logo
42

21.Действие европейского права в пространстве.

Это непосредственно связано с территорией ЕС. Согласно договору о ЕС, последний обладает совей собственной территорией, которую образуют территории государств-членов Союза. Это означает, что национальная территория государств-членов, находящаяся под их суверенной властью, одновременно является составной частью территории ЕС. ЕС не обладает суверенной властью, он не вправе вести переговоры относительно территориальных изменений, он не может пересматривать территориальные границы ЕС. Однако Союз может регулировать пространственную сферу применения ЕП посредством установления изъятий и ограничений.

В целом территория ЕС, независимо от ее конкретного статуса, будет всегда являешься потенциально пространственной сферой действия ЕП. Это обусловлено тем, что, согласно общим принципам этой системы права, нормы европейского права имеют прямое действие и, следовательно, подлежат применению на территории всех государств-участников.

Внешнюю границу ЕС образуют границы государств-членов с третьими государства или границы, отделяющие соответствующую территорию от открытого моря. Определение понятия внешних границ ЕС имеет существенное юридическое значение, в частности в том, что касается создания единого внутреннего рынка. Именно внешние границы ЕС являются одновременно границами Таможенного союза, созданного Европейским Сообществом.

Сложный состав национальной государственной территории проецируется и на территорию ЕС. Иначе говоря, в состав ЕС входят в принципе все те территориальные зоны, которые находятся под юрисдикцией, под суверенитетом государств-членов Союза. Применительно к ЕС можно говорить о том, что ЕП должно действовать и на так называемой «условной территории» государств-членов ЕС.

Особенности территориальной внутренней структуры отдельных государственных образований могут самым непосредственным образом влиять на пространственные пределы действия норм ЕП. Так, Французская республика, согласно национальной Конституции 1958 г., состоит из Франции-метрополии, заморских департаментов и заморских территорий. Договор о ЕС предусматривает три разных по своему характеру правовых режима, применяемых к названным категориям территорий.

ЕП действует в полном объеме лишь на территории метрополии. Применительно к заморским департаментам установлены специальные меры, имеющие целью определить условия действия постановлений, содержащихся в учредительных договорах.

Особый статус устанавливается для заморских территорий, которыми управляют государства-члены ЕС. Перечень соответствующих заморских стран и территорий дан в приложении к договору о ЕС. Это Гренландия, Новая Каледония, Французская Полинезия, Сен-Пьер и Миккелон, Голландские Атильские острова и ряд других. Всего 21 территория.

Таким образом, в рамках Европейский сообществ и Союза действует общий принцип, устанавливающий, что территориальная сфера применения ЕП определяется внешними границами Сообществ и Союза. Вместе с тем, характеризуя действие ЕП, следует принять во внимание специфику правового режима отдельных категорий территорий, которая установлена непосредственно в учредительных договорах и которая связана либо с определенными политическим, либо с определенными экономическими условиями и интересами территорий, занимающих особое положение и образующих.