logo search
237478_ГОСЫ_государственное_управление

60. Инфляция: проявление и регулирование.

Инфляция - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Современной инфляции действительно присущ ряд особенностей: раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; раньше она имела периодический характер, то сейчас - хронический и стала постоянным фактором воспроизводственного процесса. Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. С точки зрения темпов: ползучая (небольшие, 10-20 % в год, темпы обесценения денег. Она рассматривается как благо для экономического развития, а государство — как субъект проведения эффективной экономической политики, она позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса), галопирующая (характерен рост цен от 20 до 200 % в год, отражает нестабильность экономической обстановки, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен), гиперинфляция (астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен, > 1000 % в год, наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, разрушается натуральный обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство населения от денег). Существует такое понятие – стагфляция, которое сопровождается процессами обесценения денег при падении производства и росте безработицы. Составляющие антиинфляционной стратегии: гашение антиинфляционных ожиданий. Правительство должно ставить перед собой определенные антиинфляционные задачи, информировать об этом население, и добиваться их выполнения. Здесь срабатывает эффект объявления: производители и потребители убеждаются, что правительство способно выполнять свои обещания, и изменяют свое экономическое поведение; долгосрочная денежная политика. Связана с введением жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Она должна сочетаться с разгосударствлением экономики, с развитием рыночной инфраструктуры; сокращение бюджетного дефицита. Это возможно осуществить: увеличением налогов или уменьшением расходов государства. Большие налоги могут подорвать стимулы к труду и инвестированию, сократить поступления в бюджет. Высокие налоговые ставки сами по себе являются инфляционными факторами. В мире наблюдается общая тенденция к снижению ставок налога на прибыль. Нужно пойти на снижение государственных расходов за счет структурной перестройки производства, демилитаризации и конверсии, формирование новых рынков (информации, средств связи и т. д.).

61. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.

Регион – это территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда. Выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: - развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни населения; - регионы со средним экономическим потенциалом; - проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. Важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно-территориальным делением страны. Управляемости в определенной степени способствует целостность региона, так как административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразных связей – торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают пространственной и временной устойчивостью. Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических проблем, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования. Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция – специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов. Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: - процент продукции внутри регионального производства, потребляемый в самом регионе; - удельный вес продукции межотраслевого применения; - степень использования региональных ресурсов.

6