§ 4. Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам
В ч. 1 ст. 386 ТК РФ сказано о том, что работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Однако КТС не имеет полномочий для отказа работнику в принятии заявления по мотиву пропуска срока для обращения в комиссию за защитой своего права.
Как уже неоднократно отмечалось, реализация норм трудового права происходит по правилам гражданского процессуального законодательства. В п. 4 ст. 1 ГПК РФ закреплен принцип процессуальной аналогии, который предполагает использование в регламентации деятельности КТС норм гражданского процессуального законодательства по аналогии в части, не урегулированной трудовым законодательством. Поэтому возможные случаи отказа в принятии заявления работника КТС должны быть определены на основании ст. 134 ГПК РФ. Из этой статьи следует, что КТС вправе отказать в принятии заявления работника в следующих случаях: 1) отсутствия у КТС полномочий для рассмотрения поступившего заявления, разрешение которого отнесено к компетенции других органов, например, работник обратился в КТС структурного подразделения по вопросу, который может быть решен только руководителем организации, а не структурного подразделения; 2) наличия вступившего в законную силу решения суда, государственной инспекции труда или КТС по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, но при этом наличие решения КТС структурного подразделения не препятствует обращению в КТС организации; 3) наличия в производстве КТС аналогичного заявления по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и по тем же основаниям, однако наличие такого заявления в КТС структурного подразделения не препятствует обращению в КТС организации, и наличие указанного заявления в КТС организации не препятствует обращению в КТС структурного подразделения; 4) подачи заявления недееспособным лицом, что подтверждается исключительно вступившим в законную силу судебным решением о признании гражданина недееспособным. Данный перечень оснований для отказа в принятии заявления КТС является исчерпывающим. Пропуск срока к числу таких оснований не отнесен. Следовательно, КТС обязана принять заявление работника независимо от сроков нарушения его прав.
В ч. 2 ст. 386 ТК РФ говорится о том, что в случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу. Из чего следует, что пропуск срока для обращения в КТС за защитой нарушенного права может стать основанием для отказа в удовлетворении заявленных работником требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 12, ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, ч. 3 п. 5 Постановления N 2 от 17 марта 2004 года Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" пропуск срока в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных работником требований может быть применен КТС только в том случае, если полномочный представитель работодателя заявил ходатайство об отказе в удовлетворении требований работника по причине пропуска срока для обращения в КТС. В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона индивидуального трудового спора обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Поэтому при наличии подобного ходатайства именно представители работодателя обязаны доказать пропуск срока для обращения работника в КТС.
В ч. 2 ст. 14 ТК РФ закреплено правило о том, что течение сроков, с которыми связано прекращение прав и обязанностей, в частности по удовлетворению требований работника КТС, начинается на следующий календарный день после даты, которой определено окончание трудовых отношений. Из чего следует, что срок для обращения в КТС начинает свое течение на следующий день после календарной даты, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, так как с указанного дня прекращаются отношения, связанные с нарушением трудового права работника, что является основанием для обращения работника за защитой нарушенного права в установленном законодательством порядке.
В связи с чем представители работодателя, заявившие ходатайство об отказе работнику в удовлетворении требований по причине пропуска срока для обращения в КТС, должны доказать одно из следующих юридически значимых обстоятельств, закрепленных в ч. 2 ст. 386 ТК РФ. Во-первых, получение работником информации о нарушении права. Представители работодателя обязаны знакомить работника со всеми приказами (распоряжениями), касающимися его трудовой деятельности, в письменной форме. Отсутствие письменных доказательств ознакомления работника с действиями (бездействием) работодателя лишает его представителей права при возникновении спора ссылаться на свидетельские показания. Поэтому отсутствие письменных документов об ознакомлении работника с приказом (распоряжением) полномочного представителя работодателя, повлекшим нарушение его права, не позволяет доказать наличие у работника информации о таком нарушении. В подобной ситуации срок для обращения в КТС должен исчисляться с момента указанного работником, то есть с указанной им даты получения информации о нарушении права. Во-вторых, представители работодателя для удовлетворения ходатайства об отказе в иске работника по причине пропуска срока для обращения в КТС могут доказать обстоятельства, в силу которых работник должен был узнать о нарушении своего права. Например, при переводе работника из одного структурного подразделения в другое, когда определенное структурное подразделение указано в трудовом договоре работника, он должен узнать о нарушении своего права с момента фактического перевода. Если работник в течение трех месяцев работал в новом структурном подразделении и не обжаловал в КТС действия работодателя по его переводу, то срок обращения в КТС следует исчислять с момента фактического перевода работника в другое структурное подразделение независимо от того, когда он был ознакомлен с приказом (распоряжением) работодателя о переводе. Таким образом, обстоятельствами, доказанность которых позволяет сделать вывод о том, что работник должен был узнать о нарушении своего права, являются действия представителей работодателя, повлекшие изменение условий труда работника, которые не могли оказаться для него незамеченными. В остальных случаях, например при лишении работника премии, работодатель должен доказать ознакомление работника с документами, на основании которых ему не произведены соответствующие выплаты. В подобной ситуации допустимыми являются письменные доказательства, в частности приказ (распоряжение) полномочного представителя работодателя, на котором имеется подпись работника, обратившегося за защитой в КТС.
В ч. 2 ст. 386 ТК РФ говорится о том, что в случае пропуска срока по уважительным причинам КТС может его восстановить. Вопрос об уважительности причин пропуска срока может стать предметом рассмотрения на заседании КТС только в том случае, когда работодателем заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении иска работника по причине пропуска срока для обращения в КТС, а также доказаны обстоятельства, свидетельствующие о пропуске установленного срока для обращения в КТС. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ наличие уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС должен доказать работник, пропустивший указанный срок. Законодательством не определены уважительные причины пропуска срока для обращения в КТС. В связи с чем, исходя из закрепленного в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ принципа процессуальной аналогии, КТС может указать в качестве уважительных любые причины пропуска срока, в том числе имеющиеся в отдельных нормативных правовых актах и судебной практике. В ч. 3 ст. 5 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями к числу уважительных причин пропуска сроков для защиты прав и свобод человека и гражданина отнесены любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях. Таким образом, КТС может признать уважительными любые причины пропуска работником срока для обращения за защитой нарушенного права, в том числе и отсутствие правовых знаний, не позволяющее иметь информацию о последствиях нарушения прав и свобод. В ч. 5 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" говорится о том, что в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения за защитой нарушенного права могут рассматриваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться за разрешением индивидуального трудового спора, например, болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи. Перечисленные в законодательстве и судебной практике уважительные причины пропуска срока для защиты работником нарушенного права КТС обязана учесть в качестве таковых. Однако КТС может признать уважительными и любые другие причины пропуска работником срока для обращения с заявлением о защите нарушенного права. Например, в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения в КТС организации следует признавать обращение в КТС структурного подразделения, поскольку в этом случае работник своевременно реализует право на обращение в КТС, которое по его выбору может быть реализовано как путем обращения в КТС структурного подразделения, так и путем обращения в КТС организации. Прохождение одного из этих путей не может рассматриваться как неуважительная причина при следовании другим путем, поскольку работник воспользовался имеющимся у него правом. Более того, обращение в КТС структурного подразделения следует рассматривать в качестве факта, прерывающего действие срока, установленного для обращения в КТС. Поэтому при обращении работника в КТС организации после рассмотрения его заявления в КТС структурного подразделения, куда он обратился своевременно, вывод о пропуске срока для обращения в КТС не соответствует требованиям законодательства, так как работник реализовал свое право своевременно. Таким образом, КТС может признать уважительными любые причины пропуска работником срока для обращения в комиссию.
В ч. 2 ст. 386 ТК РФ сказано о том, что при наличии уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС она может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.
В связи с чем напрашивается вывод о том, что наличие уважительных причин пропуска срока для обращения за защитой в КТС влечет возникновение обязанности рассмотреть заявленные в комиссии требования по существу. Тогда как отсутствие таких причин при наличии соответствующего ходатайства представителя работодателя позволяет КТС отказать в рассмотрении заявленных требований по существу. Хотя отказ в рассмотрении заявленных работником в КТС требований с пропуском установленного законодательством срока противоречит вышестоящим по юридической силе нормам.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл применения законов, в том числе и КТС. Отказ от рассмотрения заявленных работником в КТС требований по причине пропуска срока противоречит ст. 18 Конституции РФ, так как в этом случае смыслом деятельности становится проверка причин пропуска срока для обращения за защитой нарушенного права, а не применение норм, гарантирующих права и свободы человека и гражданина. Поэтому отказ КТС от рассмотрения заявленных работником требований по существу со ссылкой на ст. 386 ТК РФ позволяет поставить вопрос о конституционности этой нормы в Конституционном Суде РФ. Однако и до его рассмотрения КТС не лишена права на основании ст. 18 Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, давать заявленным работником требованиям правовую оценку и при отсутствии уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС. Причем в этом случае КТС может констатировать нарушение права работника, но отказать в его восстановлении по причине пропуска срока для обращения за защитой. Данное решение будет иметь правовое значение. Во-первых, оно может быть использовано работником для восстановления нарушенного права в административном порядке, то есть путем обращения в государственные органы надзора за соблюдением трудового законодательства или в вышестоящий орган либо к вышестоящим должностным лицам, которые обязаны восстановить нарушенное право независимо от сроков, прошедших с момента нарушения. В связи с чем решение КТС, которым отказано в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска срока для обращения за защитой с констатацией факта нарушения прав работника, становится основанием для их реализации в административном порядке. Во-вторых, решение КТС об отказе в удовлетворении заявленных работником требований по причине пропуска срока, которое имеет в своем содержании установленный факт нарушения трудовых прав работника, может быть использовано для их восстановления в судебном порядке. После КТС работник может обратиться в суд, который вправе признать причины пропуска срока для обращения за судебной защитой уважительными. В связи с чем решение КТС становится доказательством нарушения трудовых прав работника и также может послужить основанием для их реализации в судебном порядке.
Отказ от рассмотрения требований работника в КТС по причине пропуска срока означает, что они вообще не становятся предметом рассмотрения органом, наделенным таким правом законодателем, то есть выполняющим государственные функции. Тогда как ст. 33 Конституции РФ гарантирует право на индивидуальные обращения, в том числе и по урегулированию индивидуальных трудовых конфликтов, в государственные органы и органы местного самоуправления. Смыслом таких обращений является их рассмотрение по существу, а также получение гражданином квалифицированной помощи. КТС государством наделена функцией по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, выступая в качестве третейского суда, созданного сторонами трудовых отношений. В связи с чем у КТС возникает обязанность дать правовую оценку заявленным работником требованиям независимо от срока нарушения его прав. После чего работник может воспользоваться решением КТС по своему усмотрению. Следовательно, конституционные нормы обязывают КТС дать правовую оценку заявленным работником требованиям, относящимся к ее компетенции, независимо от сроков нарушения его прав.
- Трудовое право России Введение
- Глава 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права § 1. Понятие права на труд в его историческом развитии
- § 2. Регулирование труда на различных этапах общественного развития
- § 3. Понятие трудового права как отрасли права
- § 4. Предмет трудового права
- § 5. Метод трудового права
- § 6. Система отрасли трудового права
- § 7. Сфера действия норм трудового права
- § 8. Юридически значимые обстоятельства в трудовом праве
- § 9. Соотношение трудового права с другими смежными отраслями (гражданским, административным, предпринимательским и правом социального обеспечения)
- § 10. Предмет, методы и система науки трудового права
- § 11. Цели и задачи трудового законодательства
- § 12. Функции трудового права
- Глава 2. Источники трудового права § 1. Понятие источников трудового права и их особенности
- § 2. Классификация источников трудового права
- § 3. Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений
- § 4. Факторы дифференциации. Общее и специальное законодательство о труде
- § 5. Федеральное, региональное, местное и локальное регулирование отношений в сфере труда
- § 6. Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права
- § 7. Международно-правовое регулирование труда
- § 8. Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права
- § 9. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права
- § 10. Роль Конституционного Суда рф и Верховного Суда рф в регулировании трудовых отношений
- § 11. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
- § 12. Соглашения, коллективные договоры, иные локальные акты организации как источники трудового права
- Глава 3. Принципы трудового права § 1. Понятие правовых принципов и их виды
- § 2. Отраслевые принципы трудового права
- 2.1. Свобода труда и запрещение принудительного труда в трудовых отношениях
- 2.2. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве
- 2.3. Принцип обеспечения справедливых условий труда
- 2.4. Принцип равенства прав и возможностей работников
- 2.5. Принцип обеспечения своевременной, справедливой и достойной оплаты труда
- 2.6. Принцип выплаты равной заработной платы за труд равной ценности
- 2.7. Запрещение дискриминации при регламентации трудовых отношений
- 2.8. Наличие объединений по защите прав и интересов в процессе трудовой деятельности
- 2.9. Участие работников в управлении организацией
- 2.10. Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений
- 2.11. Принцип ведения коллективных переговоров при регулировании трудовых отношений
- 2.12. Принцип обязательности возмещения работнику вреда, причиненного в процессе трудовой деятельности
- 2.13. Принцип установления государственных гарантий прав работников и государственного контроля за их соблюдением
- 2.14. Принцип обеспечения защиты трудовых прав
- 2.15. Принцип обеспечения права на ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров
- 2.16. Принцип выполнения работником возложенных на него трудовым договором обязанностей
- 2.17. Принцип профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства
- 2.18. Принцип обеспечения достоинства работников в процессе трудовой деятельности
- 2.19. Принцип обеспечения обязательного социального страхования работников
- 2.20. Принцип защиты трудовых прав не запрещенными законом способами
- § 3. Принципы институтов трудового права
- 3.1. Принципы института "Социальное партнерство, заключение коллективных договоров и соглашений"
- 3.2. Принципы института "Занятость и трудоустройство"
- 3.3. Принципы института "Трудовой договор"
- 3.4. Принципы института "Рабочее время"
- 3.5. Принципы института "Время отдыха"
- 3.6. Принципы института "Оплата и нормирование труда"
- 3.7. Принципы института "Гарантии и компенсации"
- 3.8. Принципы института "Трудовой распорядок, дисциплина труда"
- 3.9. Принципы института "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации"
- 3.10. Принципы института "Охрана труда"
- 3.11. Принципы института "Материальная ответственность сторон трудового договора"
- 3.12. Принципы института "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников"
- 3.13. Принципы института "Государственный и общественный контроль за соблюдением норм трудового права"
- 3.14. Принципы института "Самозащита трудовых прав"
- 3.15. Принципы института "Индивидуальные трудовые споры"
- 3.16. Принципы института "Коллективные трудовые споры"
- § 4. Соотношение общих, межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов
- § 5. Реализация принципов трудового права через права и обязанности субъектов
- Глава 4. Субъекты трудового права § 1. Понятие субъектов трудового права
- § 2. Классификация субъектов трудового права
- § 3. Правовой статус субъектов трудового права
- § 4. Граждане как субъекты трудового права
- § 5. Работодатели как субъекты трудового права
- § 6. Представители работников как субъекты трудового права
- § 7. Представители работодателей как субъекты трудового права
- § 8. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Региональные, отраслевые и территориальные комиссии по заключению соглашений как субъекты трудового права
- § 9. Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права
- § 10. Юрисдикционные органы как субъекты трудового права
- Глава 5. Права профсоюзов в сфере труда § 1. Понятие профсоюзов, право на объединения в профсоюзы
- § 2. Защита трудовых прав работников профсоюзами
- § 3. Основные права профсоюзов, их классификация
- § 4. Гарантии осуществления профсоюзных прав
- Глава 6. Трудовые отношения § 1. Система отношений в трудовом праве
- § 2. Понятие, содержание и субъекты трудового отношения
- § 3. Отличие трудового отношения от других отношений, возникающих при использовании труда
- § 4. Общая характеристика отношений по трудоустройству
- § 5. Отношения по организации труда и управлению трудом
- § 6. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
- § 7. Отношения по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
- § 8. Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства
- § 9. Отношения по материальной ответственности работников и работодателей
- § 10. Отношения по обязательному социальному страхованию работников
- § 11. Отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства
- § 12. Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
- § 13. Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров
- § 14. Отношения по самозащите трудовых прав
- Глава 7. Коллективные договоры и соглашения § 1. Сфера действия законодательства о коллективных договорах и соглашениях
- § 2. Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений
- § 3. Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров
- § 4. Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители
- § 5. Порядок заключения и сроки действия коллективного договора
- § 6. Структура и содержание коллективного договора
- § 7. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности
- Понятие, виды и стороны соглашений
- § 8. Структура и содержание соглашений
- § 9. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений
- § 10. Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений
- § 11. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях
- Глава 8. Занятость и трудоустройство § 1. Общая характеристика законодательства о занятости населения
- § 2. Понятие занятости и занятых граждан
- § 3. Понятие безработного гражданина
- § 4. Правовой статус безработного гражданина
- § 5. Понятие подходящей работы
- § 6. Порядок и сроки выплаты пособий по безработице
- § 7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
- § 8. Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда
- § 9. Содействие занятости граждан, нуждающихся в особой социальной защите
- § 10. Понятие общественных работ
- § 11. Понятие массового увольнения и его правовые последствия
- Глава 9. Трудовой договор § 1. Трудовой договор как одна из форм свободного распоряжения гражданами своими способностями к труду
- § 2. Понятие и значение трудового договора при реализации гражданами своих способностей к труду
- § 3. Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров о труде
- § 4. Стороны трудового договора
- § 5. Содержание трудового договора
- § 6. Порядок заключения трудового договора
- § 7. Недопустимость дискриминации при заключении трудового договора
- § 8. Запрещение принудительного труда
- § 9. Виды трудовых договоров
- § 10. Случаи заключения срочных трудовых договоров
- § 11. Особенности трудовых договоров, заключаемых с отдельными категориями работников
- § 12. Испытательный срок
- § 13. Понятие перевода на другую работу
- § 14. Виды переводов на другую работу
- § 15. Перемещение работников
- § 16. Изменение существенных условий трудового договора
- § 17. Трудовые отношения при смене собственника и реорганизации
- § 18. Отстранение от работы
- § 19. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора
- § 20. Расторжение трудового договора по инициативе работника
- § 21. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
- § 22. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от волеизъявления его сторон
- § 23. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных федеральными законами обязательных правил заключения трудового договора
- § 24. Правовые последствия незаконного увольнения
- § 25. Трудовая книжка и ее назначение
- § 26. Персональные данные работника
- § 27. Основания и порядок обработки персональных данных работника
- § 28. Ответственность за нарушение законодательства при обработке персональных данных работника
- Глава 10. Рабочее время § 1. Понятие рабочего времени
- § 2. Виды рабочего времени
- § 3. Режим рабочего времени и порядок его установления
- § 4. Учет рабочего времени и его виды
- § 5. Порядок учета рабочего времени
- § 6. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
- § 7. Ненормированный рабочий день
- § 8. Гибкий график работы
- § 9. Сменная работа
- § 10. Разделение рабочего дня на части
- § 11. Особенности регулирования рабочего времени в отдельных отраслях экономики
- Глава 11. Время отдыха § 1. Понятие времени отдыха
- § 2. Виды времени отдыха
- § 3. Перерывы в течение рабочего дня (смены)
- § 4. Ежедневный (междусменный) отдых
- § 5. Еженедельный непрерывный отдых, выходные дни
- § 6. Нерабочие праздничные дни
- § 7. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
- § 8. Понятие отпуска, виды отпусков
- § 9. Ежегодные основные оплачиваемые отпуска и порядок их предоставления
- § 10. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска и порядок их предоставления
- § 11. Продление и перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска
- § 12. Разделение отпуска на части, отзыв работника из отпуска
- § 13. Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией
- § 14. Реализация права на отпуск при увольнении
- § 15. Отпуск без сохранения заработной платы
- Глава 12. Заработная плата § 1. Основные государственные гарантии в сфере оплаты труда
- § 2. Понятие заработной платы, порядок ее установления
- § 3. Системы оплаты труда
- § 4. Формы оплаты труда работника, порядок их установления
- § 5. Исчисление средней заработной платы
- § 6. Элементы тарифной системы оплаты труда
- § 7. Нормы труда и сдельные расценки, порядок их установления
- § 8. Оплата при отклонении от установленных условий труда
- § 9. Формы материального стимулирования труда работников
- § 10. Порядок и сроки выплаты заработной платы
- § 11. Ответственность работодателя за задержку заработной платы
- Глава 13. Гарантии и компенсации § 1. Понятие гарантий в сфере труда
- § 2. Гарантии при направлении работников в служебные командировки и на работу в другую местность
- § 3. Гарантии работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей
- § 4. Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением
- § 5. Гарантии работникам при увольнении
- § 6. Гарантии работникам при временной нетрудоспособности, переводе, медицинском обследовании и сдаче крови и ее компонентов
- § 7. Гарантии выборным работникам
- § 8. Понятие компенсаций в сфере труда
- § 9. Компенсации в связи с использованием работниками имущества в процессе трудовой деятельности
- § 10. Компенсации при командировках, направлении работников для повышения квалификации и на работу в другую местность
- § 11. Компенсации лицам, совмещающим работу с обучением
- § 12. Компенсации, связанные с прохождением лечения работниками
- Глава 14. Дисциплина труда § 1. Понятие дисциплины труда
- § 2. Трудовой распорядок организации, порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка
- § 3. Поощрения за труд
- § 4. Дисциплинарная ответственность и ее виды
- § 5. Понятие дисциплинарного проступка
- § 6. Виды дисциплинарных взысканий
- § 7. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий
- § 8. Снятие дисциплинарного взыскания
- Глава 15. Материальная ответственность сторон трудового договора § 1. Общие условия материальной ответственности сторон трудового договора
- § 2. Возмещение ущерба, причиненного работнику лишением возможности трудиться
- § 3. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника
- § 4. Материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы
- § 5. Компенсация работнику физических и нравственных страданий
- § 6. Виды страховых выплат, выплачиваемых работникам или их иждивенцам при причинении вреда жизни либо здоровью
- § 7. Виды материальной ответственности работника
- § 8. Случаи полной материальной ответственности работников
- § 9. Коллективная (бригадная) материальная ответственность работников за причинение ущерба
- § 10. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работников
- § 11. Определение размера причиненного работником ущерба, порядок его взыскания
- § 12. Снижение размера материального ущерба
- Глава 16. Охрана труда § 1. Охрана труда как институт трудового права
- § 2. Государственные нормативные требования охраны труда
- § 3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
- § 4. Обязанности работников в области охраны труда
- § 5. Государственное управление охраной труда
- § 6. Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации
- § 7. Обеспечение прав работников на охрану труда
- § 8. Правила расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний
- Глава 17. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников § 1. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров
- § 2. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
- § 3. Ученический договор и его виды
- § 4. Содержание ученического договора
- § 5. Возмещение расходов, понесенных работодателем в связи с обучением
- Глава 18. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников § 1. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
- § 2. Особенности регулирования труда несовершеннолетних
- § 3. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов ее коллегиального исполнительного органа
- § 4. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
- § 5. Особенности регулирования труда временных и сезонных работников
- § 6. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом
- § 7. Особенности регулирования труда работающих у физических лиц
- § 8. Особенности регулирования труда надомников
- § 9. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- § 10. Особенности регулирования труда работников транспорта
- § 11. Особенности регулирования труда педагогических работников
- § 12. Особенности регулирования труда работников, направленных на работу за границу
- § 13. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
- § 14. Особенности регулирования труда лиц, проходящих службу
- Глава 19. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением норм трудового права § 1. Органы государственного надзора и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства
- § 2. Полномочия государственной инспекции труда
- § 3. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности
- § 4. Государственный энергетический надзор
- § 5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 6. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью
- § 7. Ответственность за нарушение трудового законодательства
- Глава 20. Индивидуальные трудовые споры § 1. Понятие индивидуальных трудовых споров и их виды
- § 2. Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров
- § 3. Формирование комиссии по трудовым спорам (ктс)
- § 4. Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам
- § 5. Порядок рассмотрения заявлений комиссией по трудовым спорам (ктс)
- § 6. Вынесение решения ктс и его исполнение
- § 7. Обжалование решений комиссии по трудовым спорам (ктс)
- § 8. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спор
- § 9. Освобождение работников от судебных расходов
- § 10. Вынесение решений о восстановлении на работе и удовлетворении цененных требований
- § 11. Исполнение решений о восстановлении на работе, ограничение обратного взыскания сумм, полученных работниками по решению государственных органов
- § 12. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров мировыми судьями
- Глава 21. Коллективные трудовые споры § 1. Понятие коллективного трудового спора
- § 2. Выдвижение коллективных требований и их рассмотрение работодателем
- § 3. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
- § 4. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
- § 5. Рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем
- § 6. Участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (Службы) в их разрешении
- § 7. Реализация права на забастовку
- § 8. Правовое положение работников при проведении забастовки
- § 9. Правовые последствия незаконной забастовки
- Глава 22. Самозащита трудовых прав § 1. Правовое регулирование самозащиты трудовых прав
- § 2. Понятие самозащиты трудовых прав
- § 3. Основные способы (формы) самозащиты трудовых прав
- § 4. Основные права и обязанности работников при осуществлении самозащиты трудовых прав
- § 5. Основные права и обязанности работодателя при осуществлении самозащиты трудовых прав
- § 6. Правовые последствия самозащиты трудовых прав
- § 7. Ответственность за нарушение законодательства о самозащите трудовых прав
- § 2. Конвенции Международной организации труда (мот) в регулировании трудовых отношений
- § 3. Роль Европейского Суда по правам человека в регулировании трудовых отношений
- § 4. Некоторые аспекты регулирования трудовых отношений в зарубежных странах