§ 5. Рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем
В соответствии с п. 1 ст. 404 ТК РФ трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Из данной формулировки следует, что создание трудового арбитража, как правило, является правом, а не обязанностью сторон коллективного трудового спора. После рассмотрения такого спора примирительной комиссией его стороны по общему правилу могут выбрать в качестве примирительной процедуры обращение к посреднику либо создание трудового арбитража. Однако при создании трудового арбитража стороны должны заключить соглашение о принятии на себя обязательств по исполнению вынесенных им решений. Однако в ч. 3 ст. 406 ТК РФ говорится о том, что создание трудового арбитража обязательно в организация, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок. Создание трудового арбитража в обязательном порядке имеет иные правовые последствия, чем его образование соглашением сторон. Созданный в обязательном порядке арбитраж выносит решения, имеющие для сторон коллективного трудового спора рекомендательный характер, что не лишает их права заключить соглашение о придании этим решениям обязательной силы. Такое соглашение может быть заключено сторонами коллективного трудового спора как до вынесения решения трудовым арбитражем, так и после. Тогда как создание трудового арбитража по соглашению сторон коллективного трудового спора влечет придание будущим его решениям обязательной силы.
В соответствии с ч. 2 ст. 412 ТК РФ перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим отраслевым общероссийским профессиональным союзом в порядке, определенном Правительством РФ. Данный порядок определен Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года N 901 "О порядке разработки и утверждения минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах". Утверждение такого минимума работ (услуг) означает ограничение права на забастовку. Следовательно, в организациях и обособленных структурных подразделениях отраслей (подотраслей) экономики, в которых утвержден в установленном законодательством порядке минимум указанных работ (услуг), создание трудового арбитража при возникновении коллективного трудового спора является обязательным В настоящее время действуют следующие нормативные правовые акты по установлению минимума необходимых работ (услуг) при проведении забастовок: 1) приказ Минэнерго России от 20 мая 2003 года N 193 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг) в угольной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества" (Регистрационный N 4624 от 3 июня 2003 г.); 2) приказ Минздрава России от 25 июля 2003 года N 326 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ услуг на период проведения забастовки в организациях здравоохранения" (Регистрационный N 5061 от 10 сентября 2003 года); 3) приказ Минэнерго России от 11 августа 2003 N 350 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг) в электроэнергетике, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества" (Регистрационный N 5053 от 8 сентября 2003 года); 4) приказ Минэнерго России от 2 сентября 2003 года N 365 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг) в торфяной отрасли экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества" (Регистрационный N 5085 от 18 сентября 2003 года); 5) приказ МПРТ России от 7 октября 2003 года N 214 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг) в организациях печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, а также машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей" (Регистрационный N 5324 от 10 декабря 2003 года); 6) приказ Минтранса России от 7 октября 2003 года N 197 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах, представительствах) транспортного комплекса" (Регистрационный N 5379 от 6 января 2004 года); 7) приказ Росгидромета от 5 декабря 2003 года N 244 "О введении в действие Перечня минимума необходимых работ (услуг), выполняемых организациями (учреждениями) Росгидромета в период проведения забастовок" (Регистрационный N 5382 от 6 января 2004 года); 8) приказ Минпромнауки России от 2 марта 2004 года N 63 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества" (Регистрационный N 5633 от 9 марта 2004 года). Аналогичные перечни утверждены и в ряде других отраслей (подотраслей) экономики, что влечет за собой при возникновении коллективного трудового спора в организациях этих отраслей (подотраслей) обязанность его сторон по созданию трудового арбитража.
Следует помнить, что утверждение указанных перечней необходимых работ (услуг) должно происходить по согласованию с соответствующими отраслевыми общероссийскими профсоюзами. Отсутствие такого согласования позволяет признать в Верховном Суде РФ нормативный правовой акт об утверждении такого перечня работ (услуг) недействующим.
В ч. 3 ст. 412 ТК РФ утверждение рассматриваемых перечней работ и услуг обусловлено деятельностью организаций и обособленных структурных подразделений по обеспечению безопасности людей, их здоровья и жизненно важных интересов общества. В связи с чем при оспаривании в Верховном Суде РФ нормативных правовых актов об утверждении указанных перечней работ (услуг) на принявших такие акты органах лежит обязанность по доказыванию того, что они утверждены для достижения перечисленных в ч. 3 ст. 412 ТК РФ целей. Отсутствие таких целей также позволяет признать названные акты недействующими.
В соответствии с ч. 1 ст. 413 ТК РФ не допускаются забастовки в органах и организациях Вооруженных сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях "скорой" и неотложной медицинской помощи; в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. В ст. 21 ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" запрещено проводить забастовки лицам, проходящим альтернативную гражданскую службу, что вступает в противоречие со ст. 19, 37, 45, 55 Конституции РФ. При возникновении коллективного трудового спора в названных организациях при выполнении перечисленных работ у сторон такого спора также возникает обязанность по созданию трудового арбитража.
Трудовой арбитраж должен быть создан при уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или в работе примирительной комиссии, а также при отсутствии согласованного решения сторон коллективного трудового спора по истечении трех рабочих дней при определении кандидатуры посредника.
Таким образом, трудовой арбитраж создается в следующих случаях: 1) уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или в работе примирительной комиссии; 2) недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника по истечении трех рабочих дней; 3) рассмотрения коллективного трудового спора в перечисленных организациях и обособленных структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных работ, где законодательство запрещает или ограничивает проведение забастовок; 4) недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали урегулирование спора трудовым арбитражем.
При рассмотрении спора трудовым арбитражем применимы Рекомендации по организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 года N 59.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров (далее - Служба) в течение трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от создания примирительной комиссии или от работы в ней, другая сторона этого спора может обратиться в Службу с заявлением о формировании трудового арбитража. Отказ стороны коллективного трудового спора от создания трудового арбитража является уклонением от участия в примирительных процедурах, что влечет наступление предусмотренных законодательством неблагоприятных последствий. Уклонение работодателя от участия в этих процедурах позволяет работникам приступить к организации забастовки, а также потребовать привлечения представителей работодателя к административной ответственности за нарушение норм трудового законодательства. Уклонение работников от участия в примирительных процедурах позволяет признать совершаемые ими действия, в частности по проведению забастовки, незаконными с вытекающими из такого признания последствиями. Доказательством уклонения стороны коллективного трудового спора от участия в примирительных процедурах могут стать документы должностных лиц названной Службы.
В состав трудового арбитража не должны входить представители работников и работодателя, являющихся стороной коллективного трудового спора, подлежащего рассмотрению. Список арбитров, привлекаемых к урегулированию коллективных трудовых споров, составляется Службой с учетом мнения представителей работников и работодателей. Арбитры могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров трудовым арбитражем, но при этом общая продолжительность их участия в данном процессе не должна превышать трех месяцев в году. Данное правило не распространяется на работников, для которых участие в урегулировании коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей входит в их должностные обязанности, а также на лиц, не имеющих постоянной работы.
По соглашению сторон коллективного трудового спора арбитрам может быть выплачена денежная компенсация по возмещению понесенных ими расходов.
Решение о создании трудового арбитража, его состав, регламент работы оформляются протоколом совместного заседания сторон коллективного трудового спора и Службы, примерная форма которого дана в качестве Приложения N 1 к Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. В этом протоколе целесообразно отражать условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и Службой. Количественный и персональный состав арбитров также следует отразить в данном протоколе. Протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и Службы, дата его подписания считается днем создания трудового арбитража.
Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен в трудовом арбитраже в течение пяти рабочих дней с даты его создания. По согласованию сторон коллективного трудового спора этот срок может быть продлен, что оформляется соответствующим соглашением полномочных представителей.
Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем определяется его сторонами и Службой, в частности, могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний, правила замены арбитров при наступлении чрезвычайных обстоятельств, возможность и порядок отвода арбитров представителями сторон коллективного трудового спора, порядок предоставления доказательств представителями сторон, требования к выносимым арбитражем рекомендациям, порядок их вручения представителям сторон и т.д.
Трудовые арбитры имеют право: 1) запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся разногласий, входящих в коллективный трудовой спор; 2) заслушивать объяснения и ходатайства представителей сторон коллективного трудового спора; 3) приглашать на заседания трудового арбитража специалистов, имеющих познания в решении вопросов, составляющих предмет коллективного трудового спора; 4) требовать от представителей сторон коллективного трудового спора доведения решения трудового арбитража до сведения работников организации или структурного подразделения, в котором возник данный спор; 5) предлагать возможные варианты урегулирования коллективного трудового спора; 6) информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при исполнении своих обязанностей по участию в примирительных процедурах. Невыполнение этой обязанности может стать основанием для привлечения трудового арбитра к установленным законодательством мерам ответственности, в частности, для увольнения с работы лица, выполняющего функцию трудового арбитра на профессиональной основе.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов: 1) изучения арбитрами документов и материалов, представленных сторонами коллективного трудового спора; 2) получения объяснений полномочных представителей сторон возникшего спора; 3) получения заключения экспертов, если в этом имеется необходимость; 4) разработки рекомендаций по существу коллективного трудового спора; 5) вручения рекомендаций полномочным представителям сторон конфликта, а при необходимости - доведение их до сведения работников организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор.
Рекомендации трудового арбитража принимаются большинством голосов, входящих в его состав арбитров. Несогласный с вынесенным решением арбитр обязан их подписать, но имеет право составить в письменном виде свое особое мнение по поводу возможных вариантов урегулирования возникших между сторонами коллективного трудового спора разногласий. Данное мнение доводится до сведения представителей сторон коллективного трудового спора наряду с вынесенным трудовым арбитражем решением.
В решении трудового арбитража должна быть дана оценка разногласиям, составляющим предмет коллективного трудового спора, а также предлагаемым по их урегулированию вариантам. Решение трудового арбитража оформляется протоколом заседания трудового арбитража, примерная форма которого дана в качестве Приложения N 2 к Рекомендациям по организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. В нем должны быть указаны дата вынесения решения, присутствующие на заседании трудовые арбитры, представители сторон спора, существо возникших разногласий, составляющих предмет коллективного трудового спора, перечень мер, необходимых для их урегулирования. Решение трудового арбитража подписывается его членами, оно имеет обязательную силу по соглашению сторон коллективного трудового спора.
Таким образом, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является одной из примирительных процедур по урегулированию возникающих при его ведении разногласий.
В качестве обязательной данная процедура выступает в силу прямого указания в законодательстве. В остальных случаях она используется по соглашению сторон коллективного трудового спора. Непременным условием использования данной процедуры по соглашению сторон коллективного трудового спора является придание решению арбитража обязательной силы. Использование этой процедуры на основании обязательных требований законодательства предполагает вынесение решения трудовым арбитражем, которое имеет рекомендательный характер. Но и в подобной ситуации стороны своим соглашением могут придать ему обязательную силу.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Трудовое право России Введение
- Глава 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права § 1. Понятие права на труд в его историческом развитии
- § 2. Регулирование труда на различных этапах общественного развития
- § 3. Понятие трудового права как отрасли права
- § 4. Предмет трудового права
- § 5. Метод трудового права
- § 6. Система отрасли трудового права
- § 7. Сфера действия норм трудового права
- § 8. Юридически значимые обстоятельства в трудовом праве
- § 9. Соотношение трудового права с другими смежными отраслями (гражданским, административным, предпринимательским и правом социального обеспечения)
- § 10. Предмет, методы и система науки трудового права
- § 11. Цели и задачи трудового законодательства
- § 12. Функции трудового права
- Глава 2. Источники трудового права § 1. Понятие источников трудового права и их особенности
- § 2. Классификация источников трудового права
- § 3. Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений
- § 4. Факторы дифференциации. Общее и специальное законодательство о труде
- § 5. Федеральное, региональное, местное и локальное регулирование отношений в сфере труда
- § 6. Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права
- § 7. Международно-правовое регулирование труда
- § 8. Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права
- § 9. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права
- § 10. Роль Конституционного Суда рф и Верховного Суда рф в регулировании трудовых отношений
- § 11. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
- § 12. Соглашения, коллективные договоры, иные локальные акты организации как источники трудового права
- Глава 3. Принципы трудового права § 1. Понятие правовых принципов и их виды
- § 2. Отраслевые принципы трудового права
- 2.1. Свобода труда и запрещение принудительного труда в трудовых отношениях
- 2.2. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве
- 2.3. Принцип обеспечения справедливых условий труда
- 2.4. Принцип равенства прав и возможностей работников
- 2.5. Принцип обеспечения своевременной, справедливой и достойной оплаты труда
- 2.6. Принцип выплаты равной заработной платы за труд равной ценности
- 2.7. Запрещение дискриминации при регламентации трудовых отношений
- 2.8. Наличие объединений по защите прав и интересов в процессе трудовой деятельности
- 2.9. Участие работников в управлении организацией
- 2.10. Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений
- 2.11. Принцип ведения коллективных переговоров при регулировании трудовых отношений
- 2.12. Принцип обязательности возмещения работнику вреда, причиненного в процессе трудовой деятельности
- 2.13. Принцип установления государственных гарантий прав работников и государственного контроля за их соблюдением
- 2.14. Принцип обеспечения защиты трудовых прав
- 2.15. Принцип обеспечения права на ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров
- 2.16. Принцип выполнения работником возложенных на него трудовым договором обязанностей
- 2.17. Принцип профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства
- 2.18. Принцип обеспечения достоинства работников в процессе трудовой деятельности
- 2.19. Принцип обеспечения обязательного социального страхования работников
- 2.20. Принцип защиты трудовых прав не запрещенными законом способами
- § 3. Принципы институтов трудового права
- 3.1. Принципы института "Социальное партнерство, заключение коллективных договоров и соглашений"
- 3.2. Принципы института "Занятость и трудоустройство"
- 3.3. Принципы института "Трудовой договор"
- 3.4. Принципы института "Рабочее время"
- 3.5. Принципы института "Время отдыха"
- 3.6. Принципы института "Оплата и нормирование труда"
- 3.7. Принципы института "Гарантии и компенсации"
- 3.8. Принципы института "Трудовой распорядок, дисциплина труда"
- 3.9. Принципы института "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации"
- 3.10. Принципы института "Охрана труда"
- 3.11. Принципы института "Материальная ответственность сторон трудового договора"
- 3.12. Принципы института "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников"
- 3.13. Принципы института "Государственный и общественный контроль за соблюдением норм трудового права"
- 3.14. Принципы института "Самозащита трудовых прав"
- 3.15. Принципы института "Индивидуальные трудовые споры"
- 3.16. Принципы института "Коллективные трудовые споры"
- § 4. Соотношение общих, межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов
- § 5. Реализация принципов трудового права через права и обязанности субъектов
- Глава 4. Субъекты трудового права § 1. Понятие субъектов трудового права
- § 2. Классификация субъектов трудового права
- § 3. Правовой статус субъектов трудового права
- § 4. Граждане как субъекты трудового права
- § 5. Работодатели как субъекты трудового права
- § 6. Представители работников как субъекты трудового права
- § 7. Представители работодателей как субъекты трудового права
- § 8. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Региональные, отраслевые и территориальные комиссии по заключению соглашений как субъекты трудового права
- § 9. Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права
- § 10. Юрисдикционные органы как субъекты трудового права
- Глава 5. Права профсоюзов в сфере труда § 1. Понятие профсоюзов, право на объединения в профсоюзы
- § 2. Защита трудовых прав работников профсоюзами
- § 3. Основные права профсоюзов, их классификация
- § 4. Гарантии осуществления профсоюзных прав
- Глава 6. Трудовые отношения § 1. Система отношений в трудовом праве
- § 2. Понятие, содержание и субъекты трудового отношения
- § 3. Отличие трудового отношения от других отношений, возникающих при использовании труда
- § 4. Общая характеристика отношений по трудоустройству
- § 5. Отношения по организации труда и управлению трудом
- § 6. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
- § 7. Отношения по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
- § 8. Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства
- § 9. Отношения по материальной ответственности работников и работодателей
- § 10. Отношения по обязательному социальному страхованию работников
- § 11. Отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства
- § 12. Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
- § 13. Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров
- § 14. Отношения по самозащите трудовых прав
- Глава 7. Коллективные договоры и соглашения § 1. Сфера действия законодательства о коллективных договорах и соглашениях
- § 2. Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений
- § 3. Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров
- § 4. Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители
- § 5. Порядок заключения и сроки действия коллективного договора
- § 6. Структура и содержание коллективного договора
- § 7. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности
- Понятие, виды и стороны соглашений
- § 8. Структура и содержание соглашений
- § 9. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений
- § 10. Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений
- § 11. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях
- Глава 8. Занятость и трудоустройство § 1. Общая характеристика законодательства о занятости населения
- § 2. Понятие занятости и занятых граждан
- § 3. Понятие безработного гражданина
- § 4. Правовой статус безработного гражданина
- § 5. Понятие подходящей работы
- § 6. Порядок и сроки выплаты пособий по безработице
- § 7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
- § 8. Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда
- § 9. Содействие занятости граждан, нуждающихся в особой социальной защите
- § 10. Понятие общественных работ
- § 11. Понятие массового увольнения и его правовые последствия
- Глава 9. Трудовой договор § 1. Трудовой договор как одна из форм свободного распоряжения гражданами своими способностями к труду
- § 2. Понятие и значение трудового договора при реализации гражданами своих способностей к труду
- § 3. Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров о труде
- § 4. Стороны трудового договора
- § 5. Содержание трудового договора
- § 6. Порядок заключения трудового договора
- § 7. Недопустимость дискриминации при заключении трудового договора
- § 8. Запрещение принудительного труда
- § 9. Виды трудовых договоров
- § 10. Случаи заключения срочных трудовых договоров
- § 11. Особенности трудовых договоров, заключаемых с отдельными категориями работников
- § 12. Испытательный срок
- § 13. Понятие перевода на другую работу
- § 14. Виды переводов на другую работу
- § 15. Перемещение работников
- § 16. Изменение существенных условий трудового договора
- § 17. Трудовые отношения при смене собственника и реорганизации
- § 18. Отстранение от работы
- § 19. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора
- § 20. Расторжение трудового договора по инициативе работника
- § 21. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
- § 22. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от волеизъявления его сторон
- § 23. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных федеральными законами обязательных правил заключения трудового договора
- § 24. Правовые последствия незаконного увольнения
- § 25. Трудовая книжка и ее назначение
- § 26. Персональные данные работника
- § 27. Основания и порядок обработки персональных данных работника
- § 28. Ответственность за нарушение законодательства при обработке персональных данных работника
- Глава 10. Рабочее время § 1. Понятие рабочего времени
- § 2. Виды рабочего времени
- § 3. Режим рабочего времени и порядок его установления
- § 4. Учет рабочего времени и его виды
- § 5. Порядок учета рабочего времени
- § 6. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
- § 7. Ненормированный рабочий день
- § 8. Гибкий график работы
- § 9. Сменная работа
- § 10. Разделение рабочего дня на части
- § 11. Особенности регулирования рабочего времени в отдельных отраслях экономики
- Глава 11. Время отдыха § 1. Понятие времени отдыха
- § 2. Виды времени отдыха
- § 3. Перерывы в течение рабочего дня (смены)
- § 4. Ежедневный (междусменный) отдых
- § 5. Еженедельный непрерывный отдых, выходные дни
- § 6. Нерабочие праздничные дни
- § 7. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
- § 8. Понятие отпуска, виды отпусков
- § 9. Ежегодные основные оплачиваемые отпуска и порядок их предоставления
- § 10. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска и порядок их предоставления
- § 11. Продление и перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска
- § 12. Разделение отпуска на части, отзыв работника из отпуска
- § 13. Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией
- § 14. Реализация права на отпуск при увольнении
- § 15. Отпуск без сохранения заработной платы
- Глава 12. Заработная плата § 1. Основные государственные гарантии в сфере оплаты труда
- § 2. Понятие заработной платы, порядок ее установления
- § 3. Системы оплаты труда
- § 4. Формы оплаты труда работника, порядок их установления
- § 5. Исчисление средней заработной платы
- § 6. Элементы тарифной системы оплаты труда
- § 7. Нормы труда и сдельные расценки, порядок их установления
- § 8. Оплата при отклонении от установленных условий труда
- § 9. Формы материального стимулирования труда работников
- § 10. Порядок и сроки выплаты заработной платы
- § 11. Ответственность работодателя за задержку заработной платы
- Глава 13. Гарантии и компенсации § 1. Понятие гарантий в сфере труда
- § 2. Гарантии при направлении работников в служебные командировки и на работу в другую местность
- § 3. Гарантии работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей
- § 4. Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением
- § 5. Гарантии работникам при увольнении
- § 6. Гарантии работникам при временной нетрудоспособности, переводе, медицинском обследовании и сдаче крови и ее компонентов
- § 7. Гарантии выборным работникам
- § 8. Понятие компенсаций в сфере труда
- § 9. Компенсации в связи с использованием работниками имущества в процессе трудовой деятельности
- § 10. Компенсации при командировках, направлении работников для повышения квалификации и на работу в другую местность
- § 11. Компенсации лицам, совмещающим работу с обучением
- § 12. Компенсации, связанные с прохождением лечения работниками
- Глава 14. Дисциплина труда § 1. Понятие дисциплины труда
- § 2. Трудовой распорядок организации, порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка
- § 3. Поощрения за труд
- § 4. Дисциплинарная ответственность и ее виды
- § 5. Понятие дисциплинарного проступка
- § 6. Виды дисциплинарных взысканий
- § 7. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий
- § 8. Снятие дисциплинарного взыскания
- Глава 15. Материальная ответственность сторон трудового договора § 1. Общие условия материальной ответственности сторон трудового договора
- § 2. Возмещение ущерба, причиненного работнику лишением возможности трудиться
- § 3. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника
- § 4. Материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы
- § 5. Компенсация работнику физических и нравственных страданий
- § 6. Виды страховых выплат, выплачиваемых работникам или их иждивенцам при причинении вреда жизни либо здоровью
- § 7. Виды материальной ответственности работника
- § 8. Случаи полной материальной ответственности работников
- § 9. Коллективная (бригадная) материальная ответственность работников за причинение ущерба
- § 10. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работников
- § 11. Определение размера причиненного работником ущерба, порядок его взыскания
- § 12. Снижение размера материального ущерба
- Глава 16. Охрана труда § 1. Охрана труда как институт трудового права
- § 2. Государственные нормативные требования охраны труда
- § 3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
- § 4. Обязанности работников в области охраны труда
- § 5. Государственное управление охраной труда
- § 6. Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации
- § 7. Обеспечение прав работников на охрану труда
- § 8. Правила расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний
- Глава 17. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников § 1. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров
- § 2. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
- § 3. Ученический договор и его виды
- § 4. Содержание ученического договора
- § 5. Возмещение расходов, понесенных работодателем в связи с обучением
- Глава 18. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников § 1. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
- § 2. Особенности регулирования труда несовершеннолетних
- § 3. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов ее коллегиального исполнительного органа
- § 4. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
- § 5. Особенности регулирования труда временных и сезонных работников
- § 6. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом
- § 7. Особенности регулирования труда работающих у физических лиц
- § 8. Особенности регулирования труда надомников
- § 9. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- § 10. Особенности регулирования труда работников транспорта
- § 11. Особенности регулирования труда педагогических работников
- § 12. Особенности регулирования труда работников, направленных на работу за границу
- § 13. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
- § 14. Особенности регулирования труда лиц, проходящих службу
- Глава 19. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением норм трудового права § 1. Органы государственного надзора и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства
- § 2. Полномочия государственной инспекции труда
- § 3. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности
- § 4. Государственный энергетический надзор
- § 5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 6. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью
- § 7. Ответственность за нарушение трудового законодательства
- Глава 20. Индивидуальные трудовые споры § 1. Понятие индивидуальных трудовых споров и их виды
- § 2. Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров
- § 3. Формирование комиссии по трудовым спорам (ктс)
- § 4. Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам
- § 5. Порядок рассмотрения заявлений комиссией по трудовым спорам (ктс)
- § 6. Вынесение решения ктс и его исполнение
- § 7. Обжалование решений комиссии по трудовым спорам (ктс)
- § 8. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спор
- § 9. Освобождение работников от судебных расходов
- § 10. Вынесение решений о восстановлении на работе и удовлетворении цененных требований
- § 11. Исполнение решений о восстановлении на работе, ограничение обратного взыскания сумм, полученных работниками по решению государственных органов
- § 12. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров мировыми судьями
- Глава 21. Коллективные трудовые споры § 1. Понятие коллективного трудового спора
- § 2. Выдвижение коллективных требований и их рассмотрение работодателем
- § 3. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
- § 4. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
- § 5. Рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем
- § 6. Участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (Службы) в их разрешении
- § 7. Реализация права на забастовку
- § 8. Правовое положение работников при проведении забастовки
- § 9. Правовые последствия незаконной забастовки
- Глава 22. Самозащита трудовых прав § 1. Правовое регулирование самозащиты трудовых прав
- § 2. Понятие самозащиты трудовых прав
- § 3. Основные способы (формы) самозащиты трудовых прав
- § 4. Основные права и обязанности работников при осуществлении самозащиты трудовых прав
- § 5. Основные права и обязанности работодателя при осуществлении самозащиты трудовых прав
- § 6. Правовые последствия самозащиты трудовых прав
- § 7. Ответственность за нарушение законодательства о самозащите трудовых прав
- § 2. Конвенции Международной организации труда (мот) в регулировании трудовых отношений
- § 3. Роль Европейского Суда по правам человека в регулировании трудовых отношений
- § 4. Некоторые аспекты регулирования трудовых отношений в зарубежных странах