logo search
42

52.Статус и назначение Суда ес.

Судебная защита прав и интересов субъектов права ЕС осуществляется не только судами, действующими на уровне ЕС, но и национальными судебными учреждениями государств-членов. Статус и порядок деятельности последних регулируются национальным законодательством государств — членов ЕС. На уровне ЕС юрисдикционную защиту осуществляют судебные инстанции ЕС, статус и юрисдикция которых закрепляются в актах первичного и вторичного права. Важнейшие из них закреплены в ДЕС (ст. 19) и ДФЕС (ст. 251—280) и в Протоколе об Уставе Суда ЕС в редакции 2007 г.

Суд занимает особое место в системе институтов ЕС. Совет, ЕК и Европарламент, как правило, квалифицируются исследо­вателями в качестве политических институтов. В отличие от них Суд характеризуют как строго функциональный специализированный институт неполитического характера. Учредительными договорами и актами вторичного права какая-либо политическая деятельность членам судебных учреждений категорически запрещена под угрозой отрешения от должности. Суд во всей своей деятельности обязан руководствоваться предписаниями учредительных актов, актов вторичного права и нормативными правовыми актами, специально предназначенными для регулирования его деятельности. К числу последних относится прежде всего Устав Суда. Первый такой акт был утвержден специальным протоколом, подписанным в г. Париже в 1951 г., применительно к Суду ЕОУС, последующие — протоколами, подписанными в 1957 г. в г. Брюсселе, применительно к Евратому и ЕЭС. В том же году на основе специального акта был образован единый Суд Европейских Сообществ. Ныне действующий Устав оформлен Протоколом, приложенным к Ниццскому договору 2001 г., и изменен в связи с выработкой ДР в 2007 г. Другой важнейший вид нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность судебных органов, — это процессуальные регламенты судов.

Назначение и структура судебной системы ЕС определены в ст. 19 ДЕС. Суды ЕС призваны обеспечить единообразное толкование и применение права ЕС на всем пространстве и во всех областях, подпадающих под юрисдикцию Союза. Судам за годы их существования удалось довольно успешно решить многочисленные проблемы и стать действенным инструментом интеграционных процессов. Благодаря полномочиям, связанным с толкованием учредительных договоров и актов вторичного и третичного права, Суд, широко используя преюдициальную процедуру, смог реально обеспечить единообразное понимание предписаний права ЕС. Своей деятельностью он помог утверждению авторитета нормативных правовых актов, принимаемых институтами ЕС. Ему удалось придать высокую значимость и авторитет самих судебных решений. В результате они стали одним из важнейших источников права ЕС и способствовали достижению целей и решению задач европейской интеграции.

Не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что су­пы ЕС наряду с ЕК выступают в роли стража права ЕС. Суд ЕС и определенной степени осуществляет функцию арбитра в раз­решении споров между государствами-членами, а равно между ними и институтами, а также споров институтов между собой, но всем вопросам, связанным с применением права ЕС. В первые десятилетия существования Суда и самих Сообществ им нередко адресовались критические замечания в связи с отсутствием постановлений и судебной практики, обеспечивающих защиту прав и свобод человека. Однако, если даже эти упреки в значительной мере справедливы, следует учитывать, что в перспективе ЕС должен стать коллективным членом ЕКПЧ, а следовательно, признать обязательную юрисдикцию ЕСПЧ.

Статья 181 Договора о функционировании Европейского Союза.

Статут Суда Европейского Союза устанавливается отдельным протоколом.

Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут вносить изменения в положения Статута, за исключением его раздела I и его статьи 64. Европейский парламент и Совет постановляют по запросу Суда и после консультации с Комиссией либо по предложению Комиссии и после консультации с Судом.