logo search
Билеты Право интеллектуальной собственности

60. Право на секрет производства (ноу-хау): понятие, ноу-хау, характеристика, ответственность за нарушение.

В ГК регламентировано право на секрет производства, одновременно именуемый ноу-хау (от англ. know-how – знать как или чуть полнее – know-how do it – знать, как это сделать). Для ноу-хау установлен режим, общий для всех охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, т.е. режим объектов интеллектуальной собственности.

Следует прежде всего подчеркнуть, что такого института не существовало в мировой практике вплоть до XX столетия. Одной из первых им воспользовалась компания "Кока-кола", чей экстракт одноименного напитка сохраняется в режиме ноу-хау уже десятки лет, принося ей миллиарды долларов прибыли. В настоящее время предприниматели во всем мире хорошо осознали прибыльность коммерческой реализации ноу-хау. Одновременно весь мир исходит из наличия на ноу-хау не исключительного права, а фактической монополии, и коммерчески реализуется не такое право, а сама коммерчески конфиденциальная информация, составляющая коммерческую тайну ее обладателя, именуемая также информацией ограниченного доступа.

В российском гражданском законодательстве правовой институт ноу- хау стал формироваться в первой половине 90-х гг. XX в. В утратившей силу ст. 139 ГК, посвященной служебной и коммерческой тайне, термин "ноу-хау" не употреблялся. Однако он упоминался в ст. 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденных Верховным Советом СССР 31.05.1991 № 2211-1. В дальнейшем понятие ноу- хау упоминалось в п. 4 ст. 7 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" и в Законе о коммерческой тайне.

В соответствии со ст. 1465 ГК секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны. При этом секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.

В настоящее время ноу-хау, помимо гл. 75 ГК и ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, упоминается в ст. 1032 ГК, обязывающей пользователя "не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию".

Иначе говоря, ноу-хау как необщедоступная (конфиденциальная) ценная информация, составляющая коммерческую тайну, является, с правовой точки зрения, сравнительно молодым институтом. Его возникновение, динамичное развитие и широкое применение обусловлены отмечавшимися возможностями получения обладателями такой информации дополнительной прибыли за счет реализации коммерчески выгодной непатентуемой информации, а ее приобретателями – успешного развития своего бизнеса. Раскрытие на возмездной основе ноу-хау стало взаимовыгодным как для обладателя ноу-хау, так и для его приобретателя.

Развитие института ноу-хау как объекта исключительных прав связана с внесением изменений в ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, ч. 3.1 которой регламентирует деятельность арендаторов "в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности". В числе этих результатов, право использования которых внесено в качестве вклада в уставные капиталы арендаторов, называются и секреты производства (ноу-хау). Арендаторами в соответствии с Федеральным законом от 01.03.2011 № 22-ФЗ признаются хозяйственные общества, созданные государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования (в том числе созданные государственными академиями наук) или муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, а также государственными научными учреждениями (в том числе созданными государственными академиями наук). При этом заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества указанных учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов.

Из определения понятия секрета производства (ноу-хау) можно выделить легальные признаки ноу-хау. Во-первых, ноу-хау – это совокупность сведений любого характера (производственных, технических, экономических, организационных и др.) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также о способах осуществления профессиональной, к примеру, предпринимательской деятельности. Во-вторых, указанные сведения должны иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам. В-третьих, у данных лиц должно отсутствовать легальное (т.е. законное) основание для свободного доступа к этим сведениям. И, в-четвертых, в отношении подобных сведений их обладатель принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), регулируются Законом о коммерческой тайне, в соответствии с которым под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информацией, составляющей коммерческую тайну, признается секрет производства. Иначе говоря, ноу-хау, секрет производства и информация, составляющая коммерческую тайну, – это синонимы.

Однако в законодательстве их определения не всегда совпадают. Например, согласно норме п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" информация, составляющая коммерческую тайну {секрет производства) – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Вместе с тем главное назначение указанного Федерального закона состоит в регулировании отношений, связанных с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).

Согласно ст. 6.1 данного Федерального закона права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении этой информации режима коммерческой тайны. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Статья 11 названного Федерального закона "О коммерческой тайне" регламентирует охрану конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений. В этих целях работодатель обязан, в частности:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к этой информации, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, необходим для исполнения данным работником своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан:

1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

2) не разглашать эту информацию, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях в течение всего срока действия режима коммерческой тайны, в том числе после прекращения действия трудового договора;

3) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

4) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители информации, имеющиеся в пользовании работника и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, от лица, получившего доступ к этой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившего трудовые отношения с работодателем, если эта информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.

Причиненные работником или прекратившим трудовые отношения с работодателем лицом убытки не возмещаются, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, произошло вследствие несоблюдения работодателем мер по обеспечению режима коммерческой тайны, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязанности по обеспечению охраны конфиденциальности составляющей коммерческую тайну информации, обладателем которой являются организация и се контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны конфиденциальности этой информации.

Руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства о коммерческой тайне. При этом убытки определяются в соответствии с гражданским законодательством.

Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 1466 ГК за обладателем секрета производства закрепляется исключительное право использования его любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Обладателю секрета производства предоставлено право распоряжения указанным исключительным правом.

Интеллектуальное достижение, именуемое секретом производства, в принципе, повторимо. Оно может быть получено независимо друг от друга разными лицами. Вследствие этого установлена возможность приобретения самостоятельного исключительного права на тот же самый секрет производства другим лицом, ставшим добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства. Подобная возможность существенно осложняет процесс доказывания правообладателем факта нарушения его права на секрет производства.

Особенность правового режима секрета производства, обусловленная конфиденциальностью составляющих его сведений, касается пределов действия исключительного права на данный секрет во времени. Указанное право действует до тех пор, пока сохраняется отмеченная конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. Разглашение этих сведений, т.е. утрата ими конфиденциальности прекращает с момента этой утраты исключительное право у всех правообладателей. При этом не имеет значения правомерность или неправомерность, виновность или случайность разглашения конфиденциальных сведений. Эта "особенность" практически сводит к нулю само функционирование "исключительного права" на ноу-хау.

Вследствие этого не случайна противоречивость ряда нормативных формулировок. Например, если согласно упоминавшейся ст. 17.1 Закона о защите конкуренции вкладом в уставные капиталы некоторых хозяйственных обществ может являться "право использования" секретов производства (ноу-хау), то в ст. 1032 ГК акцент сделан на факте получения пользователем (франчайзи) секрета производства (ноу-хау) правообладателя (франчайзера) и обязанности его неразглашения. Иначе говоря, здесь в отношении ноу-хау важен факт передачи (получения) сторонами самой конфиденциальной информации, а не права ее использования.

Свои "особенности" имеет право на служебный секрет производства, т.е. секрет, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя. Исключительное право на такой секрет производства принадлежит работодателю. Виды и содержание трудовых обязанностей работника определяются на базе норм Трудового кодекса, других федеральных законов, иных правовых (в том числе локальных) актов, а также в соответствии с надлежаще утвержденными должностными инструкциями.

Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений. Эта обязанность должна соблюдаться вплоть до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

Секрет производства может быть получен при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно- конструкторских или технологических работ либо государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Исключительное право на такой секрет производства по общему правилу принадлежит подрядчику (исполнителю). Иное должно быть прямо предусмотрено соответствующим договором или контрактом.

Нарушителем исключительного права на секрет производства считается лицо, неправомерно получившее сведения, составляющие данный секрет, и разгласившее или использовавшее их. Кроме того, к числу нарушителей относятся лица, не соблюдающие обязанность по сохранению конфиденциальности секрета производства, переданного по договору об отчуждении исключительного права, по лицензионному договору или ставшего известным им в связи с выполнением своих трудовых обязанностей либо конкретного задания работодателя. Если иное не предусмотрено законом или договором, формой ответственности нарушителя является возмещение убытков.

Своеобразная природа секрета производства обусловливает возможность освобождения нарушителя от ответственности. Это возможно, если лицо, использовавшее секрет производства, не знало и не должно было знать о незаконности использования. Частными случаями подобного использования являются случайное или ошибочное использование секрета производства. Данные "особенности" правового режима ноу-хау также не способствуют реализации "исключительного права" на секрет производства.

61. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии: понятие единой технологии, права и обязанности лица, организовавшего создание единой технологии, распоряжение правом на единую технологию.

Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии

Единая технология является разновидностью сложного объекта, под которым согласно ст. 1240 ГК РФ понимается совокупность нескольких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Вместе с тем единой технологией в целях гл. 77 ГК РФ признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере (единая технология).

Субъектом права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии является лицо, организовавшее создание единой технологии на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, а также Российская Федерация либо субъекты РФ. Лицо, которому в соответствии с п. 1 ст. 1544 ГК РФ принадлежит право на технологию, обязано незамедлительно принимать предусмотренные законодательством РФ меры для признания за ним и получения прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии (см. Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией, утвержденные Минобрнауки России от 1 апреля 2010 г.).

Правила о праве на технологию применяются к отношениям, связанным с правом па технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий, за исключением отношений, возникающих при создании единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ на возмездной основе в форме бюджетного кредита.

Право на созданную единую технологию принадлежит лицу, ее создавшему, за исключением тех случаев, когда права на созданную единую технологию за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ принадлежит Российской Федерации или субъекту РФ.

Перечень ситуаций, когда права на технологию принадлежат Российской Федерации и субъектам РФ, перечислены в ст. 1546 ГК РФ. Данный перечень является закрытым и предусматривает, что право на единую технологию принадлежит Российской Федерации, если:

1) единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;

2) Российская Федерация до создания единой технологии или в последующем приняла на себя финансирование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения;

3) исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии.

Право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств бюджета субъекта РФ, принадлежит субъекту РФ в случаях, когда:

1) субъект РФ до создания единой технологии или в последующем принял на себя финансирование работ по доведению технологии до стадии практического применения;

2) исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии.

Однако в тех случаях, когда Российская Федерация до создания единой технологии или в последующем приняла па себя финансирование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения либо исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии, либо когда право на технологию принадлежит субъекту РФ, право на технологию должно быть отчуждено лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии" урегулированы отношения по передаче прав па единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, принадлежащие полностью или частично Российской Федерации и (или) субъектам РФ, для их практического применения (внедрения).

Права на единые технологии передаются по результатам конкурсов или аукционов либо на основании лицензионных договоров о предоставлении прав на использование единых технологий. Регламентирована процедура проведения конкурсов и аукционов, определены существенные условия договора о передаче технологий, среди которых — внедрение технологии в практическую деятельность на территории РФ. Лицо, которое организовало создание технологии, имеет преимущественное право на заключение договора.

Права на единые технологии передаются без конкурсов и аукционов, если лица, которым права на единые технологии принадлежат совместно с Российской Федерацией или субъектом РФ, согласились приобрести эти права в полном объеме.

Федеральным законом "О передаче прав на единые технологии" предусмотрена возможность заключения договора о выполнении дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица. Определены особенности передачи прав на единые технологии для использования за границей.

Помимо прав на единую технологию на правообладателя возлагается обязанность по ее практическому внедрению.

В случаях, когда право на технологию отчуждается по договору, в том числе по результатам конкурса или аукциона, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за это право определяются соглашением сторон.

Если право на технологию принадлежит нескольким лицам, они осуществляют это право совместно. Распоряжение правом на технологию, принадлежащим совместно нескольким лицам, осуществляется ими по общему согласию. В случае если право на технологию принадлежит нескольким лицам и одно из них совершает какую-либо сделку по распоряжению правом без ведома других лиц, то такая сделка может быть признана недействительной по требованию остальных правообладателей. Доходы от использования технологии, право на которую принадлежит совместно нескольким правообладателям, а также от распоряжения этим правом распределяются между правообладателями по соглашению между ними.

Если часть технологии, право на которую принадлежит нескольким лицам, может иметь самостоятельное значение, соглашением между правообладателями может быть определено, право на какую часть технологии принадлежит каждому из правообладателей. Часть технологии может иметь самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от иных частей этой технологии. Каждый из правообладателей вправе по своему усмотрению использовать соответствующую часть технологии, имеющую самостоятельное значение, если иное не предусмотрено соглашением между ними. При этом право на технологию в целом, а также распоряжение правом на нее осуществляется совместно всеми правообладателями. Доходы от использования части технологии поступают лицу, обладающему правом на данную часть технологии.

62. Право на фирменное наименование: понятие фирменного наименования, принципы правовой охраны, требования к фирменному наименованию, субъекты права на фирменное наименование, момент возникновения и прекращения права.

.Понятие фирменного наименования

Фирменным наименованием (фирмой) признается обозначение, исполь-

зуемое для индивидуализации коммерческой организации в обороте. Наличие такого обозначения имеет большое значение как для самой коммерческой организации, так и для ее контрагентов. Фирма прежде всего отражает «имидж» соответствующей компании. Чем лучше оказываемые ею услуги или производимые товары, чем выше ее значение как участника определенной сферы деятельности, тем выше значение фирмы данного юридического лица. Но существует и обратный эффект: чем более узнаваемым и привычным становится фирма для потенциальных контрагентов и потребителей, тем больше становятся объемы продаж производимых компанией товаров или оказываемых ею услуг.

Поэтому многие компании вкладывают большие средства в «раскручивание» собственной фирмы, а равно иных средств индивидуализации, осознавая, что незнакомые товары (работы, услуги) незнакомой коммерческой организации будут иметь сложности с продвижением на рынок. Этим также предопределяется стремление недобросовестных участников гражданских отношений использовать чужое и известное средство индивидуализации при реализации своей продукции. Поэтому фирменное наименование нуждается в специальной правовой охране.

Исторически под фирмой понималось средство индивидуализации как участника предпринимательской деятельности (купца, торговца), так и принадлежащего такому участнику предприятия (дела)1. Фирма есть торговое имя купца, под которым он ведет свое торговое предприятие и совершает сделки, касающиеся данного предприятия2. В настоящее время средство индивидуализации предпринимателя и средство индивидуализации его предприятия различаются какфирменное наименование икоммерческое обозначение. Например, общество с ограниченной ответственностью «Сеть магазинов обуви «Кот в сапогах»» – это фирменное наименование, а магазин обуви с названием «Кот в сапогах» – коммерческое обозначение.

Следовательно, фирма индивидуализирует субъекта гражданских отношений – коммерческую организацию, а коммерческое обозначение индивидуализирует соответствующее предприятие (торговое, промышленное и т.д.), т.е.объект гражданских прав. Поэтому фирманеотчуждаема, тогда как коммерческое обозначение переходит от одного владельца к другому при отчуждении предприятия3.

Фирменное наименование отличается от других средств индивидуализации: товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, наименований мест происхождения товаров, которые имеют задачей идентификацию товаров,работ или услуг, а не участников оборота. В то же время фирменное наименование юридического лица может совпадать или быть схожим с принадлежащим ему товарным знаком. Например, обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Вокруг света»» принадлежит право на товарный знак «Вокруг света». Такая ситуация достаточно распространена, однако она не влияет на охрану фирменного наименования, которое подлежит охране независимо от охраны товарного знака.

Иногда также выделяют вывеску, под которой понимается средство индивидуализацииместа осуществления соответствующей деятельности. В отличие от фирменного наименования, которое определяет,кто осуществляет деятельность, вывеска определяет,где эта деятельность осуществляется. «Главное назначение вывески – отличать одно помещение (с заведением) от другого и в то же время выражать готовность орговца совершать со всеми и каждым в деловые дни и часы основные действия своей торговли»1. Вывески в отличие от фирмы и коммерческого обозначения могут носить разнообразный характер, указывающий на вид деятельности (слова, образы – калач, сапог). Поскольку основная функция вывески –рекламная, в вывеске допустимы разного рода хвалебные слова, которые, однако, не должны нарушать антимонопольное законодательство и законодательство о рекламе. Например, вывеска «Кафе «Минутка» – всегда хорошая и быстрая еда» вполне допустима. В то время как вывеска «Заходите к нам, в других кафе на этой улице качество еды не гарантируется» является недопустимой.

Понятие фирменного наименования. Под фирменным наименованием (фирмой) понимается то наименование, под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует ее среди других участников гражданского оборота. Действующее законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований. Прежде всего, наименование коммерческой организации должно правдиво отражать его правовое положение и не вводить в заблуждение других участников гражданского оборота. В этой связи фирменное наименование должно содержать истинные указания на организационно-правовую форму организации (казенное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество и т.п.), ее тип (государственная, муниципальная, частная), профиль деятельности (производственная, научная, торговая и т.п.), личность владельца и т.д.

Далее, чтобы выполнять функцию индивидуализации участника гражданского оборота, фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы с другой. Иными словами, фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых наименований.

Наконец, должная степень индивидуализации участников оборота может быть обеспечена фирменным наименованием лишь тогда, когда оно остается неизменным в течение всего времени, пока пользующаяся им коммерческая организация сохраняет свой организационно-правовой статус. Поэтому не допускается произвольное и не обусловленное какими-либо уважительными причинами изменение фирменного наименования. Конечно, принцип постоянства фирмы не должен входить в противоречие с принципом истинности. Если, например, произошло изменение организационно-правовой формы предприятия или сменился его владелец, это должно найти соответствующее отражение в фирменном наименовании.

Предъявляемые к фирме требования определяют и ее структуру. Принято выделять две части фирмы - основную, которая именуется еще корпусом фирмы, и вспомогательную, которую называют добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью всякого фирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях и на другие его характеристики. Так, фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слов "полное товарищество" (п. 3 ст. 69 ГК).

К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Роль таких наименований чаще всего выполняют различные условные обозначения в виде оригинальных слов (завод "Калибр"), имен собственных (объединение "Светлана"), географических названий (фабрика "Нева") и т.п. При этом собственно наименование юридического лица не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Другие добавления, например указания "универсальный", "специализированный", "центральный" и т.п., в том числе сокращенные наименования фирмы (ЗИЛ, ЛОМО, КамАЗ и т.д.), относятся к числу факультативных и могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца. Однако все эти добавления, как и элементы корпуса фирмы, должны соответствовать действительности и не вводить в заблуждение других участников оборота и потребителей.

Полное фирменное наименование юридического лица обязательно должно быть выражено на русском языке, при этом иностранные слова пишутся в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица. Наряду с наименованием на русском языке организация вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований. В виде исключения с разрешения Правительства РФ допускается включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования. Такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, акционерное общество обязано в течение трех месяцев внести соответствующие изменения в свой устав;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Кроме того, следует учитывать, что некоторые слова, в частности "банк", "биржа", "страховая компания" и др., могут включаться в состав фирменного наименования лишь теми организациями, которые имеют на это соответствующее право.

Если фирменное наименование юридического лица не соответствует указанным выше требованиям, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

В качестве субъектов права на фирменное наименование выступают все коммерческие юридические лица (п. 1 ст. 1473 ГК). Это и понятно, так как практическую потребность в индивидуализации среди других участников гражданского оборота испытывают именно они. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обычно приобретают и осуществляют права и обязанности под своими собственными именами, что по общему правилу является достаточным для их индивидуализации.

Содержание права на фирменное наименование. Сущность права на фирму заключается в гарантированной лицу возможности выступать в обороте под собственным фирменным наименованием. Конкретные формы реализации права на фирму достаточно многообразны. Под своим фирменным наименованием лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои имущественные или неимущественные права и т.д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, прейскурантах, на товарах или их упаковке и т.п. Фирменное наименование может использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера, объявлениях, аннотациях и т.п.

Наряду с правом на совершение разнообразных действий по использованию фирменного наименования по своему усмотрению (положительная сторона права на фирму), фирмообладатель вправе требовать от всех третьих лиц воздержания от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирменного наименования (негативная сторона права на фирму).

В части четвертой Гражданского кодекса наконец-то оказался решенным вопрос о недопустимости использования другими лицами не только фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица, но и сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность. Нарушением права на фирменное наименование будет и использование юридическим лицом, осуществляющим аналогичную деятельность, иного средства индивидуализации, сходного с фирменным наименованием до степени смешения, в частности товарного знака или коммерческого обозначения.

Характеризуя юридическую природу права на фирму, следует выделить несколько свойственных ему признаков. Прежде всего, данное субъективное право носит исключительный характер, т.е. фирмовладелец обладает монополией на реализацию тех возможностей, которые заложены в данном субъективном праве. Далее, право на фирму относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам. Иными словами, фирмовладельцу противостоит не какое-либо конкретное лицо, обязанное совершить или, наоборот, воздержаться от каких-либо действий, а все третьи лица, на которых лежит обязанность не нарушать право на фирму и не препятствовать фирмовладельцу в осуществлении его правомочий.

Право на фирму часто характеризуется в литературе как личное неимущественное право, с чем следует в целом согласиться. Действительно, данное право органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием. Однако столь же очевидна связь и даже зависимость материального положения предпринимателя от известности его фирмы и отношения к ней контрагентов и потребителей. Поэтому фирменное наименование нередко получает достаточно конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов предприятия, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков.

Право на фирму носит в принципе бессрочный характер. Это означает, что, приобретя в установленном порядке данное право, лицо может пользоваться им без ограничения каким-либо сроком, т.е. до тех пор, пока существует само предприятие и фирменное наименование правдиво отражает его организационно-правовой статус и иные атрибуты.

Существенной особенностью права на пользование фирменным наименованием является то, что одновременно оно выступает и в качестве обязанности фирмовладельца. Иными словами, лицо не только вправе выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием, но и обязано это делать. Данное правило закона установлено в интересах других участников оборота и потребителей, которые вправе знать, с кем они имеют дело. В этих целях юридические лица должны пользоваться своими точными и полными фирменными наименованиями, соответствующими требованиям действующего законодательства, а не выступать под ничего не значащими обозначениями типа "фирма", "компания", "центр" и т.п. Указанные слова могут использоваться только тогда, когда они включены во вспомогательную часть фирменного наименования в качестве факультативных добавлений. Как нарушения действующего законодательства следует квалифицировать и случаи анонимного выступления юридических лиц в гражданском обороте, например помещение в печати объявлений о реализации товаров и услуг, найме персонала и т.п. без указания фирменного наименования организации, ведение торговли в безымянных торговых точках без каких-либо вывесок и т.д.

С рассмотренной выше особенностью права на фирменное наименование тесно связан и такой момент, как возможность юридического лица обладать лишь одной фирмой. Одно и то же предприятие не может одновременно выступать под несколькими фирмами, так как это дезориентировало бы других участников оборота и создавало бы возможности для злоупотреблений. Другое дело, что юридическое лицо может пользоваться не только полным, но и сокращенным фирменным наименованием, при условии что последнее отражено в его учредительных документах.

Право на фирму охраняется на всей территории России, а также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной Конвенции, без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Таким образом, рассматриваемое право имеет экстерриториальную сферу охраны, выходящую за рамки национальных границ. Между тем п. 1 ст. 1475 ГК ставит условием предоставления охраны фирменному наименованию на территории Российской Федерации включение его в Единый государственный реестр юридических лиц. Это положение явно не согласуется со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности и потому не подлежит применению.

Вопрос о том, с какого момента возникает право на фирменное наименование, последние годы находился в "подвешенном" состоянии. На протяжении многих лет права на фирму возникали в России в явочном порядке, т.е. приобретались теми юридическими лицами, которые первыми начинали ими пользоваться. Однако частью первой Гражданского кодекса (ст. 54 в ее первоначальной редакции) был намечен переход к регистрационной системе, при которой необходимым условием возникновения исключительных прав на фирменные наименования становилась их специальная регистрация, которая должна была быть регламентирована специальным законом о фирменных наименованиях. С принятием части четвертой Гражданского кодекса законодатель, наконец, отказался от идеи перехода к регистрационному порядку возникновения права на фирменного наименование, сохранив прежний порядок (п. 1 ст. 1473, п. 2 ст. 1475 ГК).

Право на фирму является правом неотчуждаемым. В отличие от других объектов промышленной собственности, которые, как правило, могут свободно передаваться другим лицам на договорной основе, фирменным наименованием может владеть только сам фирмообладатель. Право на фирму не может передаваться другим лицам даже вместе с передачей самого предприятия.

Право на фирменное наименование прекращается одновременно с ликвидацией самого фирмообладателя (п. 2 ст. 1475 ГК). Кроме того, можно выделить несколько дополнительных оснований его прекращения. Во-первых, фирмовладелец вправе сам в любой момент отказаться от пользования конкретным фирменным наименованием. Во-вторых, прекращение права на фирму может быть обусловлено реорганизацией юридического лица, в ходе которой оно может, а иногда и должно изменить свое прежнее фирменное наименование. Наконец, в-третьих, право лица на дальнейшее пользование конкретным фирменным наименованием может быть прекращено по решению суда ввиду несоответствия его требованиям закона или нарушения охраняемых законом прав и интересов других лиц. Норм, которые бы предусматривали возможность прекращения права на фирменное наименование в связи с его неиспользованием, российское законодательство не содержит.

63. Понятие и виды товарных знаков (знаков обслуживания). Обозначения, регистрация которых не допускается в качестве товарных знаков.

Понятие и виды товарных знаков (знаков обслуживания). Обозначения, регистрация которых не допускается в качестве товарных знаков.

Товарный знак — это средство индивидуализации товаров, т.е. обозначение, с помощью которого товар можно выделить из числа однородных. Понятия "товарный знак и торговая марка" являются синонимами.

Знак обслуживания — это средство индивидуализации работ и услуг, иными словами, нематериальных благ. Услуги тоже могут быть однородными, и лица, которые их оказывают, также нуждаются в защите от смешения с конкурентами. Согласитесь, и потребителю не все равно, к кому обращаться, например, за медицинскими и юридическими услугами.

В соответствии с Гражданским кодексом к знакам обслуживания применяются правила о товарных знаках. Поэтому не будет ошибкой назвать обозначение, используемое для индивидуализации услуг, товарным знаком или торговой маркой. Кроме того, обозначение часто регистрируют одновременно для товаров и для услуг.

Виды ТЗ.

По числу субъектов: индивидуальные и коллективные. Ин-ый ТЗ принадлежит одному ЮЛ, а коллективный ТЗ принадлежит союз и ассоциации ЮЛ.

По степени известности: обычными и общеизвестными. Обычные знаки подлежат общей регистрации и общеизвестные ТЗ не требуется регистрация.

По форме выражения: словестные, изобразительные, объемные, комбинированные, звуковые, световые, обонятельные.

Обозначения, не регистрируемые в качестве товарных знаков и знаков обслуживания.

Если заявленное обозначение содержит в качестве его элементов хотя бы одно из обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя либо противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали, то делается вывод о невозможности регистрации данного обозначения в качестве товарного знака

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов:

- не обладающих различительной способностью;

- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

- являющихся общепринятыми символами и терминами;

- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место, способ производства или сбыта;

- представляющих собой общепринятую форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством, назначением товара либо его видом.

Однако эти элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые, если они не занимают в нем доминирующего положения.

При определении того, занимает ли неохраняемое обозначение в товарном знаке доминирующее положение, принимается во внимание его смысловое и/или пространственное значение. Если такое обозначение занимает доминирующее положение, то делается вывод о невозможности его регистрации в качестве товарного знака.

В соответствии с законодательством РФ признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

В отношении знаков обслуживания применяются правила, аналогичные используемым в отношении товарных знаков.

Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

На территории РФ действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Государственная регистрация товарного знака осуществляется Роспатентом в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре, выдается свидетельство на товарный знак.

Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.