logo
predprinimatelskoe_pravo_otvety (1)

Правовой статус

Статьей75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции– защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности,функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия,предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти,органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам,отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе,помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению,пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации);направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Таким образом, в данной главе была сделана попытка показать двойственную правовую природу Центрального Банка РФ, поскольку он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾управлению кредитной системой.

Согласно ст. 1 Закона о банках небанковской кредитной организацией является кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные названным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Банк — это институт, ориентированный на комплексное осуществление банковской деятельности, т.е. объективно стремящийся к универсализации, а небанковские кредитные организации являются организациями, специализирующимися на проведении лишь отдельных банковских операций.

К специализированным банковским институтам, действующим по лицензии, относятся:

- брокерские и дилерские фирмы;

- инвестиционные и финансовые компании;

- пенсионные фонды;

- кредитные союзы;

- кассы взаимопомощи, ломбарды, благотворительные фонды;

- лизинговые и страховые компании.

- Благотворительные фонды.

Основные формы деятельности этих учреждений сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизация капитала через различные акции, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.

Минимальный размер уставного капитала создаваемой небанковской кредитной организации, за исключением дочерней небанковской кредитной организации иностранного банка, составляет сумму, эквивалентную 500 тыс. евро.

Вновь созданной небанковской кредитной организации в зависимости от ее назначения могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций, содержащая следующие банковские операции:

- открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

- осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме;

- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением банковских переводов).

лицензия на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов для небанковских кредитных организаций — организаций инкассации, которая включает в себя следующие банковские операции:

- привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);

- размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

- купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме(исключительно от своего имени и за свой счет);

- выдача банковских гарантий.

После получения заключения территориального учреждения Банка России об оплате 100 процентов уставного капитала Банк России в течение трех рабочих дней принимает решение о выдаче лицензии и направляет территориальному учреждению 2 экземпляра лицензии на осуществление кредитной организацией банковских операций.

Территориальное учреждение Банка России:

- ведет реестр выданных лицензий;

- выдает первый экземпляр лицензии председателю совета директоров кредитной организации или другому уполномоченному лицу, письменно подтверждающему получение указанного документа.

Небанковская кредитная организация, осуществляющая операции по расчетам, может расширить круг осуществляемых банковских операций путем получения лицензии, содержащей более широкий перечень банковских операций.

Для получения лицензии, расширяющей деятельность, кредитная организация должна представить в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, следующие документы:

ходатайство за подписью председателя совета директоров или другого уполномоченного лица, включающее бизнес-план кредитной организации или дополнения к нему;

опубликованный годовой отчет, заверенный аудиторской организацией, и аудиторское заключение за год, предшествующий обращению кредитной организации за получением лицензии, расширяющей деятельность (в случае, если указанные документы ранее не представлялись в территориальное учреждение Банка России);

баланс и расчет экономических нормативов на последнюю отчетную дату.

Порядок изменения вида кредитной организации с небанковской кредитной организации на банк регулируется Указанием Банка России от 05.11.2001 № 1044-У, которое устанавливает порядок изменения вида кредитной организации с небанковской кредитной организации на банк.

Закон о банках в редакции ФЗ от 19.06.2001 № 82-ФЗ определяет, что Банк России не вправе требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения размера их уставного капитала. Как уже отмечалось выше, согласно Указанию 1053-У, кредитная организация, ходатайствующая об изменении вида с небанковской кредитной организации на банк, должна иметь собственные средства (капитал) в размере не менее 5 млн. евро. Кроме того, с момента согласования Банком России соответствующих изменений и дополнений в учредительных документах такая кредитная организация обязана соблюдать пруденциальные нормы деятельности, установленные нормативными актами Банка России в отношении банков.

Следует отметить, что период времени, необходимый для получения лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, исчисляется с даты согласования Банком России изменений и дополнений в учредительные документы кредитной организации, связанных с изменением ее вида с небанковской кредитной организации на банк.