21. Принцип верховенства права Европейского Союза.
Принципы права ЕС разделяются на функциональные и общие. Функциональные принципы права ЕС
К функциональным принципам относятся принцип верховенства права и принцип прямого действия.
Общие принципы права ЕС-К числу общих принципов права ЕС относятся: принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип недискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.
Пр-п верховенства: Формирование – из дела 6\64 Costa v.ENEL.
Составляющие элементы пр-па: 1- пр-п устанавливает приоритет не только учред. договоров, но и источников вторич. права EU над правом гос-ва-члена;2- приоритетом пользуются как нормы, непосредственно применимые на террит-рии гос-в членов, так и не обладающих этим кач-вом;
3- нормы права EU обладают приоритетом по сравнению с любыми нормами внутреннего права, в т.ч. и конституционного;4 - пр-п верховенства вытекает из самой природы права EU и предопределяется его особым специфич. хар-ром;5 - никакие нац. законодательные административные акты, принятые в одностороннем порядке, не могут отменить действие нормы права EU.
Верх-во права не носит абсолютный хар-р, а только в сфере исключительной компетенции EU, а также в сфере совместной компетенции, в том случае, если акт принят с соблюдением принципа субсидиарности.
22. Принцип прямого действия права Европейского Союза. Общая характеристика.
К функциональным принципам относятся принцип верховенства права и принцип прямого действия.
Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС на территории государств-членов. Для вступления в силу норм Европейского права нет необходимости в их трансформации в национальный правопорядок. Принцип прямого действия права является отличительным признаком права ЕС от международного права. Нормы международного права регулируют отношения государств и международных организаций. Нормы права ЕС непосредственно регулируют отношения с участием физических и юридических лиц. Так например положения регламентов издаваемых институтами ЕС становятся непосредственно действующими на всей территории государств Евросоюза с момента их утверждения. В свою очередь правила содержащиеся в статьях договора о ЕС для прямого действия должны быть изложены ясно, в императивной форме и не должны быть дополнительно обусловлены результатами будущей деятельности государств-членов и институтов ЕС. В то же время если статья имеет характер общего принципа или декларации, устанавливает цели и программу деятельности институтов и государств ЕС, если в ней нет точного и безусловного указания на конкретные права и обязанности, возникающие у государств членов ЕС, физических и юридических лиц, то такая статья прямым действием обладать не будет.
Указанные выше принципы были выработаны практикой Европейского суда в результате толкования учредительных договоров.
- 2. Создание Европейского Союза (Маастрихтский договор 1992 г.). Структура и правосубъектность Европейского Союза до его реформи-рования Лиссабонским договором.
- 3. Реформа Европейского Союза в результате вступления в силу Амстердамского договора 1997 года и Ниццкого договора 2001 года.
- 11. Цели, ценности и общие принципы функционирования Европейского Союза.
- 12. Классификация источников европейского права. Первичное, вторичное и прецедентное право Европейского Союза.
- 18. Регламент, директива и отдельные виды решений как нормативные правовые акты. Порядок опубликования и вступления в силу регламентов, директив и решений.
- 20. Международные соглашения с третьими странами и международными организациями. Дополнительные соглашения между государствами-членами в системе источников права Европейского Союза.
- 21. Принцип верховенства права Европейского Союза.
- Критерии прямого действия нормы права eu
- 1) Норма д.Б. Очевидной и недвусмысленной;
- 2) Критерий безусловности;
- 26. Классификация предметов ведения и сфер деятельности ес. Внутренняя и внешняя компетенции ес, ассоциация с заморскими странами.
- 27. Уполномочивающие статьи Учредительных договоров: значение и об-щая характеристика.
- 28. Компетенция Европейского Союза в сфере внешней политики и политики безопасности.
- 39. Общая характеристика судебной системы Европейского Союза. Звенья судебной системы.
- 41. Компетенция Суда Европейского Союза.
- 42. Счетная палата: состав, порядок формирования, компетенция.
- 43. Общая характеристика правотворческого процесса в Европейском Союзе.
- 44. Понятие, методы построения и принципы внутреннего рынка Европейского Союза. Общая характеристика правового регулирования внутреннего рынка.
- 60. Сотрудничество судебных органов и полиции: общая характеристика.
- 61. Шенгенское право как часть права Европейского Союза. Визовый ко-декс Европейского Союза.
- 64. Энергетическая политика Европейского Союза: содержание и совре-менные тенденции развития.
- 71. Регулирование деятельности публичных предприятий и отраслей естественных монополий на уровне Европейского Союза и государств-членов.
- 76. Европейское акционерное общество: правовое регулирование, способы создания, уставный капитал, участники, особенности правоспособности, перенос места нахождения.
- 83. Европейская система центральных банков: понятие и структура, цели создания
- 84. Европейский центральный банк: правовое положение, гарантии независимости, полномочия, руководящие органы.