logo
fp_voprosy_k_ekzamenu

33. Правовые основы и принципы бюджетного устройства

Бюджетное устройство представляет собой внутреннюю совокупность бюджетов, виды и принципы взаимной связи которых определяются национально-государственным и административно- территориальным устройством страны. Бюджетное устройство обусловлено типом и формой государства.

Раздел I части второй БК РФ именуется «Бюджетное устройство Российской Федерации», однако содержание этого понятия в нем не раскрывается. Анализ этого раздела БК РФ позволяет определить бюджетное устройство как совокупность бюджетной системы, бюджетной классификации, компетенции органов власти и органов местного самоуправления, принципов бюджетной системы, что не отвечает общенаучным нормам и необходимым требованиям теории деятельности. Содержание бюджетного устройства выходит за рамки данного понятия, поскольку включение бюджетной классификации неоправданно смещает процессуальные и материальные части бюджетного права. В результате понятийные и концептуальные недостатки могут привести к негативным последствиям правоприменения.

Принципы бюджетного устройства:

1) Единство построения бюджетной системы выражается в единстве правовой базой, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, а также в едином порядке финансирования расходов бюджета и ведения бухгалтерского учета.

2) Принцип разграничения расходов и доходов бюджета – между уровнями бюджетной системы закрепляются соответствующие виды доходов и расходов и полномочия по осуществлению расходов за органами государственной власти, органами субъектов РФ и местного самоуправления.

3) Самостоятельность бюджетов означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов; право самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; право самостоятельно определять источники финансирования дефицита; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней, потерь в доходах и дополнительных расходов.

4) Полнота отражения доходов и расходов означает, что все доходы и расходы в обязательном порядке подлежат отражению в бюджете в полном объеме.

5) Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. При составлении утверждения и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6) Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что уполномоченные органы должны исходить из необходимости достижения результатов с использованием наименьшего объема средств.

7) Совокупное покрытие расходов бюджета означает, что все расходы должны покрываться суммой доходов и источниками финансирования дефицита.

8) Гласность означает, что утвержденные бюджеты, отчеты об их исполнении, сводный отчет консолидированного бюджета РФ, консолидированные бюджеты территорий, а также Бюджетное послание Президента РФ должны быть обязательно опубликованы в СМИ, а также обязательную открытость для общества процедур рассмотрения и принятия бюджета, в том числе вопросы разногласий.

9) Адресность и целевой характер бюджетных средств заключается в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направлений их расходования.

34. Бюджетная деятельность государства и местного самоуправления: понятие, функции и методы.

Бюджетная деятельность, повторим, представляет собой одно из направлений финансовой деятельности государства и муниципальных образований. В рамках бюджетной деятельности происходит развитие бюджетных правоотношений, направленных на формирование, распределение и использование централизованных денежных фондов - бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований в целях финансового обеспечения реализации задач и функций государства на различных территориальных уровнях.

Бюджетной деятельности государства и муниципальных образований присущи определенные методы. Основными методами являются: метод регулирования; методы собирания, распределения и использования средств централизованных бюджетов, в том числе: метод финансирования, метод кредитования, метод межбюджетных трансфертов, метод процентных отчислений; метод контроля; метод прогнозирования; метод планирования; метод организации; метод координации.

Регулирование - это формирование нормативной правовой базы бюджетных правоотношений.

Методы собирания, распределения и использования денежных средств централизованного бюджета государства и бюджетов муниципальных образований - важнейшие методы бюджетной деятельности. В свою очередь, собирание денежных средств осуществляется с помощью принудительного метода установления и взимания налогов и сборов, предполагающего обязательную уплату денежных средств в установленные сроки и в установленном объеме для зачисления их в бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Метод финансирования как метод использования бюджетных средств предполагает выделение средств из бюджетов на безвозмездной и безвозвратной основе на основе правового акта о бюджете.

Метод кредитования обозначается также как «метод возвратного финансирования». Он подразумевает бюджетное кредитование - выделение средств из бюджетного фонда на возвратной и возмездной основе.

Метод межбюджетных трансфертов реализуется в рамках межбюджетных отношений - при распределении средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы России в форме. Трансферты выделяются из специально сформированных в составе бюджетов фондов - на федеральном уровне - Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития.

Метод процентных отчислений заключается в выделении субъектам РФ из федерального бюджета, муниципальным образованиям из бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований (муниципальных районов) отчислений в процентах от федеральных, региональных и местных налогов (ст. 56 БК РФ).

Бюджетный контроль преследует цель соблюдения законности в бюджетных правоотношениях: проследить эффективное, рациональное (в необходимых случаях - целевое) использование финансовых ресурсов; предупредить и устранить нарушения финансовой дисциплины; обеспечить своевременность исполнения финансовых обязательств публично-правовых образований и хозяйствующих субъектов.

Под прогнозированием как методом бюджетной деятельности понимается анализ предполагаемого хода развития бюджетных правоотношений.

Применение метода планирования в бюджетной деятельности государства и муниципальных образований обусловлено тем, что данный вид деятельности обращен к формированию бюджета - по сути, финансового плана (финансово-планового акта), утверждаемого в форме правового акта.

Следующий способ бюджетной деятельности - организация - предполагает осуществление действий, оказывающих на бюджетные правоотношения упорядочивающее воздействие. Организация означает осуществление конкретных действий, составляющих динамику бюджетных правоотношений.