logo search
kpr_final1

Вопрос 50 Прокуратура Российской Федерации: место в системе государственных органов, порядок формирования, компетенция. Прокуратура Российской Федерации (ч. 1, 5 ст. 129)

Единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1).

Конституция РФ не относит прокуратуру ни к одной ветви власти (в мировой практике она обычно входит в состав исполнительной власти). Хотя ст. 129 расположена в гл.7 «Судебная власть», прокуратура не может быть отнесена к этой ветви, поскольку не осуществляет правосудие. Ее основное направление деятельности – обвинительное.

Прокуратура РФ составляет единую систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуратура в настоящее время осуществляет следующие виды деятельности:

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления этих судов.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре).

1 Комментарий к статье 11 Конституции РФ // Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, акад. РАН О. Е. Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). М, 2003.

2 См.: Чиркин В. Е. Контрольная власть // Гос. и право. 1992. N 4.

3 Горобец В. Д. Доктрина разделения властей и права человека // Журнал росс, права. 1998. N 4 - 5