logo
237478_ГОСЫ_государственное_управление

31. Правовые основы регулирования института государственной службы в российской федерации.

Правовое регулирование государственной службы является моноотраслевым. Оно включает в себя нормы государственного (конституционного) права, но в основном состоит из норм административного права. Рассматриваемый институт связан с рядом финансово-правовых правил, с главой УК «Должностные преступления», а особенно тесно – с трудовым правом.

Важнейшее место в рассматриваемом институте принадлежит Конституции РФ. Многие ее статьи (1,10,12,32,71,78,83,89 и др.) прямо или косвенно закрепляют основы государственной службы. Можно сказать, что в настоящее время существуют демократические конституционные основы российской государственной службы.

Следующим по значению актом, создавшим правовой фундамент государственной службы, является федеральный Закон «Об основах государственной службы РФ». Он закрепил общие положения, регулирующие оба существующих в России уровня государственной службы: федеральной и субъектов Федерации. Это первый комплексный акт такого содержания, принятый и действующий на территории России.

Конституция и Основы содержат положения, относящиеся и к федеральной государственной службе, и к государственной службе субъектов Федерации. Вторая группа актов регламентирует только тот или другой государственной службы. Это: Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.; Закон республики Татарстан « О государственной службе»; Закон «О государственной службе свердловской области» и аналогичные акты законодательных органов других субъектов Федерации.

Третья группа источников – федеральные акты, регулирующие правовой статус отдельных видов государственной службы. В их числе Законы РФ:

- «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.

- «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.;

- «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г.;

- Таможенный кодекс РФ.

Такую же юридическую силу имеют утвержденные Верховным Советом РФ в 1993 г. «Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и «Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации».

Многие вопросы правового статуса работников налоговых инспекций регулируются Указом президента РФ от 31 декабря 1991 г. «О государственной налоговой службе». Еще одним примером подзаконных актов является постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. «О военизированных горноспасательных частях по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности и Дисциплинарном уставе военизированных горноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности».

В четвертую группу источников института государственной службы входят акты, регламентирующие отдельные элементы организации службы в целом или только определенных ее видов. Из этой самой большой группы источников наибольший интерес представляют следующие:

- Указы Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», от 3 июня 1993 г. «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации», от 9 марта 1992 г. «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего».

- Утвержденное в 1993 г. Правительством РФ «Положение о проведении конкурса при приеме на работу в центральные органы федеральной исполнительной власти»

В ст. 4 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержится следующее правило: «На государственных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом». Иными словами, нормы трудового права в отношении органов государственной власти со своими служащими могут использоваться лишь тогда, когда соответствующие вопросы не регулируются административно-правовым институтом государственной службы.