Вопрос 6 Юридические свойства и структура Конституции рф.
Юридические свойства конституции – это её признаки как основного закона государства. Любая конституция относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами.
Конституция РФ является писаной конституцией, так как представлена одним правовым актом (в отличие от Конституции Великобритании, состоящая из ряда актов).
Конституция обладает рядом признаков и как закон, эти особенности относятся к её нормам.
Во-первых, все нормы Конституции правовые, т.е. имеют все черты, характерные вообще для норм права, содержат правила поведения субъектов права, общеобязательны, рассчитаны на многократное применение и т.д. Для многих положений конституции присуще политическое звучание. Отсюда можно засомневаться – являются ли они правовыми предписаниями, особенно это относится к преамбуле конституции, а также иным декларативным положениям. Не отказывая им в политическом назначении, все-таки важно видеть и нормативно-юридическую регулятивную цель.
Во-вторых, большинству норм конституции свойственна высокая степень обобщенности, чаще всего это основополагающее регулирование.
В-третьих, от этого нормы конституции не теряют своего действия [Я понимаю, что «от этого» - относится к высокой степени обобщенности] . Нормы Конституции имеют прямое действие. Прямое действие многих норм Конституции может иметь место только вместе с нормами текущего законодательства, развивающими нормы Конституции.
В-четвертых, для остального законодательства все нормы конституции рассматриваются как имеющие более высокую юридическую силу.
Важным свойством Конституции является её верховенство. Это значит, что Конституция имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам. В РФ в общий их перечень включаются и федеральные законы, и федеральные конституционные законы. Юридическое верховенство Конституции подчеркивается в ч.1 ст. 15 Конституции: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ». Акты могут развивать положения Конституции, но не могут противоречить ни тому, что уже в ней закреплено, ни её духу. Говоря о духе Конституции необходимо как раз заметить, что Конституция является базой для текущего законодательства, определяет его характер. Обычно конституции используют метод инициации текущего регулирования, с помощью разных приемов, нацеленный на принятие нормативных актов, развивающих её положения. Конституция РФ делает это следующими методами:
прямо указывает виды федеральных конституционных законов, требуемых для подробного регулирования определенных вопросов. Конституция конкретно предусматривает принятие федеральных законов о гражданстве (ст.6), о военной службе (ст.59) и др.
использует указание на то, что определенные общественные отношения регулируются «федеральным законом», не называя конкретный по наименованию или содержанию акт. В данном случае Конституция отдает приоритет в регулировании общественных отношений закону, не иным нормативным правовым актам.
говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе.
Конституцию характеризует и такое свойство как особый порядок принятия и изменения. Принятие Конституции РФ происходило в обстановке гласности и повышенного интереса со стороны общества, в 1993 году состоялся референдум и Конституция была принята на всенародном голосовании 12 декабря. После того, как народ принял Конституцию, не было необходимость в утверждении её каким-либо иным органом.
Особый порядок изменения Конституции – это специально усложненная процедура представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в неё изменений. Согласно Конституции РФ 1993 года лишь часть её – главы с 3 по 8. Причем ст. 134 закрепляет субъектов инициативы внесения поправок и пересмотра положений Конституции РФ, среди них: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД. Надо заметить, что 1, 2 и 9 главы, как уже ранее отмечалось, не могут быть изменены, в этом случае творцами Конституции был предусмотрен механизм, препятствующий простому изменению важнейших положений основного закона страны. Для внесения поправок в эти главы необходима поддержка 3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД. После этого будет созвано Конституционное Собрание, которое либо оставит Конституцию без изменений, либо примет решение о разработке проекта новой Конституции, который принимается 2/3 от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае необходимо лишь согласие большинства избирателей, принявших участие в голосовании. Внесение поправок к главам 3-8 Конституции проходит в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ. Принятые поправки, однако, вступают в силу лишь после одобрения их органами законодательной власти 2/3 субъектов. Что же касается изменений наименований субъектов, то в этом случае они включаются в текст Конституции РФ (ст. 65) Указом Президента на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном порядке.
Структура Конституции, как видно из вышесказанного выглядит следующим образом: преамбула, два раздела. Первый состоит из 9 глав [названия глав не пишу] .Второй носит название «Заключительные и переходные положения», в нем устанавливается порядок вступления в силу Конституции, а также перечень НПА, которые утрачивают силу в связи с её принятием и некоторые другие положения.
Конституционно-правовые нормы – нормы Конституции и всех нормативных правовых актов, которые имеют своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3 Конституционно правовые отношения, их особенности.
- Вопрос 4.
- Вопрос 6 Юридические свойства и структура Конституции рф.
- Вопрос 7: Порядок внесения поправок, изменения (пересмотра) и принятия новой Конституции рф.
- Вопрос 8 Конституционные принципы экономики в России. Взаимовлияние Конституции рф и экономики.
- Вопрос 9 Законы как источники конституционного права России: понятие, виды, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 10 Соотношение нормативных правовых актов рф, субъектов рф и местного самоуправления в системе источников конституционного права России.
- Вопрос 11 Конституционализм: понятие и значение.
- Вопрос 12 Понятие суверенитета. Суверенитет народа и суверенитет Российской Федерации.
- Вопрос 13 Основные признаки демократического государства.
- Вопрос 14 Основные признаки правового государства.
- Вопрос 15 Основные признаки федеративного государства.
- Вопрос 16 Основные признаки социального государства.
- Вопрос17 Основные признаки светского государства.
- Вопрос 18 Политическая система: понятие, институты, функционирование.
- Вопрос 19 Форма правления: понятие, основные виды и модели власти.
- Вопрос 20 Общая характеристика форм непосредственной и представительной демократии.
- Вопрос 21 Принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов. Особенности российской конструкции.
- Российская модель разделения властей: основные черты
- Вопрос 22 Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в России. Конституционно-правовой статус политических партий.
- Вопрос 23 Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы, взаимоотношения с государством.
- Вопрос 25 Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
- Вопрос 26 Конституционно-правовой смысл прав человека. Концепция прав человека и гражданина в России. Принципы конституционного статуса личности в России.
- Вопрос 27 Основные международно-правовые акты в области прав и свобод человека. Общая характеристика и правовое значение.
- Вопрос 28 Классификация конституционных прав и свобод. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- Вопрос 29 Конституционные гарантии защиты прав и свобод.
- Вопрос 31 Российский федерализм: общая характеристика. Принципы российского федерализма.
- Вопрос 34 – Принципы российского федерализма.
- Вопрос 32 Модель разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Федерации.
- Вопрос 34 Условия и порядок замещения должности, прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
- Вопрос 35 Функции и основные полномочия Президента Российской Федерации.
- Вопрос 36 Взаимоотношения Президента рф, Федерального Собрания и Правительства рф с позиций системы сдержек и противовесов.
- Вопрос 37 Совет Федерации: порядок формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 38 Государственная Дума: принцип формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 39 Законодательный процесс: понятие, стадии, участники.
- Вопрос 40 Природа депутатского мандата в России. Основные права и обязанности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
- Вопрос 41 Депутатский индемнитет. Депутатский иммунитет. Социальные гарантии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
- Вопрос 42 Конституционно-правовой статус Счетной палаты рф.
- Вопрос 43 Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Цели деятельности
- [Править] Требования к кандидатуре
- [Править] Порядок рассмотрения жалоб
- Вопрос 44 Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, основания прекращения деятельности.
- Вопрос 45 Акты Президента рф и Правительства рф: юридическая сила, место в иерархии нормативных правовых актов, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 46 Федеральные органы исполнительной власти: общая характеристика с позиций административной реформы.
- I. Федеральные министерства, федеральные службы
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство
- Вопрос 47 Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Вопрос48 Судебная власть в Российской Федерации. Общая характеристика и строение. Подсистемы судебной власти.
- Вопрос 49 Конституционный Суд Российской Федерации: назначение, порядок формирования, компетенция.
- Вопрос 50 Прокуратура Российской Федерации: место в системе государственных органов, порядок формирования, компетенция. Прокуратура Российской Федерации (ч. 1, 5 ст. 129)