51.Суд Европейских Сообществ (общая характеристика).
Наднациональные органы правосудия осуществляют судебную власть и вырабатывают новые юридические нормы — прецедентное право ЕС. В совокупности органы правосудия Союза выступают как единая судебная система. Она складывается из нескольких звеньев, связанных друг с другом иерархическими отношениями:
1) первоначально единственное, а ныне высшее звено судебной системы — Суд (Суд Европейских сообществ). Он функционирует с 1952 г., когда вступил в действие Договор о ЕОУС;
2) следующим звеном является Трибунал первой инстанции, созданный в 1989 г.;
3) Ниццкий договор 2001 г. предусмотрел учреждение еще одного звена судебной системы, которое будет включать в себя суды специальной юрисдикции — судебные палаты, рассматривающие отдельные категории правовых споров (служебные, в сфере интеллектуальной собственности и др.). Кол-во такого рода специальных судов не ограничивается.
Решения судебных палат могут быть обжалованы в кассационном порядке в Трибунал, а решения Трибунала — в Суд Европейских сообществ. Его решения обязательны для исполнения всеми гос-вами, институтами, гражданами и ю/л ЕС. Обжалованию или опротестованию в какие-либо другие инстанции они не подлежат.
Суд в пределах своей юрисдикции рассматривает дела по первой инстанции, рассматривает в порядке кассации дела, разрешенные судом первой инстанции (трибуналом первой инстанции). Суд заседает в Люксембурге.
Состав Суда образуется из двух категорий членов: судьи и генеральные адвокаты. Последние имеют особый круг задач: они содействуют Суду в разрешении дел, проводя собственное независимое расследование обстоятельств дела и представляя свои выводы на заключительном этапе судебного заседания. В остальном же и судьи, и генеральные адвокаты обладают единым личным статусом, составляя вместе корпус членов Европейского суда. Всего в его состав входят 25 судей и 8 генеральных адвокатов. Как показывает практика, этого числа генеральных адвокатов недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен 1 генеральный адвокат. В этой связи Договор о ЕС допускает возможность увеличения числа генеральных адвокатов. Соответствующее решение должен принять Совет ЕС по ходатайству Суда. Формально заключение адвоката не обязательно для Суда. В своем заключении генеральный адвокат детально анализирует каждое имеющее значение обстоятельство дела, 38. причем более подробно, чем это производится в самом судебном решении. Ниццкий договор и Статут 2001 г. ввели правило о том, что если рассматриваемое дело «не поднимает новых вопросов в области права», то Суд может принять решение о рассмотрении его без участия генерального адвоката.
Судьи и генеральные адвокаты выбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений, и должны обладать квалификацией, необходимой для назначения на высшие судейские должности в своих странах, или быть юрисконсультами, компетентность которых общепризнана.
Каждое государство-член имеет в Суде «своего» гражданина-судью в соответствии с Договором о ЕС. Судейский корпус ЕС формируется путем «кооптации» правительством каждого государства одного из собственных граждан, обладающего соответствующей квалификацией, а получение «общего согласия» имеет чисто формально значение. Поэтому соответствующее решение обычно принимается в ходе заседания COREPER. Что касается корпуса генеральных адвокатов, то они ранее традиционно назначались из числа граждан 5 крупнейших государств-членов. После вступления в Союз в 1995 г. трех новых государств было решено сохранить за пятью крупнейшими странами ЕС — Великобританией, Испанией, Италией, Францией, ФРГ — по одному постоянному адвокату, а остальные 3 вакансии решили поочередно предоставлять гражданам Других стран Союза в алфавитном порядке.
Устав Суда ЕС устанавливает следующие основные гарантии независимости:
1.Несменяемость судей и генеральных адвокатов. Отстранение от должности - на основании единогласного решения Суда на пленарном заседании.
2.Несовместимость должностей состоит в запрете занимать «любые политические и административные должности» либо «иметь иное место работы, оплачиваемое или нет».
3.Судейский иммунитет, в том числе иммунитет от уголовного преследования.
Срок полномочий Европейского суда — 6 лет, хотя, ввиду отсутствия запрета на повторное назначение, многие его члены нередко занимают свои должности свыше 10 и даже 20 лет. При этом некоторые из них сначала работали генеральными адвокатами, а затем, приобретя соответствующий опыт и квалификацию, получили назначение на должность судьи. Обновление состава Суда всегда носит частичный характер и осуществляется каждые 3 года (ст. 223 ДЭС).
- Институционное право. Вопросы к зачёту:
- 1.Понятие права ес.
- 2.Особенности и структура права ес.
- 3.Соотношение европейского права, права ес и институционного права ес.
- 4.Природа институционного права ес.
- 5.Европейское, национальное и международное право.
- 6.Институционное и материальное право.
- 7.Источники права ес.
- 8.Классификация источников права ес.
- 9.Первичное право.
- 10.Вторичное право.
- 11.Правовая природа Европейского Союза.
- 12.Развитие Европейского Союза после Маастрихтского договора.
- 13.Маастрихтский договор в редакции Лиссабонского договора.
- 14.Амстердамский договор.
- 15.Общие принципы права.
- 16.Принципы прямого действия европейского права.
- 17.Международные договоры.
- 18.Решение Суда ес.
- 19.Нормативно-правовые акты ес.
- 20.Действие европейского права во времени.
- 21.Действие европейского права в пространстве.
- 22.Принцип субсидиарности и пропорциональности.
- 23.Классификация институтов и органов ес.
- 24.Концептуальные основы институционной системы.
- 25.Функции институтов и органов ес.
- 26.Учредительные функции.
- 27.Законодательные функции.
- 28.Исполнительные функции.
- 29.Внешнеполитические функции.
- 30.Европейский Совет (общая характеристика).
- 31.Статус и полномочия Европейского Совета.
- 32.Порядок работы и принятия решений Европейским Советом.
- 33.Европейская Комиссия (общая характеристика).
- 34.Порядок формирования Европейской Комиссии.
- 35.Полномочия Европейской Комиссии.
- 36.Правовые акты ес.
- 37.Европейский Парламент (общая характеристика).
- 38.Статус Европейского Парламента.
- 39.Внутренняя структура и порядок работы Европейского Парламента.
- 40.Полномочия Европейского Парламента.
- 41.Акты Европейского Парламента.
- 42.Процедура совместного принятия решений.
- 43.Статус депутата Европейского парламента.
- 44.Парламентские выборы.
- 45.Совет Европейского Союза (общая характеристика).
- 46.Статус Совета Европейского Союза.
- 47.Организация работы Совета ес.
- 48.Полномочия Совета ес.
- 49.Акты Совета ес.
- 50.Комитет постоянных представителей.
- 51.Суд Европейских Сообществ (общая характеристика).
- 52.Статус и назначение Суда ес.
- 53.Разграничение юрисдикции Суда ес и Суда первой инстанции.
- 54.Секретарь Суда ес.
- 55.Генеральные адвокаты Суда ес.
- 56.Институты судебной власти.
- Трибунал первой инстанции
- Специализированные трибуналы
- 57.Статус судей Суда ес.
- 58.Счётная Палата.
- 59.Консультативные органы ес.
- 60.Комитет Регионов.
- 61.Экономический и социальный комитет.
- 62.Уполномоченный по правам человека.
- 63.Правовой статус Европейской системы центральных банков.
- 64.Европейский Союз и Российская Федерация.
- 65.Ниццкий договор (общая характеристика).
- 66.Лиссабонский договор и институционный механизм ес.