Прекращение прав на средства индивидуализации
Право на средство индивидуализации прекращается по следующим основаниям:
одновременно с ликвидацией его владельца в случае отказа его владельца от дальнейшего использования своего права;
отказ владельца от пользования конкретным фирменным наименованием;
реорганизация юридического лица, в ходе которой оно должно изменить свое прежнее фирменное наименование;
решение суда ввиду несоответствия его требованиям закона или нарушения охраняемых законом прав и интересов других лиц;
прекращение действия свидетельства об исключительном праве.
Право на товарный знак прекращается путем аннулирования его регистрации Роспатентом:
в связи с прекращением срока действия регистрации, если владелец знака своевременно не позаботился о продлении срока охраны;
по решению суда о досрочном прекращении ее действия по причине использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками;
если знак не используется без уважительных причин в течение любых трех лет после его государственной регистрации;
на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае прекращения юридического лица — правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя — правообладателя;
в случае отказа правообладателя от права на товарный знак;
если регистрация товарного знака была произведена с нарушением требований, установленных законом;
превращение товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.
Определенные отличия имеются и в основаниях прекращения права на наименование места происхождения товара.
Причинами аннулирования регистрации данного объекта промышленной собственности дополнительно выступают исчезновение характерных для географического объекта условий производства товаров с особыми свойствами, а также утрата товаром особых свойств, указанных в Реестре наименований мест происхождения товаров РФ в отношении данного наименования.
Кроме того, действие свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара прекращается в случае:
утраты товаром, производимым обладателем свидетельства, особых свойств, указанных в Государственном реестре наименований в отношении данного наименования места происхождения товара;
ликвидации юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя — обладателей свидетельства;
истечения срока действия свидетельства;
подачи обладателем свидетельства соответствующего заявления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
75. Право на коммерческое обозначение: понятие коммерческого обозначения, субъекты права на коммерческое обозначение и их права.
Право на коммерческое обозначение: понятие коммерческого обозначения, субъекты права на коммерческое обозначение и их права.
Понятие коммерческого обозначенияв законе не раскрывается, но из ГК можно понять, что им является словесное обозначение,с помощью которого индивидуализируется предприятие как имущественный комплекс.
Словесное обозначение должно: а) обладать достаточными различительными признаками; б) быть известным в пределах определенной территории благодаря его использованию правообладателем для индивидуализации своего предприятия.
В отличие от фирменного наименования и товарного знака коммерческое обозначение не подлежит ни включению в учредительные документы юридического лица и Единый реестр юридических лиц, ни регистрации в Патентном ведомстве.
Из ГК следует, что условием признания исключительного права на коммерческое обозначение является нахождение предприятия на территории Российской Федерации. Иначе говоря, коммерческие обозначения предприятий, находящихся за границей, в России не охраняются.
Право на коммерческое обозначение носит бессрочный характер. Что касается территории действия права на коммерческое обозначение, то она определяется известностью коммерческого обозначения и может ограничиваться границами населенного пункта или иной местности.
По общему правилу право на коммерческое обозначение является неотчуждаемым и может переходить к другим лицам лишь в составе предприятия, для индивидуализации которого оно используется.
Кроме того, правообладатель может предоставить право на использование коммерческого обозначения на основании договоров аренды предприятия и коммерческой концессии (п. 4 ст. 1539 ГК).
Обязанностью правообладателя является использование коммерческого обозначения: если он не использует его непрерывно в течение года, то может лишиться права на его использование (п. 2 ст. 1540 ГК).
Из абз. 2 п. 4 ст. 1539 ГК также следует, что если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного их предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.
Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
Статья 1539 ГК РФ регламентирует исключительное право на коммерческое обозначение. Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее. Лицо, нарушившее данное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.
Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.
Если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.
Правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия (статья 656) или договором коммерческой концессии (статья 1027).
Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.
Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.
Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.
- Оглавление
- Понятие интеллектуальной собственности и ее виды
- Понятие авторского права. Объекты и субъекты авторского права
- 2.Интеллектуальное право: понятие, задачи (функции), правовые институты.
- Понятие предмет, метод и функции права интеллектуальной собственности и его отраслевая принадлежность
- 3. Источники гражданско-правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности. Источники гражданско-правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности.
- Глава 74 гк посвящена правовому регулирования интеллектуальных прав на топологию интегральной микросхемы (ст. 1448—1464).
- 4.Понятие и содержание исключительного права и его признаки.
- 5.Субъекты права интеллектуальной собственности и их характеристика.
- 6.Распоряжение исключительным правом путем отчуждения права. Распоряжение исключительным правом путем отчуждения права.
- 7.Распоряжение исключительным правом путем заключения лицензионного договора.
- 8.Защита интеллектуальных прав: субъекты, форма, способы защиты исключительных и неимущественных прав, ответственность за нарушение. Защита интеллектуальных прав
- Специальные меры ответственности за нарушение исключительных интеллектуальных прав
- 9.Понятие и принципы авторского права. Понятие и принципы авторского права.
- 10.Источники авторского права. Понятие, функции и источники авторского права
- 1. Понятие и функции авторского права
- 2. Источники авторского права
- 11.Международно-правовая охрана авторских прав. Международно-правовая охрана авторских прав
- 14.Произведения, не являющиеся объектами авторского права. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
- 15.Субъекты авторского права и их характеристика. Соавторство. Субъекты авторского права и их характеристика. Соавторство.
- 16.Правовое положение организаций по коллективному управлению правами. Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.
- Правовое положение организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами
- 17.Личные неимущественные права автора и их характеристика. Личные неимущественные права автора и их характеристика.
- Исключительное право
- Особенности:
- Защита исключительных прав
- Личные неимущественные права
- Защита личных неимущественных прав авторов
- 18.Исключительное право на произведение и другие имущественные права, их характеристика. Исключительное право на произведение и другие имущественные права
- 20.Формы реализации права автора на вознаграждение. Формы реализации права автора на вознаграждение.
- 21.Свободное использование произведений: условия, случаи
- 22.Срок действия авторского права. Срок действия авторского права
- 23.Особенности договоров о передаче авторских прав. Особенности договоров о передаче авторских прав.
- Договоры в сфере авторского права
- 24.Понятие, формы и способы защиты авторских прав.
- 25.Особенности правовой охраны программ для эвм и баз данных. Особенности правовой охраны программ для эвм и баз данных.
- 26.Понятие и содержание прав, смежных с авторскими Понятие и содержание прав, смежных с авторскими.
- 27.Источники смежных прав. Источники смежных прав.
- 28.Объекты смежных прав.
- 29.Субъекты смежных прав.
- 30. Право на исполнение и его характеристика. Право на исполнение и его характеристика.
- 31.Право на фонограмму и его характеристика. Право на фонограмму и его характеристика.
- 32. Право на организацию эфирного и кабельного вещания. Право организаций эфирного и кабельного вещания.
- 33. Право изготовления баз данных Права изготовителей баз данных
- 34. Право публикатора.
- 35. Свободное использование объектов смежных прав. Свободное использование объектов смежных прав по законодательству Российской Федерации
- 36. Срок действия смежных прав.
- 37. Особенности защиты смежных прав. Особенности защиты смежных прав.
- 38. Ответственность за нарушение авторских и смежных прав.
- 39. Понятие, функции и принципы патентного права. Понятие, функции и принципы патентного права.
- 40. Источники патентного права. Международные договоры. Источники патентного права. Международные договоры.
- 41. Система патентования.
- 42. Понятие и значение патента. Приоритет. Понятие и значение патента. Приоритет.
- 43. Международное и евразийское понятие. Международное и евразийское патентование.
- 44. Объекты патентных прав. Объекты патентных прав.
- Понятие объектов патентного права
- Объекты патентного права:
- Не могут быть объектами патентных прав:
- Признаки объектов патентных прав:
- Изобретение
- Не считаются изобретениями:
- Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретений:
- Полезная модель
- Не предоставляется правовая охрана в качестве полезных моделей:
- Промышленный образец
- Не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца:
- 45. Понятие и условия патентоспособности изобретения. Объекты, не являющиеся изобретениями. Понятие и условия патентоспособности изобретения. Объекты изобретения. Правовая охрана изобретения.
- 47. Понятие и условия патентоспособности промышленного образца. Объекты, которым не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца.
- 48. Субъекты патентного права и их характеристика. Патентные права и их характеристика.
- 49. Патентные права и их характеристика. Патентные права и их характеристика.
- 50. Распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец
- Распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец.
- 51. Ограничения патентных прав. Ограничения патентных прав.
- 52. Сроки действия на изобретение, полезную модель и промышленный образец. Сроки действия на изобретение, полезную модель и промышленный образец.
- Досрочное прекращение действия
- 53. Распоряжение исключительным право на изобретение, полезную модель и промышленный образец.
- 54. Получение патента, этапы и их содержание.
- Получение патента, этапы и их содержание.
- 55. Особенности защиты прав авторов и патентообладателей. Защита прав авторов и патентообладателей. Ответственность за нарушение прав авторов и патентообладателей.
- 56. Прекращение и восстановление действия патента.
- 60. Право на секрет производства (ноу-хау): понятие, ноу-хау, характеристика, ответственность за нарушение.
- Обозначения, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарною знака
- 64. Исключительное право на товарный знак, срок его действия, случаи прекращения.
- 65. Государственная регистрация товарного знака и ее этапы. Конвенционный и выставочный приоритет. Государственная регистрация товарного знака и ее этапы. Конвенционный и выставочный приоритет.
- 66. Распоряжение исключительным правом на товарный знак.
- 67. Признание правовой охраны товарного знака недействительной. Досрочное прекращение правовой охраны товарного знака. Прекращение правовой охраны товарного знака
- 68. Особенности защиты права на товарный знак. Особенности защиты права на товарный знак.
- Нормативные основы защиты прав на товарные знаки
- Защита в административном порядке
- Судебные действия
- 69. Ответственность за нарушение исключительных прав на товарный знак. Ответственность за нарушение исключительных прав на товарный знак (знак обслуживания).
- Нарушение прав на товарный знак - Ответственность за незаконное использование товарного знака.
- 70. Право на наименование места происхождения товара.
- 71. Государственная регистрация наименования места происхождения товара, этапы и их характеристика. Государственная регистрация наименования места происхождения товара, этапы и их характеристика.
- Оспаривание и признание недействительным предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара
- Ответственность за нарушение прав на наименование места происхождения товара
- 73. Использование наименования места происхождения товара.
- Наименование места происхождения товара
- Ответственность за незаконное использование средств индивидуализации
- Использование наименования места происхождения товара
- 74. Особенности защиты права на наименование места происхождения товара. Особенности защиты права на наименование места происхождения товара.
- Основная цель гражданско-правовой индивидуализации:
- Содержание прав на средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг)
- Прекращение прав на средства индивидуализации