъектов, порядок выдвижения инициативы, наконец, сам процесс проведения кодификации и условия её осуществления.
2. Вторым препятствием на пути кодификации видится бездействие законодателя по этому вопросу. Объем законодательства продолжает увеличиваться быстрыми темпами, усложняться, однако, должной реакции у законодателя это не вызывает. Возможность и необходимость кодификации игнорируются.
3. Следующая проблема заключается в отсутствии единой методики кодификации. В нашей стране при составлении кодексов используется сразу несколько различных по своей сути методик вкупе.
9. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в системе источников финансового права.
Значительное место в системе источников финансового права занимают нормативные правовые акты субъектов РФ и орга-нов местного самоуправления. Нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ по форме выражения аналогичны федеральным, поскольку правовая система субъекта РФ производна и является составной частью правовой системы России в целом.
Конституционно-правовой статус субъектов РФ наделяет их законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти правом в пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие нормы финансового права. В субъектах РФ финансовое законодательство развивается весьма стремительно и финансово-правовые нормы получают свое закрепление как в учредительных, так и в специализированных законах и иных нормативных правовых актах. Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований в финансовой сфере носит предварительно санкционированный характер со стороны государства. Однако это не говорит о малозначимости региональных и муниципальных источников финансового права, поскольку у субъектов РФ и муниципальных образований есть собственная финансовая компетенция, относительно регулирования которой акты региональных и местных органов обладают высшей юридической силой. Поэтому финансово-правовые нормы, создаваемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах соответствующей компетенции, обладают общеобязательностью и гарантированностью со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм. Правовые акты, содержащие такие нормы и регулирующие вопросы финансовой деятельности в полной мере, относятся к нормативным правовым и включаются в российскую правовую систему. В качестве источников финансового права эти нормативные правовые акты имеют следующие характерные признаки: обязательное соответствие федеральному законодательству; пространственная ограниченность их юридической силы (действуют только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования); обязательность для исполнения всеми органами власти, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования; в некоторых случаях существует необходимость регистрации федеральным органом государственной власти (Министерством юстиции РФ); возможность со стороны субъектов финансового права обжалования в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора.
10. Финансово-правовые нормы: понятие и классификация. Особенности финансово-правовых норм.
Финансово-правовая норма – установленное государством, обеспеченное возможностью применения принуждения и закрепленное в источниках финансового права правило поведения, регулирующее отношения в сфере государственного управления.
Особенности финансово-правовой нормы:
1 императивность - в отличие от норм, например гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;
2 финансово-правовые нормы регулируют особый вид правоотношений - финансовые.
Классификация финансово-правовых норм:
1) по юридической силе:
а) законодательные;
б) подзаконные;
2) по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:
а) обязывающие - нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.);
б) управомочивающие - диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо действия или воздерживаться от них (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д.);
в) запрещающие - в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений воздержаться от совершения определенных активных действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.);
3) по характеру содержащихся в них предписаний:
а) материальные - финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансово-правовых отношений;
б) процессуальные - нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;
4) по охвату территории действия:
а) федеральные;
б) субъектов РФ;
в) ммуниципальных образований;
5) по сроку действия:
а) постоянные;
б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год).
11. Финансовые правоотношения: понятие, классификация и особенности.
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения можно классифицировать по ряду оснований.
А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела,
института финансового права, на следующие виды:
* бюджетные правоотношения;
* налоговые правоотношения;
* неналоговые правоотношения;
* финансовые правоотношения в области государственного кредита;
* финансовые правоотношения в области страхования;
* правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
* финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
* финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;
* валютные правоотношения.
Б). По субъектам финансового правоотношения делятся на:
* возникающие между органами государственной власти; между органами государственной власти и управления общей компетенции;
* между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
* между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
* между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
* между финансовыми органами и гражданами;
* между самими финансово-кредитными органами.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: 1) возникают в процессе финансовой деятельности 2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитная организация), а также местный орган госвласти 3) они почти всегда возникают по поводу денег – денежного платежа в доход государства, публичных расходов.
12. Субъекты финансового права: понятие и классификация. Соотношение частных и публичных интересов субъектов финансового права.
Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.
Субъекты финансовых отношений: 1. РФ 2. Субъекты РФ 3. Муниципальные образования
4. Юридические и физические лица Классификация субъектов финансово-правовых отношений: 1 в зависимости от обязательности участия субъектов в финансовых правоотношениях:
а) обязательные субъекты - РФ, ее субъекты или муниципальное образование в лице своих органов;
б) факультативные - юридические или физические лица (финансовые правоотношения могут возникать и действовать, например, между РФ и ее субъектом);
2) по количеству участников:
а) публичные субъекты - органы государственной власти и органы местного самоуправления;
б) частные субъекты - физические и юридические лица.
Проблема баланса государственных (публичных) и частных интересов приобретает особое значение в деятельности финансово-контрольных, правоохранительных и судебных органов. Целью деятельности таких органов является обеспечение одновременно и публичных (например, обеспечение безопасности государства), и частных интересов (защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц). При этом именно финансово-контрольные, правоохранительные и судебные органы должны найти оптимальное соотношение этих интересов своей деятельности при реализации своих функций и полномочий.
Примечательно, что при разрешении финансово-правовых споров суды активно используют принцип сочетания публичных и частных интересов. В действительности принцип сочетания частных и публичных интересов предполагает их сбалансированность, гармонизацию, согласованность, равновесие, соразмерность и т.п. Понимаемое таким образом сочетание частных и публичных интересов достигается их одновременным стимулированием и ограничением посредством использования как частноправовых, так и публично-правовых средств, каждое из которых может как стимулировать, так и ограничивать интересы участников финансовых правоотношений.
- 2. Финансовая система Российской Федерации: понятие, состав, динамика развития.
- 3. Финансовая деятельность государства: понятие, роль и методы.
- 4. Особенности финансовой деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
- 5. Финансовое право Российской Федерации: понятие, предмет и методы правового регулирования.
- 6. Финансовое право в системе российского права: взаимосвязь с другими отраслями права. Особенности взаимосвязей финансового и гражданского права, финансового и административного права.
- 7. Система финансового права. Особенности налогового права и бюджетного права в системе финансового права.
- 8. Источники финансового права. Проблемы кодификации финансового права.
- 13. Защита прав субъектов финансового права.
- 14. Принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 15. Особенности разграничения финансовой компетенции между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
- 16. Проявление принципа разделения властей в финансовой деятельности государства.
- 17. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: общая характеристика и классификация.
- 18. Финансовая деятельность, осуществляемая Президентом рф.
- 21. Роль судебной системы в финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 22. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Финансово-правовые акты. Финансово-плановые акты, их особенности.
- 23. Понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина.
- 24. Формы и виды государственного и муниципального финансового контроля.
- 25. Классификация и общая характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль.
- 26. Финансовый контроль законодательных (представительных) органов власти и местного самоуправления.
- 27. Финансовый контроль Президента рф.
- 28. Финансовый контроль органов общей компетенции в системе исполнительной государственной власти и местного самоуправления.
- 29. Финансовый контроль финансово-кредитных органов.
- 30. Внутриведомственный, аудиторский и общественный финансовый контроль.
- 31. Методы финансового контроля. Акт проверки и акт ревизии: форма, содержание и правовые последствия.
- 32. Понятие и роль бюджета.
- 33. Правовые основы и принципы бюджетного устройства
- 35. Понятие и предмет бюджетного права Российской Федерации. Бюджетное право в системе финансового права, его взаимосвязь с иными институтами финансового права.
- 37. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в системе источников бюджетного права.
- 38. Бюджетно-правовые нормы и бюджетные правоотношения: понятие и классификация.
- 40. Бюджетный контроль: понятие, виды и методы. Органы, осуществляющие контроль в бюджетной сфере.
- 42. Правовое регулирование и состав бюджетных доходов.
- 43. Целевые бюджетные фонды.
- 44. Правовое регулирование бюджетных расходов.
- 45. Бюджетный дефицит: понятие, причины образования и способы преодоления.
- 46. Межбюджетные правоотношения: понятие и особенности. Межбюджетные трансферты.
- 47. Бюджетная компетенция Российской Федерации.
- 48. Бюджетная компетенция субъектов Российской Федерации.
- 49. Бюджетная компетенция муниципальных образований.
- 50. Бюджетный процесс: понятие и общая характеристика.
- 51. Стадии составления и рассмотрения проекта бюджета.
- 52. Стадия исполнения бюджета.
- 57. Финансы предприятий как звено финансовой системы и как объект правового регулирования
- 58. Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий.
- 59. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии.
- 60. Прибыль и порядок ее распределения на государственном и муниципальном предприятии.
- 61. Правовое регулирование и понятие государственных доходов. Отличие государственных доходов от доходов бюджетов.
- 62. Правовое регулирование и понятие государственных расходов. Отличие государственных доходов от расходов бюджетов.
- 63. Понятие и роль налогов.
- 65. Налоговое право России: понятие, предмет и методы правового регулирования. Налоговое право в системе финансового права.
- 69. Налогово-правовые нормы и налоговые правоотношения: понятие и классификация.
- 71. Правовой статус налоговых органов.
- 72. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
- 73. Правовой статус налогоплательщиков.
- 74. Правовой статус налоговых агентов и налоговых представителей.
- 75. Особенности правового положения банков в системе субъектов налогового права.
- 76. Налоговая обязанность: понятие, основания возникновения и прекращения. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
- 1) В зависимости от времени проведения: предварительный; текущий (оперативный); последующий.
- 79. Общественная опасность нарушений законодательства о налогах и сборах. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
- 83. Общая характеристика федеральных налогов и сборов.
- 84. Общая характеристика налогов субъектов Российской Федерации.
- 88. Заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Пределы заимствования.
- 89. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
- 90. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации. Правила ведения кассовых операций.
- 93. Общая характеристика субъектов валютного законодательства. Правовое положение резидентов и нерезидентов.
- 94. Валютное регулирование и валютный контроль. Ответственность за нарушение валютного законодательства.
- 95. Принципы налоговой ответственности.
- 96. Бюджетное послание Президента рф. Отлагательное вето Президента рф в бюджетном праве.