§ 3. Основные права профсоюзов, их классификация
Из определения профсоюза следует, что он создается с целью защиты социально-трудовых прав и интересов граждан. Реализация данной цели предполагает наличие у профсоюзов соответствующих прав, позволяющих обеспечить защиту прав и интересов граждан.
С точки зрения процессуальных особенностей реализации прав профсоюзов можно выделить три группы полномочий, направленных на обеспечение защиты профсоюзами прав и интересов граждан.
В первую группу следует включить права, призванные обеспечить организационную самостоятельность профсоюзов при осуществлении своей деятельности. Независимость профсоюзов от органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей и их объединений, свободное осуществление ими своей деятельности по защите прав и интересов человека и гражданина провозглашены в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, ст. 5, 11 Конвенции МОТ N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию, ст. 2 Конвенции МОТ N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров, ст. 5 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Права профсоюзов на организационную самостоятельность на первый взгляд непосредственно не связаны с защитой прав и свобод граждан. Однако зависимость профсоюза от органов государственной власти, местного самоуправления, работодателей может не позволить им защитить права и свободы граждан, если они нарушены указанными органами и организациями. Поэтому права, призванные обеспечить организационную самостоятельность профсоюзов, являются фундаментом их деятельности по защите прав и свобод граждан. Нельзя не заметить, что реализация прав на организационную самостоятельность профсоюзами имеет свои процессуальные особенности. Далеко не все профсоюзы имеют возможность использовать существующие способы защиты от незаконного вмешательства в их деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и работодателей. К примеру, работодатели зачастую устанавливают для работников, отказавшихся от членства в профсоюзе, дополнительные льготы, отказываются предоставлять профсоюзам помещения, средства связи для ведения уставной деятельности. В этом случае у профсоюза могут возникнуть убытки, связанные с необходимостью аренды помещений, средств связи, неполучением профсоюзных взносов. Взыскать такие убытки с работодателя профсоюзу не всегда удается. Как уже отмечалось, не каждый профсоюз имеет статус юридического лица, а лишь профсоюз, прошедший уведомительную регистрацию. В свою очередь по правилам гражданского или арбитражного процесса взыскать убытки вправе лишь профсоюз, имеющий права юридического лица. Профсоюзы, не прошедшие уведомительную регистрацию, не имеют возможности оформить заявление в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, а также полномочия представителя профсоюза, они не могут и получить взыскиваемые в их пользу средства. В связи с изложенным профсоюз, не имеющий статуса юридического лица, должен реализовывать права на организационную самостоятельность по особым процессуальным правилам. Прежде всего от имени такого профсоюза должны выступать его руководитель и иные лица, наделенные такими полномочиями общим собранием (конференцией) профсоюза. Полномочия этих физических лиц подтверждаются протоколом общего собрания (конференции). Предоставление такого протокола влечет возникновение у названных лиц как общих, так и специальных полномочий при участии в конфликтах с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями. Указанные органы и организации в судебном порядке вправе оспорить наличие у представителей, указанных в протоколе общего собрания (конференции), всех или отдельных полномочий на выступление в процессе разрешения конфликта от имени профсоюза. При рассмотрении таких заявлений представители органов государственной власти, местного самоуправления или работодателей должны доказать несоответствие изложенных в протоколе общего собрания (конференции) профсоюза сведений действительности. Наличие процессуальных нарушений, повлекших вынесение профсоюзом незаконного решения о наделении полномочиями своих представителей, служит основанием для признания представителей профсоюза, не обладающими полномочиями, выступать от его имени. После чего профсоюз не может быть лишен возможности провести собрание (конференцию) с целью устранения установленных судом нарушений. Очевидно, что профсоюз не может быть признан организацией до тех пор, пока не будут определены представители, обладающие полномочиями, выступать от его имени, обеспечивая организационную самостоятельность профсоюза.
Профсоюз не может соответствовать своему правовому понятию, если он не наделен правом представительства граждан, являющихся его членами. Организационная самостоятельность профсоюза немыслима при отсутствии специальных оснований возникновения у него права на представительство своих членов. Возникновение у профсоюза права на представительство своих членов, которое призвано обеспечить организационную самостоятельность профсоюза при осуществлении их защиты, также имеет свои процессуальные особенности. В ст. 49 ГПК РФ дан примерный перечень лиц, которые могут выступать в качестве представителей граждан. В этой норме профсоюзы в качестве возможного представителя интересов своих членов не указаны. В ст. 51 ГПК РФ ограничен круг лиц, которые выступают в качестве представителя. В ней также профсоюзы не фигурируют. Следовательно, представительство профсоюзом своих членов не запрещено, что на правовом языке означает - разрешено. Поэтому профсоюз на основании доверенности может представлять гражданина с объемом перечисленных в ней полномочий. В силу факта членства профсоюз может обладать по отношению к работнику лишь общими полномочиями. Однако, осуществляя представительство конкретного гражданина, профсоюз не перестает оставаться самостоятельной общественной организацией, созданной для защиты прав и интересов своих членов, а не только конкретного работника. Поэтому и при представительстве конкретного работника профсоюз может иметь самостоятельную правовую позицию, направленную как на защиту представляемого гражданина, так и других членов. К примеру, профсоюз может без согласия работника ссылаться на обстоятельства, которые тот отказался придавать огласке во избежание конфликта с работодателем. В связи с изложенным профсоюз на основании факта членства вправе обосновать самостоятельную правовую позицию, которая должна быть исследована в качестве самостоятельного доказательства. Тогда как в соответствии со ст. 68 ГПК РФ объяснения других представителей не признаются самостоятельным доказательством. Таким образом, специальное основание возникновения права на представительство - факт членства, порождает возможность изложения профсоюзом собственной позиции, которая является самостоятельным доказательством. Другие представители такими правами не обладают.
Выдача гражданином доверенности профсоюзу на представительство его интересов также не лишает профсоюз возможности высказать самостоятельную позицию, поскольку и в этом случае профсоюз не только защищает конкретного гражданина, но и выполняет функцию по защите прав и интересов других членов профсоюза.
Как уже отмечалось, имеются особенности оформления полномочий лиц, выступающих от имени профсоюза, не являющегося юридическим лицом. В подобной ситуации гражданин может выдать доверенность на имя лица, которое профсоюз уполномочил выступать от своего имени. Данное лицо и будет олицетворять профсоюз как представителя работника, выдавшего ему доверенность. Причем и в этом случае мнение лица, выступающего от имени профсоюза, должно рассматриваться в качестве самостоятельного доказательства.
Организационная самостоятельность профсоюза обеспечивается и наличием у него права выступать в качестве представителя неопределенного круга лиц. Заявление профсоюзом требований в защиту неопределенного круга лиц влечет возникновение у него общих и специальных полномочий. Но при этом конкретные граждане не лишены возможности вступить в начатый профсоюзом процесс в защиту собственных прав, если они нарушены применением оспариваемого профсоюзом нормативного правового акта. Однако и в этом случае объяснение профсоюза будет выступать в качестве самостоятельного доказательства.
Таким образом, организационная самостоятельность профсоюза состоит из прав, позволяющих профсоюзу осуществлять независимое представительство собственных интересов, а также прав и свобод граждан и неопределенного круга лиц. Независимость профсоюза при реализации указанных видов представительства является основанием для рассмотрения мнения профсоюза в качестве самостоятельного доказательства.
Во вторую группу следует включить права, связанные с правотворческой деятельностью профсоюзов. Такие права реализуются профсоюзом при разработке и принятии нормативных правовых актов в сфере труда. Профсоюзы и их объединения участвуют в правотворческой деятельности на различных уровнях: федеральном, региональном и локальном. Совокупность имеющихся у профсоюзов прав при участии в правотворческой деятельности на перечисленных уровнях различны. Имеются процессуальные особенности реализации этих прав.
Отдельные нормативные правовые акты принимаются на федеральном уровне с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ч. 2 ст. 147 ТК РФ предусмотрено определение перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Напомним, что в этой комиссии в качестве одной из сторон выступают представители общероссийских профсоюзов. В соответствии с ч. 2 ст. 153 ТК РФ перечни профессий творческих работников с особыми условиями оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Ограничения при применении труда женщин и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в соответствии с ч. 3 ст. 253 ТК РФ в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень профессий творческих работников в возрасте до 18 лет, которые могут привлекаться к сверхурочным работам и направляться в служебные командировки, на основании ст. 268 ТК РФ устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. При разработке перечисленных нормативных правовых актов профсоюзы вправе высказать свое мнение на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Естественно, таким правом обладают лишь объединения профсоюзов, представленные в данной комиссии. Однако комиссия состоит не только из представителей профсоюза, но и представителей Правительства РФ и объединений работодателей. В связи с чем мнение стороны профсоюзов может быть и не поддержано составом Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процессуальной особенностью подобных ситуаций является отсутствие у профсоюза права доказывать независимому арбитру необоснованность мнения комиссии. По всей видимости, к компетенции Верховного Суда РФ следует отнести заявления членов Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о необоснованности высказанного этой комиссией мнения, послужившего основанием для принятия нормативного правового акта. Подобные заявления могут рассматриваться и в процессе обжалования указанных актов. В том случае, когда Правительство РФ принимает перечисленные акты без учета мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, члены комиссии, как представители организаций, обладающих полномочиями по защите прав и свобод неопределенного круга лиц, могут обжаловать их содержание в Верховный Суд РФ.
Отдельные акты принимаются на федеральном уровне с учетом мнения общероссийских объединений профсоюзов. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 350 ТК РФ продолжительность рабочего времени по совместительству медицинских работников в сельской местности может увеличиваться по решению Правительства РФ с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза (медицинских работников) и объединения работодателей. В ч. 3 ст. 412 ТК РФ предусмотрено определение минимума необходимых работ (услуг) федеральным органом исполнительной власти и соответствующим общероссийским профсоюзом. Отказ от учета мнения профсоюза, а также в первом случае и объединения работодателей позволяет им обжаловать принятый вопреки их волеизъявлению акт в Верховный Суд РФ. При этом орган, принявший акт, должен доказать его законность и обоснованность, а также соблюдение процедуры при его утверждении.
Профессиональные союзы выступают стороной, принимаемых на федеральном уровне соглашений, в частности, Генерального соглашения, отраслевых и профессиональных соглашений, принимаемых на данном уровне. При разработке этих актов профсоюзы вправе требовать включения в их содержание предлагаемых ими условий. Однако другие участники соглашений могут отклонить требования профсоюза. Процедура проверки обоснованности отказа от включения требований профсоюза в соглашение в настоящее время отсутствует. Хотя в ст. 5.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность работодателя за необоснованный отказ от заключения соглашения. Очевидно, что должна существовать и процедура оценки обоснованности или необоснованности заявленных профсоюзом требований независимым арбитром. Отказ работодателя от заключения соглашения на федеральном уровне должен обжаловаться профсоюзом в Верховный Суд РФ. Признание данного отказа необоснованным служит основанием для обязания работодателей заключить соглашение на предлагаемых профсоюзом условиях, а также для привлечения работодателя к ответственности за необоснованный отказ от заключения соглашения.
В ч. 4 ст. 412 ТК РФ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в соответствии с федеральным законодательством разрабатывать и утверждать региональные перечни минимума необходимых работ (услуг) при проведении забастовки по согласованию с соответствующими территориальными объединениями профсоюзов. Отсутствие согласованной позиции позволяет профсоюзу обжаловать в суде субъекта Российской Федерации утвержденный органами государственной власти данного субъекта перечень этих работ. При рассмотрении таких заявлений орган государственной власти субъекта РФ должен доказать законность и обоснованность утвержденного им перечня работ (услуг), а также соблюдение процедуры согласования своего решения с профсоюзом.
На уровне субъектов РФ могут создаваться региональные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также заключаться региональные и территориальные соглашения. При совершении представителями работодателей незаконных или необоснованных действий, несоблюдении процедуры согласования решений с профсоюзами, они могут обжаловать такие действия и решения соответственно в суде субъекта РФ или в районном (городском) суде. На этих уровнях судебные органы также имеют право давать оценку обоснованности или необоснованности действий работодателей по отказу от учета требований профсоюзов. Признание решений работодателей необоснованными влечет вынесение судебного постановления об обязании работодателя заключить соглашение на предлагаемых профсоюзом условиях. Вступившее в законную силу решение суда о необоснованном отказе от заключения соглашения является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности. Процессуальной особенностью рассмотрения дел о необоснованном отказе работодателей от заключения соглашений является исследование не только правовых, но и материальных причин отказа, поскольку дать оценку обоснованности или необоснованности такого отказа невозможно без учета материального положения работодателя. Нельзя не заметить, что организационные и правотворческие полномочия профсоюзов, как правило, связаны с осуществлением деятельности по защите прав, свобод и интересов неопределенного круга граждан. Сказанное относится и к правотворческим полномочиям, осуществляемым профсоюзом на локальном уровне. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Представительным органом работников в организации является профсоюз. Отказ от учета мнения профсоюза при утверждении правил внутреннего трудового распорядка организации позволяет ему обжаловать их содержание в соответствующий районный (городской) суд. При рассмотрении заявления профсоюза представители работодателя обязаны доказать законность и обоснованность своих действий, а также соблюдение процедуры утверждения правил внутреннего трудового распорядка.
На локальном уровне профсоюзы вправе требовать от работодателя заключения коллективного договора. В свою очередь представители работодателя могут отказаться от заключения данного договора на предлагаемых профсоюзом условиях. И в подобных ситуациях процедура проверки обоснованности отказа работодателя независимым арбитром отсутствует. Хотя профсоюз может обратиться в соответствующий районный (городской) суд с заявлением о признании решения работодателя от заключения колдоговора необоснованным. Удовлетворение требований профсоюза обязывает работодателя заключить колдоговор на предлагаемых профсоюзом условиях, а также может служить основанием для привлечения работодателя к ответственности на основании ст. 5.30 КоАП РФ за необоснованный отказ от заключения колдоговора. Нами рассмотрены основные правотворческие полномочия профсоюзов и особенности процесса их реализации.
В третью группу следует включить правоприменительные полномочия профсоюзов. Осуществление этих прав предполагает деятельность профсоюзов в двух рассмотренных направлениях: по защите прав, свобод и интересов неопределенного круга граждан и по защите прав, свобод конкретных лиц.
Осуществление профсоюзами полномочий в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга граждан происходит при обжаловании нормативных правовых актов. Профсоюз может требовать признания нормативного правового акта недействующим или недействительным по материальным или процессуальным основаниям. В качестве материальных оснований профсоюз может указать на умаление принятым актом прав и свобод, гарантированных вышестоящим по юридической силе законодательством. Процессуальным основанием для обжалования акта может стать несоблюдение процедуры его принятия, например превышение полномочий лицами, издавшими акт, нарушение процедуры учета мнения профсоюза при его издании. В соответствии со ст. 372 ТК РФ работодатель обязан направлять проекты нормативных правовых актов, принимаемых с учетом мнения профсоюза, в соответствующий профсоюзный орган, который в течение пяти дней направляет работодателю письменное мотивированное мнение по поводу проекта. Однако работодатель вправе принять акт вопреки мнению профсоюза. В этом случае профсоюз может обжаловать данный акт в суд, государственную инспекцию труда и (или) начать процедуру коллективного трудового спора. При рассмотрении требований профсоюза судом, государственной инспекцией труда его письменное мотивированное мнение по поводу оспариваемого акта рассматривается в качестве самостоятельного доказательства. В дело об обжаловании акта могут вступить и работники, по отношению к которым применен оспариваемый акт. Таким образом, по действующему законодательству отказ от учета мнения профсоюза не является безусловным основанием для признания акта недействующим или недействительным. В связи с чем под сомнением находится и обязательность процедуры согласования нормативного правового акта. Действительно, правовая оценка мнению профсоюза может быть дана судом, государственной инспекцией труда и при рассмотрении жалобы на нормативный правовой акт, принятый без прохождения процедуры учета мнения профсоюза. В настоящее время в ч. 4 ст. 8 ТК РФ вносятся изменения, согласно которым нормативные правовые акты, принятые с нарушение установленной ст. 372 ТК РФ процедуры учета мнения профсоюза, не могут применяться. После внесения указанных изменений несоблюдение данной процедуры будет являться безусловным основанием для признания нормативного правового акта недействительным, а его применение должно рассматриваться как нарушение трудового законодательства. В этом случае процедура учета мнения профсоюза при принятии нормативных правовых актов становится обязательной.
Принятие работодателем правоприменительных решений связано с осуществлением профсоюзом деятельности, как правило, в защиту конкретных работников. В соответствии с ч. 2 ст. 82 ТК РФ увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по пп. 2 (сокращение численности или штата работников организации), 3 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе), 5 (неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) ст. 81 ТК РФ производится с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Процедура учета мнения профсоюза прописана в ст. 373 ТК РФ. Данная статья также позволяет работодателю провести увольнение работника вопреки мотивированному мнению профсоюза. После чего работник, профсоюз с согласия работника могут обжаловать действия работодателя в государственной инспекции труда и (или) в суде. Мнение профсоюза в этом случае рассматривается в качестве самостоятельного доказательства. Профсоюз может принимать участие и в применении других норм законодательства. В частности, он может вести учет рабочего времени своих членов, проверять соблюдение представителями работодателя требований действующего законодательства о труде при принятии правоприменительных решений в отношении членов профсоюза, осуществлять иные общие полномочия. Однако защитить конкретного работника от неправомерных действий представителей работодателя профсоюз вправе лишь с согласия работника. Поэтому полученные профсоюзом документы при осуществлении им общих полномочий могут быть использованы в защиту прав конкретного работника в качестве самостоятельного доказательства лишь в том случае, если непосредственно работник или профсоюз с его согласия обратился в государственную инспекцию труда и (или) суд. Таким образом, подавляющее большинство прав профсоюзов в области принятия работодателями правоприменительных решений реализуется при наличии волеизъявления работника на устранение нарушений трудового законодательства. В подобной ситуации работник должен жаловаться на своего работодателя. В свою очередь после подачи такой жалобы работодатель принимает меры по увольнению строптивого работника. В связи с чем защита профсоюзом прав конкретного работника заканчивается потерей им рабочего места. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что деятельность профсоюзов по защите прав конкретных работников не эффективна, по всей видимости, профсоюз должен иметь право на представительство конкретного работника в силу факта членства без письменного оформления полномочий, в том числе и без подачи жалобы от имени работника на работодателя. Средства, взыскиваемые в пользу конкретного работника, могут поступать на счет профсоюза с указанием на то, что они могут быть получены им в любое время. Данный подход к защите прав конкретного работника позволяет ему избежать конфликта с работодателем и потери рабочего места. В свою очередь и профсоюз получает возможность требовать устранения любого нарушения прав и свобод своих членов.
Рассмотренные нами организационные, правотворческие, правоприменительные права профсоюзов призваны обеспечивать защиту социально-трудовых прав и интересов граждан.
- Трудовое право России Введение
- Глава 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права § 1. Понятие права на труд в его историческом развитии
- § 2. Регулирование труда на различных этапах общественного развития
- § 3. Понятие трудового права как отрасли права
- § 4. Предмет трудового права
- § 5. Метод трудового права
- § 6. Система отрасли трудового права
- § 7. Сфера действия норм трудового права
- § 8. Юридически значимые обстоятельства в трудовом праве
- § 9. Соотношение трудового права с другими смежными отраслями (гражданским, административным, предпринимательским и правом социального обеспечения)
- § 10. Предмет, методы и система науки трудового права
- § 11. Цели и задачи трудового законодательства
- § 12. Функции трудового права
- Глава 2. Источники трудового права § 1. Понятие источников трудового права и их особенности
- § 2. Классификация источников трудового права
- § 3. Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений
- § 4. Факторы дифференциации. Общее и специальное законодательство о труде
- § 5. Федеральное, региональное, местное и локальное регулирование отношений в сфере труда
- § 6. Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права
- § 7. Международно-правовое регулирование труда
- § 8. Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права
- § 9. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права
- § 10. Роль Конституционного Суда рф и Верховного Суда рф в регулировании трудовых отношений
- § 11. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
- § 12. Соглашения, коллективные договоры, иные локальные акты организации как источники трудового права
- Глава 3. Принципы трудового права § 1. Понятие правовых принципов и их виды
- § 2. Отраслевые принципы трудового права
- 2.1. Свобода труда и запрещение принудительного труда в трудовых отношениях
- 2.2. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве
- 2.3. Принцип обеспечения справедливых условий труда
- 2.4. Принцип равенства прав и возможностей работников
- 2.5. Принцип обеспечения своевременной, справедливой и достойной оплаты труда
- 2.6. Принцип выплаты равной заработной платы за труд равной ценности
- 2.7. Запрещение дискриминации при регламентации трудовых отношений
- 2.8. Наличие объединений по защите прав и интересов в процессе трудовой деятельности
- 2.9. Участие работников в управлении организацией
- 2.10. Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений
- 2.11. Принцип ведения коллективных переговоров при регулировании трудовых отношений
- 2.12. Принцип обязательности возмещения работнику вреда, причиненного в процессе трудовой деятельности
- 2.13. Принцип установления государственных гарантий прав работников и государственного контроля за их соблюдением
- 2.14. Принцип обеспечения защиты трудовых прав
- 2.15. Принцип обеспечения права на ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров
- 2.16. Принцип выполнения работником возложенных на него трудовым договором обязанностей
- 2.17. Принцип профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства
- 2.18. Принцип обеспечения достоинства работников в процессе трудовой деятельности
- 2.19. Принцип обеспечения обязательного социального страхования работников
- 2.20. Принцип защиты трудовых прав не запрещенными законом способами
- § 3. Принципы институтов трудового права
- 3.1. Принципы института "Социальное партнерство, заключение коллективных договоров и соглашений"
- 3.2. Принципы института "Занятость и трудоустройство"
- 3.3. Принципы института "Трудовой договор"
- 3.4. Принципы института "Рабочее время"
- 3.5. Принципы института "Время отдыха"
- 3.6. Принципы института "Оплата и нормирование труда"
- 3.7. Принципы института "Гарантии и компенсации"
- 3.8. Принципы института "Трудовой распорядок, дисциплина труда"
- 3.9. Принципы института "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации"
- 3.10. Принципы института "Охрана труда"
- 3.11. Принципы института "Материальная ответственность сторон трудового договора"
- 3.12. Принципы института "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников"
- 3.13. Принципы института "Государственный и общественный контроль за соблюдением норм трудового права"
- 3.14. Принципы института "Самозащита трудовых прав"
- 3.15. Принципы института "Индивидуальные трудовые споры"
- 3.16. Принципы института "Коллективные трудовые споры"
- § 4. Соотношение общих, межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов
- § 5. Реализация принципов трудового права через права и обязанности субъектов
- Глава 4. Субъекты трудового права § 1. Понятие субъектов трудового права
- § 2. Классификация субъектов трудового права
- § 3. Правовой статус субъектов трудового права
- § 4. Граждане как субъекты трудового права
- § 5. Работодатели как субъекты трудового права
- § 6. Представители работников как субъекты трудового права
- § 7. Представители работодателей как субъекты трудового права
- § 8. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Региональные, отраслевые и территориальные комиссии по заключению соглашений как субъекты трудового права
- § 9. Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права
- § 10. Юрисдикционные органы как субъекты трудового права
- Глава 5. Права профсоюзов в сфере труда § 1. Понятие профсоюзов, право на объединения в профсоюзы
- § 2. Защита трудовых прав работников профсоюзами
- § 3. Основные права профсоюзов, их классификация
- § 4. Гарантии осуществления профсоюзных прав
- Глава 6. Трудовые отношения § 1. Система отношений в трудовом праве
- § 2. Понятие, содержание и субъекты трудового отношения
- § 3. Отличие трудового отношения от других отношений, возникающих при использовании труда
- § 4. Общая характеристика отношений по трудоустройству
- § 5. Отношения по организации труда и управлению трудом
- § 6. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
- § 7. Отношения по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
- § 8. Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства
- § 9. Отношения по материальной ответственности работников и работодателей
- § 10. Отношения по обязательному социальному страхованию работников
- § 11. Отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства
- § 12. Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
- § 13. Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров
- § 14. Отношения по самозащите трудовых прав
- Глава 7. Коллективные договоры и соглашения § 1. Сфера действия законодательства о коллективных договорах и соглашениях
- § 2. Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений
- § 3. Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров
- § 4. Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители
- § 5. Порядок заключения и сроки действия коллективного договора
- § 6. Структура и содержание коллективного договора
- § 7. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности
- Понятие, виды и стороны соглашений
- § 8. Структура и содержание соглашений
- § 9. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений
- § 10. Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений
- § 11. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях
- Глава 8. Занятость и трудоустройство § 1. Общая характеристика законодательства о занятости населения
- § 2. Понятие занятости и занятых граждан
- § 3. Понятие безработного гражданина
- § 4. Правовой статус безработного гражданина
- § 5. Понятие подходящей работы
- § 6. Порядок и сроки выплаты пособий по безработице
- § 7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
- § 8. Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда
- § 9. Содействие занятости граждан, нуждающихся в особой социальной защите
- § 10. Понятие общественных работ
- § 11. Понятие массового увольнения и его правовые последствия
- Глава 9. Трудовой договор § 1. Трудовой договор как одна из форм свободного распоряжения гражданами своими способностями к труду
- § 2. Понятие и значение трудового договора при реализации гражданами своих способностей к труду
- § 3. Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров о труде
- § 4. Стороны трудового договора
- § 5. Содержание трудового договора
- § 6. Порядок заключения трудового договора
- § 7. Недопустимость дискриминации при заключении трудового договора
- § 8. Запрещение принудительного труда
- § 9. Виды трудовых договоров
- § 10. Случаи заключения срочных трудовых договоров
- § 11. Особенности трудовых договоров, заключаемых с отдельными категориями работников
- § 12. Испытательный срок
- § 13. Понятие перевода на другую работу
- § 14. Виды переводов на другую работу
- § 15. Перемещение работников
- § 16. Изменение существенных условий трудового договора
- § 17. Трудовые отношения при смене собственника и реорганизации
- § 18. Отстранение от работы
- § 19. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора
- § 20. Расторжение трудового договора по инициативе работника
- § 21. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
- § 22. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от волеизъявления его сторон
- § 23. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных федеральными законами обязательных правил заключения трудового договора
- § 24. Правовые последствия незаконного увольнения
- § 25. Трудовая книжка и ее назначение
- § 26. Персональные данные работника
- § 27. Основания и порядок обработки персональных данных работника
- § 28. Ответственность за нарушение законодательства при обработке персональных данных работника
- Глава 10. Рабочее время § 1. Понятие рабочего времени
- § 2. Виды рабочего времени
- § 3. Режим рабочего времени и порядок его установления
- § 4. Учет рабочего времени и его виды
- § 5. Порядок учета рабочего времени
- § 6. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
- § 7. Ненормированный рабочий день
- § 8. Гибкий график работы
- § 9. Сменная работа
- § 10. Разделение рабочего дня на части
- § 11. Особенности регулирования рабочего времени в отдельных отраслях экономики
- Глава 11. Время отдыха § 1. Понятие времени отдыха
- § 2. Виды времени отдыха
- § 3. Перерывы в течение рабочего дня (смены)
- § 4. Ежедневный (междусменный) отдых
- § 5. Еженедельный непрерывный отдых, выходные дни
- § 6. Нерабочие праздничные дни
- § 7. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
- § 8. Понятие отпуска, виды отпусков
- § 9. Ежегодные основные оплачиваемые отпуска и порядок их предоставления
- § 10. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска и порядок их предоставления
- § 11. Продление и перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска
- § 12. Разделение отпуска на части, отзыв работника из отпуска
- § 13. Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией
- § 14. Реализация права на отпуск при увольнении
- § 15. Отпуск без сохранения заработной платы
- Глава 12. Заработная плата § 1. Основные государственные гарантии в сфере оплаты труда
- § 2. Понятие заработной платы, порядок ее установления
- § 3. Системы оплаты труда
- § 4. Формы оплаты труда работника, порядок их установления
- § 5. Исчисление средней заработной платы
- § 6. Элементы тарифной системы оплаты труда
- § 7. Нормы труда и сдельные расценки, порядок их установления
- § 8. Оплата при отклонении от установленных условий труда
- § 9. Формы материального стимулирования труда работников
- § 10. Порядок и сроки выплаты заработной платы
- § 11. Ответственность работодателя за задержку заработной платы
- Глава 13. Гарантии и компенсации § 1. Понятие гарантий в сфере труда
- § 2. Гарантии при направлении работников в служебные командировки и на работу в другую местность
- § 3. Гарантии работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей
- § 4. Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением
- § 5. Гарантии работникам при увольнении
- § 6. Гарантии работникам при временной нетрудоспособности, переводе, медицинском обследовании и сдаче крови и ее компонентов
- § 7. Гарантии выборным работникам
- § 8. Понятие компенсаций в сфере труда
- § 9. Компенсации в связи с использованием работниками имущества в процессе трудовой деятельности
- § 10. Компенсации при командировках, направлении работников для повышения квалификации и на работу в другую местность
- § 11. Компенсации лицам, совмещающим работу с обучением
- § 12. Компенсации, связанные с прохождением лечения работниками
- Глава 14. Дисциплина труда § 1. Понятие дисциплины труда
- § 2. Трудовой распорядок организации, порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка
- § 3. Поощрения за труд
- § 4. Дисциплинарная ответственность и ее виды
- § 5. Понятие дисциплинарного проступка
- § 6. Виды дисциплинарных взысканий
- § 7. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий
- § 8. Снятие дисциплинарного взыскания
- Глава 15. Материальная ответственность сторон трудового договора § 1. Общие условия материальной ответственности сторон трудового договора
- § 2. Возмещение ущерба, причиненного работнику лишением возможности трудиться
- § 3. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника
- § 4. Материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы
- § 5. Компенсация работнику физических и нравственных страданий
- § 6. Виды страховых выплат, выплачиваемых работникам или их иждивенцам при причинении вреда жизни либо здоровью
- § 7. Виды материальной ответственности работника
- § 8. Случаи полной материальной ответственности работников
- § 9. Коллективная (бригадная) материальная ответственность работников за причинение ущерба
- § 10. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работников
- § 11. Определение размера причиненного работником ущерба, порядок его взыскания
- § 12. Снижение размера материального ущерба
- Глава 16. Охрана труда § 1. Охрана труда как институт трудового права
- § 2. Государственные нормативные требования охраны труда
- § 3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
- § 4. Обязанности работников в области охраны труда
- § 5. Государственное управление охраной труда
- § 6. Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации
- § 7. Обеспечение прав работников на охрану труда
- § 8. Правила расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний
- Глава 17. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников § 1. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров
- § 2. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
- § 3. Ученический договор и его виды
- § 4. Содержание ученического договора
- § 5. Возмещение расходов, понесенных работодателем в связи с обучением
- Глава 18. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников § 1. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
- § 2. Особенности регулирования труда несовершеннолетних
- § 3. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов ее коллегиального исполнительного органа
- § 4. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
- § 5. Особенности регулирования труда временных и сезонных работников
- § 6. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом
- § 7. Особенности регулирования труда работающих у физических лиц
- § 8. Особенности регулирования труда надомников
- § 9. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- § 10. Особенности регулирования труда работников транспорта
- § 11. Особенности регулирования труда педагогических работников
- § 12. Особенности регулирования труда работников, направленных на работу за границу
- § 13. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
- § 14. Особенности регулирования труда лиц, проходящих службу
- Глава 19. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением норм трудового права § 1. Органы государственного надзора и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства
- § 2. Полномочия государственной инспекции труда
- § 3. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности
- § 4. Государственный энергетический надзор
- § 5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 6. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью
- § 7. Ответственность за нарушение трудового законодательства
- Глава 20. Индивидуальные трудовые споры § 1. Понятие индивидуальных трудовых споров и их виды
- § 2. Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров
- § 3. Формирование комиссии по трудовым спорам (ктс)
- § 4. Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам
- § 5. Порядок рассмотрения заявлений комиссией по трудовым спорам (ктс)
- § 6. Вынесение решения ктс и его исполнение
- § 7. Обжалование решений комиссии по трудовым спорам (ктс)
- § 8. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спор
- § 9. Освобождение работников от судебных расходов
- § 10. Вынесение решений о восстановлении на работе и удовлетворении цененных требований
- § 11. Исполнение решений о восстановлении на работе, ограничение обратного взыскания сумм, полученных работниками по решению государственных органов
- § 12. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров мировыми судьями
- Глава 21. Коллективные трудовые споры § 1. Понятие коллективного трудового спора
- § 2. Выдвижение коллективных требований и их рассмотрение работодателем
- § 3. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
- § 4. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
- § 5. Рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем
- § 6. Участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (Службы) в их разрешении
- § 7. Реализация права на забастовку
- § 8. Правовое положение работников при проведении забастовки
- § 9. Правовые последствия незаконной забастовки
- Глава 22. Самозащита трудовых прав § 1. Правовое регулирование самозащиты трудовых прав
- § 2. Понятие самозащиты трудовых прав
- § 3. Основные способы (формы) самозащиты трудовых прав
- § 4. Основные права и обязанности работников при осуществлении самозащиты трудовых прав
- § 5. Основные права и обязанности работодателя при осуществлении самозащиты трудовых прав
- § 6. Правовые последствия самозащиты трудовых прав
- § 7. Ответственность за нарушение законодательства о самозащите трудовых прав
- § 2. Конвенции Международной организации труда (мот) в регулировании трудовых отношений
- § 3. Роль Европейского Суда по правам человека в регулировании трудовых отношений
- § 4. Некоторые аспекты регулирования трудовых отношений в зарубежных странах