logo search
Пушкина Татьяна / 25784

Тема 2 Политическая власть и государственное управление (4ч.)

    1. Государственное управление как система.

    2. Социальные функции государства и виды государственного управления: внутренние и внешние функции государства.

    3. Система государственного управления (субъекты и объекты системы государственного управления).

    4. Иерархические уровни государственного управления (метауровень, макроуровень, микроуровень, региональный и локальный уровни государственного управления).

    5. Конституционные основы и правовая база государственной политики.

Задания для СРС(5ч.):

1. Выполните тесты:

1) Политическая власть - это

а) способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач;

б) власть, осуществляемая через формальные и неформальные политические структуры и правительственные организации;

в) это возможность и способность специализированных органов государства осуществлять руководство.

2) Функции политической власти:

а) управленческая, интегрирующая, контролирующая, культурная;

б) управленческая, интегрирующая, мотивационная, мобилизационная, контролирующая, культурная;

в) управленческая, интегрирующая, мотивационная, мобилизационная, контролирующая.

3) Основные черты политической власти:

а) наличие объекта и субъекта политического управления;

б) принцип разделения власти;

в) легитимность власти;

г) легальность;

д) все ответы верны.

4) Государственное управление – это:

а) практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу;

б) деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса;

в) процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти.

5) По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на:

а) управление и регулирование;

б) планирование и прогнозирование;

в) общие и специфические.

6) К общим функциям государственного управления относятся

а) организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль;

б) планирование, прогнозирование, мотивация;

в) организация, планирование, регулирование, контроль;

г) все ответы верны.

2. Внесите в глоссарий и выучите наизусть следующие понятия: «объект», «субъект», «цель», «задачи», «политика», «организация», «политическая власть», «государственное управление», «планирование», «функция государства», «государственная власть», «регулирование», «правовое регулирование», «нормативный акт», «деятельность», «мотивация», «контроль», «легальность», «легитимность», «уровни государственного управления».

3. Проанализируйте государственную политику Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Методические указания к изучению темы

  1. Государственное управление как система

Государственное управление как область исследований, научная дисциплина и дисциплина специализации появилась в нашей стране сравнительно недавно – в начале 90-х гг. ХХ века. Можно утверждать, что теоретические основы науки еще находятся в стадии формирования и имеют непосредственную зависимость от состоянии и развития политических и социально-экономических отношений.

Основное понятие дисциплины – «государственное управление» не является достаточно устоявшимся, находится в дискуссионном поле и употребляется авторами в разных значениях. В широком смысловом значении государственное управление рассматривается авторами как целостная сфера деятельности государственной власти, всех её ветвей, органов, должностных лиц, т.е. как реализация государственной власти во всех её формах и методах. В рамках данного подхода исследователь В.Г. Атаманчук объясняет государственное управление как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу

Системные характеристики государственного управления.

Известно, что государство функционирует не в виде отдельных, самостоятельных и независимых элементов, а как единая, целостная система. В связи с этим рассматривая государственное управление необходимо акцентировать внимание на его системных характеристиках.

Система государственного управления - это исторический феномен, возникший с появлением национального государства и современной политической системы. Интерес к проблемам управления возник еще в античном мире (Платон, Аристотель), когда его отдельные аспекты стали изучать применительно к социально-политическим системам, прежде всего к государству. Но только с началом промышленной революции в XVIII-XIX вв., когда действительно встал вопрос о плановой научной организации труда и администрации, началось формирование институтов и механизмов, а также идей государственного управления.

Показательно, что само понятие «система государственного управления» в современном толковании возникло лишь в конце XIXXX вв., т.е. в период, когда разделение государства и гражданского общества в качестве самостоятельных сфер деятельности людей, формирование и утверждение их основополагающих институтов стали свершившимся фактом.

Современное общество представляет собой сложноорганизованную систему, нуждающуюся в направленном поддержании функционирования работоспособности, т.е. в управлении. Рычаги управления предоставляет власть. Общество наделяет властью государство, которое действует как власть и как субъект управления и служит единственным способом рациональной организации жизнедеятельности в масштабе всей страны.

Очевидно, что государственное управление не может состояться без свойств системности. В нем задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей. В государственном управлении используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность.

Государственное управление именно как организованная целостность должно быть адекватно осмыслено управленцами.

Проблемы системности государственного управления на современном этапе рассматриваются исследователями на базе теории систем, системного анализа, системного подхода.

Системный характер государственного управления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного (командно-административного) и партнерского (социально- консолидированного) начал в практике регулирования социальных отношений и процессов.

Как и любая другая, система государственного управления обладает следующими универсальными свойствами:

- состоит из элементов, находящихся во взаимодействии и

взаимозависимости;

- целостность, образуемая совокупностью элементов, не сводима

к их сумме;

- элементы, интегрируемые в целостность, обретают системные

качественные признаки, не тождественные индивидуальным;

- отношения взаимодействия и взаимозависимости элементов

закономерны и подчиняются правилам, не зависящим от каждого из

них;

- система как целое реагирует на влияние среды и импульсы,

исходящие изнутри ее, от составляющих элементов.

Универсальные свойства системы государственного управления - отправной пункт в изучении ее специфических признаков. Система государственного управления, в отличие от социального, частью которого она является, формируется и функционирует целерационально: на основе определенных идей и ценностей (монархических, либерально-демократических, социалистических, религиозных и др.).

Необходимым компонентом и одновременно условием достижения системой государственного управления целостности, организованности является теория государственного управления - комплексное систематизированное знание о методах и закономерностях управляющего воздействия государственных институтов на общество.

Системные связи государственного управления. Важное значение для функционирования системы государственного управления имеют системные связи. Воздействие управляющего субъекта органа, должностного лица на объект — это установление его прямых связей с объектом. Такое воздействие может быть постоянным (например, подчиненность по службе), эпизодическим или временным (например, в результате издания указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения на срок 30 суток в определенном регионе). Оно может быть весьма активным, даже силовым (мероприятия государственных органов по прекращению забастовки, признанной судом незаконной), а может быть мягким «управлением дирижера» или вовсе внешне незаметным.