Особенности предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
За словом "предпринимательство" стоит "дело", предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует "вымыванию" устаревших.
2. Оно способствует развитию конкуренции и "маркетизации", а также увеличению "открытости" национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.
3. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.
4. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.
5. Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.
6. В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая наводнила машинами весь мир. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.
7. Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.
8. Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему, никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.
9. Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух. По словам Джеймса Бэрка из компании "ДЦ", одно из правил его фирмы гласит: "Вы должны быть готовы к неудаче". Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска.
10. Не всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.
11. Еще одна особенность предпринимательства заключена в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки.
12. Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка - основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание.
13. При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды. Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1994 г. и одобренный Советом Федерации, определяет сделку следующим образом: "Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей".
14. Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица - самого предпринимателя.
15. Предпринимателем, или субъектом предпринимательства, согласно принятому законодательству может быть гражданин страны, признанный дееспособным в установленном законом порядке (не ограниченный в дееспособности).
16. Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством.
2. Порядок предоставления сведений в антимонопольные службы субъектов Р.Ф.
.
Заявления юридических и физических лиц, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства
Юридические и физические лица, а также государственные органы, органы местного самоуправления вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением, указывающим на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем.
В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов.
К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.
Заявление, материалы, а также прилагаемые документы и сведения должны быть представлены на русском языке.
-
Особенности предпринимательской деятельности хозяйственных товариществ
Коллективное предпринимательство, правовые формы его организации: хозяйственные общества и товарищества (общие признаки и отличительные черты).
В настоящее время корпоративные формы предпринимательской деятельности являются в нашей стране наиболее распространенными. Присущие им следующие общие черты позволяют объединить для рас смотрения в одном параграфе хозяйственные товарищества и общества:
1.
все они являются коммерческими организациями;
2.
особенность хозяйственных товариществ и обществ, отличающая их от других форм предпринимательской деятельности и объединяющая друг с другом, в том, что прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности, распределяется между участниками;
3.
хозяйственные товарищества и общества имеют складочный – в товариществах – и уставный – в обществах – капитал, разделенный на доли (вклады) участников. Обладание долей в уставном (складочном) капитале не связано с наличием вещных прав участника на имущество общества (товарищества), поскольку право собственности на него принадлежит в силу закона (п. 2 ст. 48 ГК РФ) самому юридическому лицу – соответственно товариществу или обществу;
4.
содержание прав и обязанностей участников товариществ и обществ во многом совпадает. Так, к неимущественным или организационно-управленческим правам участников относятся, в частности:
◦
право на участие в управлении делами товарищества (общества) – такое право отсутствует в силу специфики правового статуса только у вкладчиков товарищества на вере и у владельцев привилегированных акций в АО (однако в ряде случаев привилегированные акции предоставляют также и возможность участия в управлении);
◦
право получать информацию о деятельности товарищества (общества) и
знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией.
К имущественным правам относятся права участников хозяйственного товарищества или общества:
◦
принимать участие в распределении прибыли путем получения ди видендов на акции или процентов на вложенный капитал;
на ликвидационную квоту, т.е. на получение в случае ликвидации
товарищества или общества части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимости.
К общим обязанностям участников хозяйственных товариществ и обществ, в частности, относятся:
вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, предусмотренные учредительными документами;
не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности то варищества или общества.
Товарищества являются классическими объединениями лиц, тогда как общества – объединениями капиталов. Отсюда вытекают следующие существенные отличия хозяйственных товариществ от обществ:
1.
по виду и размеру ответственности участников по долгам организации: объединения лиц предполагают солидарную ответствен ность участников по долгам товарищества, в случае недостаточности его имущества участники отвечают всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. При объединении капиталов участни ки общества не отвечают по его долгам, а несут лишь риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им долей (акций), в том числе в пределах их неоплаченной стоимости. Общество отвечает перед своими кредиторами только принадлежащим ему имуществом, а не имуществом участников.
2.
по составу участников: участниками товариществ могут быть только ИП или коммерческие организации, поскольку они непосредственно участвуют в предпринимательской деятельности и отвечают своим имуществом. Участниками хозяйственных обществ могут быть любые граждане и организации, за исключением тех, которым это запрещено законом.
3.
по возможности и последствиям изменения состава участников: участие в обществе передается более свободно, чем в товариществе. «Выход акционера из общества» путем отчуждения акций другим акционерам, обществу, третьим лицам в результате наследования основан на свободном волеизъявлении самого акционера и не требует согласия участников общества в лице каких-либо органов управления. В ООО установлены более жесткие ограничения на свободное отчуждение долей, однако и они в конечном счете также не ис
-
Особенности предпринимательской деятельности хозяйственных обществ
Общество с ограниченной ответственностью (ООО).
В соответствии со статьей 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами (как физическими так и юридическими) общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
По ранее действовавшему положению запрещалось учреждение хозяйственного общества одним лицом. Учредителей должно было быть не менее двух. Нынешний Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет физическому либо юридическому лицу возможность самостоятельного учреждения хозяйственного общества. Единственное положение, оставшееся от прежнего законодательства – общество, учрежденное одним физическим лицом, не имеет права учреждать другие хозяйственные общества. При этом для общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества законодательно определен предельный размер уставного капитала – 100 минимальных размеров оплаты труда.
Особенностью данной организационно-правовой формы является то, что в отличие от полных товариществ, участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Они также не обязаны своим трудом участвовать в его деятельности. При этом участники, внесшие вклад не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Эта норма направлена на защиту интересов кредиторов.
Особенностью правового статуса общества с ограниченной ответственностью является также и то, что число участников общества не должно превышать предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью (в настоящее время не более 50 участников). В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по его истечении – ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела.
Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является единственный документ устав, при условии, что общество учреждается одним лицом. Если же учредителей два и более, должен также составляться учредительный договор.
Само общество несет имущественную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, в первую очередь уставным капиталом, формирование которого призвано обеспечить минимальные требования кредиторов.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО).
Правовой статус общества с дополнительной ответственностью определен статьей 95 ГК РФ. Учредительным документами такого общества являются те же документы, что и у общества с ограниченной ответственностью. Особенность данного общества состоит в субсидиарной ответственности его участников, отвечающих своим имуществом по обязательствам ОДО в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов, которая определяется учредительными документами. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участникам пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами.
По механизму ответственности общество с дополнительной ответственностью схоже с товариществом на вере, где вкладчики отвечают в пределах внесенных вкладов, а товарищи всем своим имуществом. Во всем остальном на общество с дополнительной ответственностью распространяются нормы, регулирующие деятельность общества с ограниченной ответственностью.
Акционерные общества (АО).
Акционерные общества являются одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности. Известно, что они бывают двух видов – открытые и закрытые.
В соответствии со статьей 96 ГК РФ акционерным обществом признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Минимальная сумма уставного капитала в акционерном обществе открытого типа - 1000 минимальных размеров оплаты труда, в закрытом, как мы отмечали – 100. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах вкладов в уставной капитал общества. Личным имуществом по обязательствам общества акционеры не отвечают, что создает затруднения кредиторам.
Учредительным документом обществ, открытого и закрытого, является устав. Учредительный договор при создании АО не составляется и при регистрации не требуется. Акционеры, как и участники обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, не обязаны участвовать своим трудом в деятельности обществ.
Отличие открытого акционерного общества от закрытого состоит в том, что его акционеры вправе без согласия общества производить отчуждение принадлежащих им акций. В закрытых акционерных обществах решением собрания акционеров может быть установлено ограничение, и продажа акций в таком случае будет производиться лишь с согласия общего собрания акционеров. При этом преимущественным правом покупки продаваемых акций пользуются другие акционеры этого общества.
Особенностями хозяйственных обществ вообще является то, что в них, наряду с общим собранием, могут создаваться наблюдательные советы (советы директоров), которые в перерывах между общими собраниями осуществляют часть его полномочий. Исполнительными органами единоличными либо коллегиальными являются директор, либо дирекция (правление).
Совет директоров не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность исполнительного органа, но в тоже время вправе давать ему обязательные для исполнения указания. При этом, если окажется, что в результате выполнения указания общество понесло убытки, то члены совета директоров, голосовавшие за это решение, могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.
На практике, несмотря на то, что акционерные общества существуют уже не первый год, по-прежнему допускается путаница в статусах советов директоров и исполнительных органов АО. Это наглядно иллюстрирует следующий пример.
-
Особенности предпринимательской деятельности производственных кооперативов.
Производственный кооператив (артель) – это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.
Понятие производственного кооператива дается в ст. 107 ГК, из которого следует его отличие от обществ и товариществ:
1) паевые взносы и их размер не влияют ни на количество голосов, имеющихся у его членов, ни на размер получаемого ими дохода;
2) предусмотрен обязательный минимум членов кооператива;
3) допускается возможность участия в производственных кооперативах юридических и физических лиц, вносящих лишь имущественный вклад («финансовые участники»);
4) единственным учредительным документом является устав.
Структура управления производственным кооперативом построена с учетом принципа кооперативной демократии. Высшим органом является общее собрание, за которым закреплена исключительная компетенция.
В кооперативах с числом участников более 50 допускается создание наблюдательного совета – постоянно действующего представительного органа, осуществляющего контроль за деятельностью его исполнительных органов.
Исключается возможность избрания в руководящие органы кооператива лиц, не являющихся его членами. Запрещено также совмещение членства в наблюдательном совете и в исполнительных органах кооператива одними и теми же гражданами. Члены производственного кооператива имеют право на участие в управлении долями; на получение части прибыли; на ликвидационную квоту; на передачу своего пая или его части другим лицам; на свободный выход из кооператива с получением своего пая.
Члены кооператива обязаны вносить паевые, вступительные и иные взносы; участвовать личным трудом в его деятельности, соблюдать трудовую и производственную дисциплину, нести другие обязанности, предусмотренные законом или уставом. Финансовые участники имеют статус ассоциированных членов. В уставе отражается порядок переоформления членства в ассоциированное в случаях выхода на пенсию, службы в рядах Вооруженных сил, перехода на выборную работу и т.д. Ассоциированные члены не имеют право голоса, а при ликвидации имеют первоочередное право на выплату стоимости своих паевых взносов и на выплату объявленных дивидендов.
Производственные кооперативы являются собственником своего имущества. ГК не устанавливает систему обязательных фондов, но подразумевает наличие, по крайней мере, двух: паевого и резервного, а также возможность образования целевых фондов.
Кооператив вправе выпускать ценные бумаги, но не акции.
В литературе высказано мнение о необходимости внесения изменения в ГК РФ, выделив кооперативы из раздела коммерческих и некоммерческих организаций и, объединив их в самостоятельную группу юридических лиц – кооперативы.
-
Финансово-промышленные группы, их значение в предпринимательской деятельности
1. Понятие и значение финансово-промышленной группы объясняются уже самим словосочетанием, давшим ей название и отражающим соответствующие объективные экономические реальности. Финансово-промышленная группа есть форма организационного объединения возможностей общества и государства для решения задач особой важности — промышленных, социальных, оборонных и др. Достигается это путем интеграции производства и финансов на основе новейших достижений науки и техники. Концентрация в одно целое кадровых, материальных, денежных и интеллектуальных ресурсов и направление их объединенной мощи на достижение определенной цели, как правило, надежно и быстро приводит к прогнозируемому результату. Не случайно финансово-промышленные группы иногда называют "локомотивом прогресса", "стержнем экономики". Ими будет определяться и будущее российского народного хозяйства.
2. Нынешние отечественные финансово-промышленные группы имеют дальних предшественников в российской истории и мировой экономической практике. В XIX — начале XX в. российские банкиры, промышленники и купцы нередко оказывали целенаправленную финансовую помощь отечественным ученым, тем самым фактически интегрируя производство, денежные средства и науку. Без их помощи вряд ли состоялись бы такие выдающиеся ученые, как В. Вернадский, И. Жуковский, Д. Менделеев, И. Павлов, К. Тимирязев, К. Циолковский. В годы советской власти освоение космоса и нефтегазоносных территорий, крупнейшие прорывы в науке, технике и укреплении обороноспособности страны, с которыми ассоциируются, в частности, имена И. Курчатова и С. Королева, были совершены именно благодаря одновременному сосредоточению и организационному объединению на избранных направлениях усилий промышленности и ученых при надлежащем финансировании. В СССР формы подобного объединения не назывались финансово-промышленными группами, но на деле они были таковыми. Финансово-промышленные группы позволили ФРГ, Италии, Франции, Японии после окончания второй мировой войны в короткие сроки восстановить разрушенную экономику и добиться ее стабильного роста.
Особое значение финансово-промышленных групп в современной России детерминируется следующими факторами. На первое место среди них следует поставить слом советской государственной машины, изменение политической системы общества в целом. Ранее, когда действовало командно-бюрократическое управление с элементами огосударствления правящей партии и общественных организаций, интегрирующую роль выполняли государственные хозяйственные структуры, в первую очередь, главки министерств. С конца 70 — начала 80-х гг. стали интенсивно создаваться промышленные, производственные и научно-производственные объединения. Сейчас государственная управленческая вертикаль разрушена. Ее эффективным "заменителем" и становятся финансово-промышленные группы, но действующие не на административных началах, а на принципах рыночной экономики.
Далее. Внедрение в экономическую и социальную сферы различных форм собственности. Ранее имелась единственная форма собственности — социалистическая при подавляющем господстве в ней государственного вида собственности. Социалистические предприятия, финансовые и научные организации были лишены экономической самостоятельности и возможности самим выбирать выгодные формы хозяйствования. Все за них решали вышестоящие государственные органы. Теперь положение качественно иное: сложилось гарантированное Конституцией РФ многообразие форм собственности, функционируют миллионы юридических лиц различных организационно-правовых форм, которым предоставлены свобода экономической деятельности, возможность работать автономно, независимо ни от кого. Но отмеченные процессы привели и к некоторым негативным последствиям, породили изоляцию хозяйствующих субъектов, вызвали разрыв экономических связей, которые прежде устанавливались и поддерживались государственными органами. Резко снизилась экономическая роль государства. Для государства и самих предпринимателей становится все более очевидным, что хозяйствующие субъекты не в состоянии в одиночку, без прочных контактов между собой и поддержки государственных органов, решить ни одну серьезную проблему, успешно выдержать конкуренцию на внутреннем и международном рынках. Как следствие, и государство, и предприниматели оказались объективно заинтересованными в наличии объединений типа финансово-промышленных групп.
Финансово-промышленные группы компенсируют и недостатки экономического развития, вызванные интенсивным созданием малых предприятий. На начало 1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых трудилось 9 млн. работников, или 15% от общего числа занятых на предприятиях и в организациях страны. При всем значении малого предпринимательства нельзя, однако, не замечать их низкой эффективности. Так, выработка на одного работника в строительстве и промышленности здесь в 1,5—2 раза ниже, чем в крупных организациях. Малым предприятиям не под силу обеспечивать научно-технический прогресс, осуществлять масштабные хозяйственные проекты. Деловые же контакты с финансово-промышленными группами позволяют им осваивать новейшие технику и технологию, передовые приемы организации труда, иметь надежный рынок сбыта своих товаров.
Еще одна причина кроется в формирующейся российской банковской системе. Многие коммерческие банки, возникшие на волне экономических реформ и накопившие значительные денежные средства, ищут теперь надежные каналы их прибыльного использования. Оперирование посредническо-спекулятивным капиталом, когда "деньги делают деньги", теряет былую привлекательность, спрос на этот капитал падает, а в перспективе он вообще может оказаться невостребованным. Естественно, взгляды банкиров-предпринимателей все чаще обращаются в сторону производства, которое, в свою очередь, крайне нуждается в финансовой подпитке. Организационно объединить интересы тех и других способны финансово-промышленные группы.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов внешнеэкономический фактор. Существовавшие в масштабе СССР единое экономическое пространство и единый рынок привели к установлению прочных долговременных хозяйственных связей между предприятиями, оказавшимися после распада СССР в разных государствах. Ранее такие предприятия часто подчинялись одним и тем же союзным государственным органам, входили в одни и те же промышленные, производственные или научно-производственные объединения. Далеко не всем им удалось перестроить экономические отношения, наладить деловые контакты с новыми партнерами. Интересам подобных российских хозяйствующих субъектов и хозяйствующих субъектов стран "ближнего зарубежья" также отвечает создание финансово-промышленных групп.
3. Судьба нормативно-правовой основы финансово-промышленных групп складывалась более благоприятно, чем у товарных бирж и торгово-промышленных палат. Указом Президента РФ "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" от 5 декабря 1993 г. № 2096 было утверждено развернутое Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания*. В то время ни одной такой группы в России еще не было. Первые финансово-промышленные группы были зарегистрированы в 1994 г.
Сейчас имевшиеся недостатки преодолены и можно констатировать наличие стройной системы нормативных правовых актов. "Открывают" эту систему акты высшей юридической силы — федеральные законы, подразделяющиеся на две группы. Первую группу составляют те из них, которые прямо и непосредственно адресованы финансово-промышленным группам. Это, в первую очередь, Федеральный закон "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г.* Он является основой в создании, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп.
Вторую группу составляют законы, которые специально не посвящены финансово-промышленным группам, но касаются их в связи с государственно-правовым воздействием на другие общественные отношения. Так, отношения, вытекающие из участия финансово-промышленных групп в реализации федеральных целевых программ, регулируются законодательством Российской Федерации о федеральных целевых программах. Отношения, вытекающие из участия финансово-промышленных групп в реализации региональных целевых программ, регулируются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Следующее место в системной иерархии занимают акты Президента РФ. Первостепенное значение для федеральных государственных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, финансово-промышленных групп и всех предпринимателей имеет Указ Президента РФ "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп" от 1 апреля 1996 г. № 443*. Этим актом был официально отменен Указ от 5 декабря 1993 г. о создании финансово-промышленных групп и введены важные новеллы, развивающие и конкретизирующие Федеральный закон "О финансово-промышленных группах". О них речь пойдет ниже.
Отдельные вопросы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп регулируются нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами других федеральных органов исполнительной власти. Для правомочий Правительства РФ и иных органов федеральной государственной власти установлено существенное ограничение: они вправе принимать нормативные правовые акты лишь в случаях, установленных Федеральным законом "О финансово-промышленных группах".
В ряду федеральных органов исполнительной власти выделен орган государственной власти, уполномоченный на осуществление специфических полномочий в отношении финансово-промышленных групп. Особенность статуса этого органа состоит в том, что названным Федеральным законом только он один уполномочен на государственное регулирование создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп, указанные функции которого являются исключительными.
Нормативно-правовое воздействие на финансово-промышленные группы оказывают также субъекты Российской Федерации. Например, постановлением правительства Москвы от 14 июня 1994 г. № 488 решено: одобрить "Основные принципы и подходы в концепции формирования финансово-промышленных групп в Москве" как одной из организационных форм экономического партнерства органов государственной власти с товаропроизводителями, банками и товаропроводящей сетью в целях активизации товарного производства, расширения рынка и восстановления инновационно-инвестиционного процесса; утвердить перечень приоритетных для Москвы направлений деятельности финансово-промышленных групп при их формировании; утвердить формы экономического партнерства органов государственного управления Москвы при создании финансово-промышленных групп, виды льгот и форм стимулирования, предоставляемых правительством Москвы в пределах его компетенции; создать при правительстве Москвы Межведомственную комиссию по содействию организации и рассмотрению предложений по формированию финансово-промышленных групп (одновременно утверждено положение о Межведомственной комиссии).
Возможности правового регулирования субъектов Российской Федерации четко ограничены двумя правилами. Во-первых, оно может иметь место в пределах предметов ведения и полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации Конституцией РФ, конституциями и уставами самих субъектов, а также договорами (естественно, при их наличии), заключенными между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Во-вторых, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству.
Наконец, свою деятельность регулируют сами финансово-промышленные группы через локальные правовые акты. К числу последних относятся уставы, разрабатываемые и принимаемые участниками финансово-промышленной группы, договор о создании финансово-промышленной группы и другие договоры, заключаемые между ее участниками. Но и для локального нормотворчества установлены существенные ограничения: договорами могут регулироваться только те отношения, которые не урегулированы Федеральным законом о финансово-промышленных группах, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.
Рассмотрение нормативно-правовой основы финансово-промышленных групп приводит к выводу: государство более полно и жестко регулирует все общественные отношения по поводу создания, функционирования и прекращения деятельности финансово-промышленных групп по сравнению с иными объединениями предпринимателей. Такой курс не только целесообразен, но и крайне необходим, исходя из той роли, которую надлежит играть финансово-промышленным группам в настоящем — в выходе из кризиса — и в будущем — поступательном движении нашей экономики.
4. Уяснение нормативно-правовой основы финансово-промышленных групп позволяет обратиться к содержательному раскрытию юридических составляющих понятия финансово-промышленной группы. Это необходимо сделать тем более, что в научной литературе последнее трактуется подчас не точно — не полно и односторонне. Так, утверждается, что "финансово-промышленная группа есть совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы*". Верно здесь только то, что финансово-промышленная группа действительно представляет собой совокупность юридических лиц. Но данная совокупность юридически и организационно оформляется в виде двух совершенно различных типов.
* Экономические реформы и инвестиционная политика. М., 1996. С. 176.
Первый тип финансово-промышленных групп составляют юридические лица, действующие как основное и дочерние общества. Такие группы образуются крайне редко. Дело в том, что нынешнее законодательство, определяющее статус и взаимосвязи подобных обществ, создает все необходимые правовые предпосылки для интеграции их усилий на любом участке предпринимательской деятельности. Вспомним, что согласно ст. 105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
На что нужно сразу обратить внимание в процитированном законоположении? Дочерние организации всегда имеют организационно-правовую форму одного из обществ (с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерного). Основной же организацией бывает не только общество, но и товарищество в любой организационно-правовой форме — полное или на вере (коммандитное). Что касается финансово-промышленной группы, то совокупность ее юридических лиц составляет лишь связку, в которую входят общества. Хозяйственное товарищество не может быть здесь основной организацией. Другими словами, если основным является хозяйственное товарищество, то создавать со своими дочерними обществами финансово-промышленную группу оно не вправе.
Нормы ст. 105 ГК РФ однозначно регулируют также вопросы гражданско-правовой ответственности во взаимоотношениях основного и дочерних обществ. Поэтому создание финансово-промышленных групп первого типа диктуется не интересами внутренних отношений между основным и дочерними обществами, а скорее преимуществами, льготами, которые по действующему законодательству предоставляются финансово-промышленным группам и о которых будет сказано ниже.
Второй тип финансово-промышленных групп есть тоже совокупность юридических лиц. Но соединяются они между собой на принципиально иной юридической базе. Ею служит договор о создании финансово-промышленной группы, по которому юридические лица полностью или частично объединяют свои материальные или нематериальные активы. Этот тип финансово-промышленных групп называется системой участия.
Цели объединения юридических лиц могут быть самыми различными, а именно: технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Важно с самого начала определить в договоре ясные и конкретные цели, что создает твердую правовую почву для выбора средств достижения целей и обеспечения единства действий в использовании средств на пути к целям.
5. Двум различным типам финансово-промышленных групп соответствуют и особые виды их участников. Не требует дополнительных комментариев первый тип финансово-промышленной группы, участниками которой признаются основное и дочерние общества. Они могут образовывать финансово-промышленную группу уже в силу самого факта их функционирования в таком качестве.
Значительно сложнее обстоит дело с участниками финансово-промышленной группы второго типа. Ими, прежде всего, признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы. Однако не любая совокупность юридических лиц, подписавших договор и пожелавших полностью или частично объединить на его условиях свои материальные и нематериальные активы, вправе претендовать на статус финансово-промышленной группы. Потенциальные и действующие участники финансово-промышленной группы подразделяются на два вида. Их условно можно назвать участниками обязательными и инициативными. К обязательным относятся юридические лица, без которых закон запрещает создание финансово-промышленной группы. Обязательные участники, в свою очередь, делятся на два подвида: организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, и банки или иные кредитные организации. С сожалением следует констатировать, что в число обязательных участников не включены научно-исследовательские подразделения, что, несомненно, снижает экономический и социальный потенциалы финансово-промышленных групп.
Круг инициативных участников, т. е. тех, которые не названы среди обязательных, практически ничем не ограничен. Важно только подчеркнуть, что в состав финансово-промышленной группы могут входить не только коммерческие, но и некоммерческие организации, в том числе иностранные. В частности, участниками финансово-промышленной группы могут быть инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.
Вместе с тем, в отношений участников отдельных видов установлены некоторые предварительные условия их вхождения в финансово-промышленные группы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества. Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).
Есть всего только два запрета на участие в финансово-промышленной группе. Первый состоит в том, что в ее состав не могут входить общественные и религиозные организации (объединения). Запрет вызван несовместимостью целей последних с целями финансово-промышленных групп.
Второй запрет распространяется на всех возможных участников финансово-промышленных групп — обязательных и потенциальных: не допускается их вхождение более чем в одну финансово-промышленную группу. Приведенный запрет вызывает почти единодушную критику специалистов — и теоретиков, и практиков. Немотивированным представляется, в частности, запрет в отношении коммерческих банков. Общеизвестно выстраданное веками весьма разумное правило для предпринимателей: "Не кладите яйца в одну корзину". В данном же случае Закон предписывает им поступать прямо наоборот, инвестировать свои капиталы только в "одну корзину", именуемую финансово-промышленной группой. Тем самым увеличивается риск предпринимательской деятельности коммерческих банков и соответственно снижается их интерес организационно связывать себя с какой-то конкретной группой. Кроме того, запрет без видимых причин лишает коммерческий банк, входящий в какую-либо финансово-промышленную группу, возможности вкладывать имеющиеся у него свободные средства в другие финансово-промышленные группы на правах их участников. А это уже противоречит интересам не только самих коммерческих банков, но и искусственно препятствует образованию новых финансово-промышленных групп, развитию предпринимательства в целом.
Своеобразное место среди участников финансово-промышленной группы второго типа занимает ее центральная компания. Такой участник не известен финансово-промышленным группам первого типа, о чем ошибочно утверждается иногда в научной литературе. Там такая отдельная организация просто не нужна. Между основным и дочерними обществами независимо от наличия финансово-промышленной группы происходит постоянный обмен информацией, их контакты опираются на сложившиеся устойчивые правила взаимоотношений, в ходе которых решающее слово остается за основным обществом. Оно, в частности, выполняет и все функции по управлению финансово-промышленной группой в случае создания таковой.
Ничего подобного нет в финансово-промышленной группе второго типа. Ее участники, а их число порой достигает нескольких десятков, до вхождения в одну группу в лучшем случае были связаны гражданско-правовыми договорными отношениями. Не имели они над собой и никаких общих управленческих структур, ни один из участников не обладал полномочием легитимно влиять на деятельность других участников группы. Действующее ныне законодательство не позволяет функции управления общими делами группы передавать одному из ее участников — так называемой головной организации. Все это вполне логично подвело к необходимости иметь в составе участников финансово-промышленной группы особый субъект — центральную компанию. Она учреждается самими юридическими лицами, подписавшими договор о создании финансово-промышленной группы, для ведения ее общих дел.
6. Раскрытие правовой природы финансово-промышленных групп требует уяснения их места в классификации хозяйственных организаций, данной Гражданским кодексом РФ. Несомненна коммерческая природа финансово-промышленных групп: извлечение прибыли составляет основную цель их деятельности. Однако было бы ошибочным на этом основании относить эти группы к коммерческим организациям, искать среди последних подходящую для них организационно-правовую форму. Гражданский кодекс РФ не оперирует понятием "группа" ни применительно к коммерческим, ни к некоммерческим организациям. Следовательно, будучи совокупностью юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), сама финансово-промышленная группа как целое юридическим лицом не является, а представляет собой специфический субъект предпринимательства со свойственной только ему структурой управления, внутренних и внешних связей.
7. Финансово-промышленные группы могут быть национальными, т. е. объединяющими только российских юридических лиц, и транснациональными. Статусом транснациональных наделяются финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения. В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы определяются указанными соглашениями. Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.
-
Государственное регулирование предпринимательской деятельностью. Государственный контроль хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность
Под государственным регулированием предпринимательской деятельности понимается система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на упорядочение общественных отношений. Как способ государственного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется преимущественно через предоставление возможности самостоятельно определять направление своего поведения в рамках, установленных действующим законодательством. Однако предоставленная свобода действий не исключает определенного влияния на отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательских отношений проявляется в следующем:
1. Установление нормативных правовых предписаний, регулирующих предпринимательскую деятельность. Прежде всего это принятие законов и подзаконных нормативно-правовых актов (федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов министерств и ведомств).
Законодательством РФ предусмотрена возможность обжалования в административном или судебном порядке действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, нарушающих права и свободы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом допускается обжалование как индивидуальных правовых , так и нормативно-правовых актов. Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства РФ, признаются недействительными полностью или частично в судебном порядке.
2. Использовании экономических рычагов и минимальном императивном воздействии на хозяйственно-оперативную деятельность субъекта предпринимательской деятельности. К экономическим рычагам можно отнести: установление квот, пошлин, лимитов, иных ограничений или поощрений в различных сферах предпринимательской деятельности.
3. Обеспечении строгого соблюдения установленных правовых предписаний субъектами общественных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности. Данное направление государственного регулирования осуществляется через систему мер контрольно-надзорного характера.
В государственном регулировании предпринимательских отношений отдельное место занимает государственный контроль (надзор), проведение которого способствует обеспечение законности при осуществлении предпринимательской деятельности.
Государственный контроль (надзор) - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
4. Защите прав и интересов участников регулируемых общественных отношений. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям гарантируется защита прав при проведении федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов государственного контроля (надзора).
Федеральные органы исполнительной власти в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) уполномочены:
- разрабатывать и реализовывать единую государственную политику в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора);
- организовывать государственный контроль (надзор) на территории РФ, проводимый федеральными органами исполнительной власти, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведении государственного контроля (надзора);
- координировать деятельность органов государственного контроля (надзора) в РФ в соответствующей сфере контроля;
- обеспечивать исполнение международных обязательств РФ.
Законом предусмотрен ряд ограничений при проведении контроля органами государственной власти. При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностного лица;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
-
Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля. - Зеленина С.Н.
-
Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.
Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности является необходимым шагом со стороны госорганов. Некоторые области предпринимательства могут нанести существенный вред жизни гражданам или безопасности нашей страны.
В соответствии с российским законодательством, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности проводится соответствующими государственными органами, которые проводят необходимые проверки для разрешения определенных видов деятельности частным предпринимателям.
Все виды деятельности, которые подлежат лицензированию, можно разделить на несколько групп. Прежде всего, лицензированию подлежат предприятия, чья деятельность связана с государственной тайной, а также хранением персональных данных граждан. К таким видам деятельности относятся: разработка и распространение шифровальных средств, деятельность по выявлению «жучков», а также разработке средств для защиты конфиденциальной информации.
К другой группе видов деятельности предприятий, которые обязаны иметь лицензию, относится эксплуатация химически опасных объектов, эксплуатация пожароопасных и взрывоопасных производств. Кроме того, лицензия нужна для занятия деятельностью, связанной с геодезической и картографической деятельностью, а также деятельностью, связанной с гидрометеорологией.
Любая медицинская и фармацевтическая деятельность также требует отдельного вида лицензий, также как и деятельность, связанная с различными видами перевозок. Кроме того, отдельные виды лицензий необходимы предприятиям, которые занимаются строительством капитальных зданий и сооружений.
Для прохождения лицензирования отдельных видов деятельности частный предприниматель должен предоставить в соответствующий лицензирующий орган пакет документов, который должен включать в себя: заявление в соответствующей форме, нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации и копию свидетельства постановки на учет в налоговом органе, а также копии документов, подтверждающих квалификацию сотрудников, и документ об уплате государственной пошлины.
Для лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности необходимо предоставлять различные сведения о квалификации, полный список требуемых документов лучше всего уточнить в соответствующих лицензирующих органах. Получение определённой лицензии может занять от нескольких недель до нескольких месяцев, кроме того, возможно, сотрудникам придется посетить курсы повышения квалификации.
Для упрощения процедуры лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности частный предприниматель может обратиться в юридические компании, которые помогут оформить необходимые документы в кратчайшие сроки.
- Источники предпринимательского права
- Субъекты предпринимательской деятельности.
- Субъекты предпринимательской деятельности:
- Некоммерческие организации
- Индивидуализирующие признаки юридического лица, их значение
- 1. Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров.
- Особенности предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей
- Страховая деятельность в рф. Законодательство, регулирующее страховую деятельность.
- Формы и виды страхования. Обязательное страхование объектов повышенной опасности
- Обязательное страхование объектов повышенной опасности
- Что такое опасные производственные объекты
- Oпасные производственные объекты, на которых:
- Организация страхования
- Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
- Статья 2. Основные понятия
- Федеральная антимонопольная служба, ее задачи и функции.
- Государственный контроль монополистической деятельности хозяйствующих субъектов. Ответственность органов управления и контроля юридических лиц.
- Злоупотребление хозяйствующих субъектов своим доминирующим положением
- Порядок предоставления сведений в антимонопольные службы субъектов рф
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, ее виды.
- Организация и законодательное регулирование аудиторской деятельности в рф
- Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность
- Банковская система России. Центральный банк России, правовые основания деятельности. Особенности государственной регистрации банков
- Правовой статус
- Договор банковского счета. Его содержание и порядок заключения. Виды банковских счетов
- Понятие валюты и валютных ценностей. Порядок обращения валюты на территории России. Ответственность за нарушение установленного порядка обращения валюты.
- 24. Настоящее письмо вступает в силу с момента его подписания, за исключением пунктов 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, которые вступают в силу с 01.10.94.
- 1. Гражданско-правовая ответственность.
- Правовой статус участников рынка ценных бумаг
- Признаки ценной бумаги
- Классификация видов ценных бумаг
- Эмиссия векселя. Участники вексельного оборота
- Сделки с ценными бумагами. Депозитарии и их деятельность на рынке ценных бумаг
- 2. Способы защиты прав инвестора на фондовом рынке
- 3. Особенности защиты прав миноритарных акционеров
- 1. Возмещение убытков
- 2. Признание выкупа акций недействительным
- 1. Неэтичной является реклама, которая:
- 1. В радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой, включая рекламу в виде наложений, в том числе способом "бегущей строки":
- 1. При производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта не допускаются: