29. Финансовый контроль финансово-кредитных органов.
В число субъектов, осуществляющих государственный финансовый контроль, входя банки и другие финансово-кредитные органы.
Банковский контроль представляет собой гибкую и всеобъемлющую форму денежного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью, который осуществляется банками и иными кредитными учреждениями в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.
В число основных целей данного вида финансового контроля входят повышение эффективности использования банковских ссуд и укрепление платежной дисциплины. Осуществление банковского контроля (предварительного и текущего) происходит в процессе проведения денежных операций посредством проверки представленных документов, установления права хозяйствующего объекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. При оформлении кредита банк вправе проверить наличие у предприятия собственных оборотных средств, ознакомиться с финансовыми документами, показателями хозяйственной деятельности субъекта и т. д. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т. е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным балансам хозяйственных органов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредитуемых ценностей.
Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Коммерческие банки в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 13 января 1992 года № 2167-1 "О безотлагательных мерах по реализации налично-денежного обращения в Российской Федерации" и Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, утвержденным Советом директоров Банка России 5 января 1998 г. № 14-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 21 января 1999 г. № 488-У) обязаны контролировать порядок ведения кассовых операций и работу организаций с денежной наличностью. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар либо произведенные работы в соответствии с договором или на другом, указанном в нормативном акте, основании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обоснованным, в противном случае причитающиеся суммы списываются со счетов заказчика.
Особое место в системе банковского контроля занимает Центральный банк РФ. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. ФЗ от 8 июля 1999 г. № 139-Ф3) одной из функций Банка России называет осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций.
Центральный банк РФ решает данную задачу следующим образом:
♦ путем проверки законности и целесообразности создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций;
♦ путем установления экономических нормативов, издания нормативных актов, регулирующих деятельность кредитных учреждений;
♦ путем осуществления непосредственного контроля за законностью операций кредитных учреждений.
Банк России вправе осуществлять проверку операций банков своими силами либо поручить проведение таких проверок аудиторским организациям. Он устанавливает объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, необходимой для надзора за деятельностью кредитных учреждений. У него есть право давать банкам обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае неисполнения предписаний Центробанк может предъявить требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, о реорганизации (ликвидации) банка, о замене его руководства.
За нарушение банковского законодательства Банк России может применить следующие меры: взыскать денежный штраф; повысить нормы обязательных резервов для банков,нарушающих установленные экономические нормативы; отозвать лицензию на совершение банковских операций; назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его оздоровления, и т. п.
- 2. Финансовая система Российской Федерации: понятие, состав, динамика развития.
- 3. Финансовая деятельность государства: понятие, роль и методы.
- 4. Особенности финансовой деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
- 5. Финансовое право Российской Федерации: понятие, предмет и методы правового регулирования.
- 6. Финансовое право в системе российского права: взаимосвязь с другими отраслями права. Особенности взаимосвязей финансового и гражданского права, финансового и административного права.
- 7. Система финансового права. Особенности налогового права и бюджетного права в системе финансового права.
- 8. Источники финансового права. Проблемы кодификации финансового права.
- 13. Защита прав субъектов финансового права.
- 14. Принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 15. Особенности разграничения финансовой компетенции между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
- 16. Проявление принципа разделения властей в финансовой деятельности государства.
- 17. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: общая характеристика и классификация.
- 18. Финансовая деятельность, осуществляемая Президентом рф.
- 21. Роль судебной системы в финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 22. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Финансово-правовые акты. Финансово-плановые акты, их особенности.
- 23. Понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина.
- 24. Формы и виды государственного и муниципального финансового контроля.
- 25. Классификация и общая характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль.
- 26. Финансовый контроль законодательных (представительных) органов власти и местного самоуправления.
- 27. Финансовый контроль Президента рф.
- 28. Финансовый контроль органов общей компетенции в системе исполнительной государственной власти и местного самоуправления.
- 29. Финансовый контроль финансово-кредитных органов.
- 30. Внутриведомственный, аудиторский и общественный финансовый контроль.
- 31. Методы финансового контроля. Акт проверки и акт ревизии: форма, содержание и правовые последствия.
- 32. Понятие и роль бюджета.
- 33. Правовые основы и принципы бюджетного устройства
- 35. Понятие и предмет бюджетного права Российской Федерации. Бюджетное право в системе финансового права, его взаимосвязь с иными институтами финансового права.
- 37. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в системе источников бюджетного права.
- 38. Бюджетно-правовые нормы и бюджетные правоотношения: понятие и классификация.
- 40. Бюджетный контроль: понятие, виды и методы. Органы, осуществляющие контроль в бюджетной сфере.
- 42. Правовое регулирование и состав бюджетных доходов.
- 43. Целевые бюджетные фонды.
- 44. Правовое регулирование бюджетных расходов.
- 45. Бюджетный дефицит: понятие, причины образования и способы преодоления.
- 46. Межбюджетные правоотношения: понятие и особенности. Межбюджетные трансферты.
- 47. Бюджетная компетенция Российской Федерации.
- 48. Бюджетная компетенция субъектов Российской Федерации.
- 49. Бюджетная компетенция муниципальных образований.
- 50. Бюджетный процесс: понятие и общая характеристика.
- 51. Стадии составления и рассмотрения проекта бюджета.
- 52. Стадия исполнения бюджета.
- 57. Финансы предприятий как звено финансовой системы и как объект правового регулирования
- 58. Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий.
- 59. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии.
- 60. Прибыль и порядок ее распределения на государственном и муниципальном предприятии.
- 61. Правовое регулирование и понятие государственных доходов. Отличие государственных доходов от доходов бюджетов.
- 62. Правовое регулирование и понятие государственных расходов. Отличие государственных доходов от расходов бюджетов.
- 63. Понятие и роль налогов.
- 65. Налоговое право России: понятие, предмет и методы правового регулирования. Налоговое право в системе финансового права.
- 69. Налогово-правовые нормы и налоговые правоотношения: понятие и классификация.
- 71. Правовой статус налоговых органов.
- 72. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
- 73. Правовой статус налогоплательщиков.
- 74. Правовой статус налоговых агентов и налоговых представителей.
- 75. Особенности правового положения банков в системе субъектов налогового права.
- 76. Налоговая обязанность: понятие, основания возникновения и прекращения. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
- 1) В зависимости от времени проведения: предварительный; текущий (оперативный); последующий.
- 79. Общественная опасность нарушений законодательства о налогах и сборах. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
- 83. Общая характеристика федеральных налогов и сборов.
- 84. Общая характеристика налогов субъектов Российской Федерации.
- 88. Заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Пределы заимствования.
- 89. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
- 90. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации. Правила ведения кассовых операций.
- 93. Общая характеристика субъектов валютного законодательства. Правовое положение резидентов и нерезидентов.
- 94. Валютное регулирование и валютный контроль. Ответственность за нарушение валютного законодательства.
- 95. Принципы налоговой ответственности.
- 96. Бюджетное послание Президента рф. Отлагательное вето Президента рф в бюджетном праве.