60. Инфляция: проявление и регулирование.
Инфляция - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Современной инфляции действительно присущ ряд особенностей: раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; раньше она имела периодический характер, то сейчас - хронический и стала постоянным фактором воспроизводственного процесса. Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. С точки зрения темпов: ползучая (небольшие, 10-20 % в год, темпы обесценения денег. Она рассматривается как благо для экономического развития, а государство — как субъект проведения эффективной экономической политики, она позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса), галопирующая (характерен рост цен от 20 до 200 % в год, отражает нестабильность экономической обстановки, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен), гиперинфляция (астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен, > 1000 % в год, наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, разрушается натуральный обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство населения от денег). Существует такое понятие – стагфляция, которое сопровождается процессами обесценения денег при падении производства и росте безработицы. Составляющие антиинфляционной стратегии: гашение антиинфляционных ожиданий. Правительство должно ставить перед собой определенные антиинфляционные задачи, информировать об этом население, и добиваться их выполнения. Здесь срабатывает эффект объявления: производители и потребители убеждаются, что правительство способно выполнять свои обещания, и изменяют свое экономическое поведение; долгосрочная денежная политика. Связана с введением жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Она должна сочетаться с разгосударствлением экономики, с развитием рыночной инфраструктуры; сокращение бюджетного дефицита. Это возможно осуществить: увеличением налогов или уменьшением расходов государства. Большие налоги могут подорвать стимулы к труду и инвестированию, сократить поступления в бюджет. Высокие налоговые ставки сами по себе являются инфляционными факторами. В мире наблюдается общая тенденция к снижению ставок налога на прибыль. Нужно пойти на снижение государственных расходов за счет структурной перестройки производства, демилитаризации и конверсии, формирование новых рынков (информации, средств связи и т. д.).
61. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
Регион – это территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда. Выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: - развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни населения; - регионы со средним экономическим потенциалом; - проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. Важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно-территориальным делением страны. Управляемости в определенной степени способствует целостность региона, так как административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразных связей – торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают пространственной и временной устойчивостью. Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических проблем, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования. Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция – специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов. Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: - процент продукции внутри регионального производства, потребляемый в самом регионе; - удельный вес продукции межотраслевого применения; - степень использования региональных ресурсов.
6
- 2. Основы конституционного строя в российской федерации: понятие и содержание.
- 3. Конституция российской федерации о народовластии. Народовластие – основной принцип государственного строительства россии.
- 4. Конституционно-правовой статус личности в российской федерации.
- 5. Конституционная система власти в российской федерации.
- 6. Конституционные основы федеративного устройства россии.
- 8. Президент российской федерации – глава государства, его конституционные полномочия.
- 9. Федеральное собрание российской федерации – представительный и законодательный орган россии, его место в системе государственной власти.
- 10. Правительство российской федерации – высший исполнительный орган россии. Федеральный орган исполнительной власти.
- 11. Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры в российской федерации.
- 12. Местное самоуправление в российской федерации: понятие, принципы, формы осуществления, соотношение с государственной властью.
- 13. Понятие, сущность, функции и принципы государственного управления.
- 14. Система и структура федеральных органов государственной власти.
- 15. Понятие, сущность и принципы муниципальной службы. Основы правового регулирования муниципальной службы.
- 16. Понятие, признаки, принципы и функции государственного управления.
- 17. Формы и методы государственного и муниципального управления. Общее и особенное.
- 8. Понятие и содержание основ местного самоуправления в российской федерации.
- 19. Государственная должность и должность государственной службы: понятие и признаки. Порядок замещения должности государственной службы.
- 20. Понятие, виды и система органов исполнительной власти.
- 21. Органы местного самоуправления: понятие, виды, порядок формирования, полномочия.
- 22. Муниципальное образование как социально-экономическая система.
- 23. Организационная структура местной (городской, районной, поселковой) администрации: принципы, методы построения, направления деятельности.
- 24. Понятие и виды субъектов гражданских правоотношений.
- 26. Понятие и виды субъектов административных правоотношений.
- 29. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного и муниципального управления.
- 30. Финансовое и экономическое обеспечение местного самоуправления.
- 31. Правовые основы регулирования института государственной службы в российской федерации.
- 32. Понятие, принципы и система государственной службы в российской федерации.
- 33. Правовой статус государственного гражданского служащего: понятие и содержание.
- 34. Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу.
- 35. Аттестация государственного служащего: правовые основы, порядок организации и проведения.
- 36. Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы: правовые основы, порядок организации и проведения.
- 37. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации государственного гражданского служащего: правовые основы, порядок организации и проведения.
- 38. Гарантии государственного гражданского служащего: правовые основы, понятие, виды, порядок обеспечения.
- 39. Поощрения и дисциплинарные взыскания государственного гражданского служащего: правовые основы, виды, порядок применения.
- 41. Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы.
- 42. Общие принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих.
- 43. Служебный контракт государственного гражданского служащего: правовые основы, понятие, стороны, содержание.
- 44. Персональные данные государственного гражданского служащего. Личное дело гражданского служащего.
- 45. Порядок урегулирования конфликта интересов и индивидуальных служебных споров на государственной гражданской службе: правовые основы, организация и порядок рассмотрения.
- 46. Отношения собственности: сущность, формы и экономическая реализация.
- 47. Товарная форма хозяйства: ее происхождение и основные черты.
- 48. Рынок: понятие и функции. Структура и инфраструктура рынка.
- 49. Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.
- 50. Конкуренция, ее виды и функции. Методы конкурентной борьбы.
- 51. Монополия в рыночной экономике: виды, сущность. Основные направления антимонопольного регулирования.
- 52. Рынок труда и его специфика.
- 53. Заработная плата: сущность, формы и системы. Номинальная и реальная заработная плата.
- 55. Кредит и его основные формы. Рынок заемных средств и процент.
- 56. Рынок ценных бумаг и его функции. Виды ценных бумаг.
- 57. Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт. Методы их расчета. Система национальных счетов.
- 58. Теория макроэкономического равновесия. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия.
- 59. Экономический рост: критерии и типы.
- 60. Инфляция: проявление и регулирование.
- 2. Основные задачи региональной экономики и управления.
- 63. Методы управления региональным развитием.
- 64. Государство как субъект хозяйствования. Государственная собственность в системе форм собственности.
- 65. Государственное регулирование экономических процессов. Формы и методы государственного регулирования.
- 66. Становление и развитие государственной антимонопольной политики в российской федерации.
- 67. Научно-техническая политика государства в рф: состояние, проблемы, развитие.
- 68. Инвестиционная деятельность государства и ее особенности условиях трансформируемой российской экономики.
- 70. Государственное управление социальной сферой. Сущность и основные направления государственной социальной политики.
- 71. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил регионального хозяйства.
- 72. Сущность специализации и комплексного развития региона.
- 73. Система показателей, отражающих развитие регионов страны в условиях рыночной экономики.
- 74. Показатели трудовых ресурсов и безработицы в регионах россии.
- 75. Система показателей уровня жизни населения региона, и проблема их расчета
- 76. Город как субъект хозяйственной деятельности. Классификация городов.
- 77. Социально-экономический комплекс города и его структура.
- 78. Экономика города и её основные сектора.
- 79. Общественное благо: понятие, основные типы местных общественных благ.
- 80. Муниципальная собственность: понятие и содержание.
- 81. Городской бюджет: структура и порядок формирования.
- 82. Урбанизация: понятие, социально-экономические особенности и современные проблемы.
- 83. Устойчивое функционирование и развитие города в условиях рынка
- 84. Основные концепции планирования муниципального экономического развития.
- 85. Стратегический план развития города: сущность, содержание, особенности.
- 86. Прогнозирование социально-экономического развития города: сущность, содержание, особенности.
- 87. Пространственная инфраструктура муниципальных образований (на примере городского поселения).
- 88. Инженерная инфраструктура города.
- 90. Социальная инфраструктура города.