Организационная структура государственного органа
Отдельный государственный орган имеет свое организационно-структурное построение, которое можно определить как упорядоченную совокупность подразделений органа и связей между ними внутри органа. Исходным структурообразующим фактором является функция, ее содержание. Функциональный подход является определяющим для структурного оформления управляющей системы в целом и для отдельной публичной службы. Каждый орган исполнительной власти имеет название, в котором четко видна основная, общественно необходимая функция, т. е. тот процесс управляющего воздействия, который этот орган призван осуществлять в бесспорном, безусловном, непрерывном порядке. Каждое подразделение государственного органа предназначено для исполнения установленных функций и полномочий для реализации основных задач государственного органа.
Такой подход позволяет учитывать:
состав его структурных подразделений, их место и функции в системе управления;
систему структурных связей, функциональных, коммуникативных, информационных;
порядок распределения между подразделениями компетенции, полномочий ответственности.
Таким образом, организационная структура органа власти является формой разделения и кооперации управленческой деятельности, устойчивой схемой распределения ее целей, задач и функций.
В составе структурных подразделений можно выделить: руководство, функциональные подразделения и обслуживающие подразделения.
Руководство:
обеспечивает общее комплексное управление всеми структурными подразделениями, а значит, и объекта в целом. Оно может быть, как известно, единоличным или коллегиальным;
устанавливает соотношение полномочий различных должностей, при этом руководство производит деление функциональных подразделений на более мелкие организационные подразделения, чтобы эффективнее организовать работу;
определяет должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и поручает их выполнение конкретным лицам.
Первичным элементом в структуре организации является должность. Должность следует понимать как юридически установленную социальную роль, выполняемую человеком в организации, совокупность соответствующих ей полномочий, обязанностей и ответственности, требований к знаниям, опыту и квалификации.
Должность как исходная структурная единица включает четыре формальных элемента: точно обозначенное в штатном расписании служебное место;обязанности по данной должности; права и полномочия;ответственность.
Совокупность должностей, распределенная по подразделениям органа государственного управления, есть штатное расписание, штаты. Классифицировать должности и их носителей – должностных лиц значит описать официальную структуру государственного органа.
Должностное лицо в госаппарате – это государственный служащий, осуществляющий организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, государственно-властные полномочия и юридически значимые действия.
Отсюда и классификация госслужащих: руководители, специалисты и ответственные исполнители.
В первую категорию входят руководители и их заместители, имеющие делегированное руководителем право подписи.
Вторую категорию составляют специалисты государственного управления (аналитики, эксперты).
Третью категорию госслужащих составляют ответственные исполнители, они участвуют в процессе подготовки и принятия решений, но анонимно (не ставя свою подпись).
В любой организационной структуре можно выделить простейшие образования – организационные ячейки. Каждая из них включает в себя руководителя и непосредственно ему подчиненных работников. Количество подчиненных не должно быть слишком большим, в противном случае руководитель будет вынужден все свое время тратить на контакты с ними, и не выполнит возложенные лично на него задачи.
Эмпирически определено, что оптимальное число работников, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель, находится в пределах 9 – 15 человек. Этот показатель можно назвать масштабом управляемости.
Структура государственного органа разрабатывается от центра принятия решений. В первую очередь необходимо проанализировать совокупность необходимых функций, а потом ставить конкретный план формирования организационной структуры. Последовательность разработки структуры такова:
1. Орган делится на широкие блоки подразделений по горизонтали в соответствии с важнейшими направлениями деятельности по реализации его стратегии.
2. Устанавливается соотношение полномочий различных должностей. При этом руководство производит дальнейшее деление на более мелкие организационные звенья, чтобы эффективнее использовать специализацию и избежать перегрузки руководства.
3. Определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций, и поручается их выполнение конкретным лицам.
Организационная структура не является застывшей формой. Процесс изменения организационных структур и их кадрового состава именуется реорганизацией, которая происходит эволюционно.
Организационная структура, как правило, определяется и официально утверждается соответствующими нормативными актами. Такие структуры называются формальными. Однако наряду с ними могут существовать и неформальные организационные структуры, образующиеся на основе личных взаимоотношений работников.
- А кадемия управления
- Содержание
- Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- Условия и принципы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме 1
- Тема 2. Система государственных органов: понятие, типология, характеристика Лекция 2. Система государственных органов: понятие, типология, характеристика
- Государственный орган: понятие, классификация
- Организационная структура государственного органа
- Организационная структура управления государственного органа: принципы формирования и типология
- Контрольные вопросы к теме 2
- Тема 3. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции Лекция 3. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции
- Институт президентства
- Институт президентства в Республике Беларусь
- Парламент как институт представительства народа
- Парламент Республики Беларусь
- Институт судебной власти
- Органы особой компетенции
- Контрольные вопросы к теме3
- Тема 4. Органы исполнительной власти Лекция 4. Органы исполнительной власти
- Правительство и система распорядительно-исполнительных органов государственного управления
- Правительство Республики Беларусь
- Система республиканских исполнительно-распорядительных органов
- Контрольные вопросы к теме4
- Тема 5. Органы управления административно-политической сферой в Республике беларусь Лекция 5. Органы управления административно-политической сферой
- Особенности управления административно-политической сферой
- Министерство внутренних дел
- Министерство юстиции
- Министерство иностранных дел
- Министерство обороны
- Министерство по чрезвычайным ситуациям
- Комитет государственной безопасности
- Государственный таможенный комитет
- Контрольные вопросы к теме5
- Тема 6. Экономические органы управления в республике беларусь Лекция 6. Республиканские экономические органы управления
- Министерство экономики
- Министр экономики республики беларусь
- Первый заместитель министра
- Заместитель министра
- Республиканс- кое унитарное предприятие «БелВти»
- Департамент по предпринимательству
- Министерство финансов
- Министерство статистики и анализа
- Министерство по налогам и сборам
- Министерство труда и социальной защиты
- Контрольные вопросы к теме6
- Тема 7. Отраслевые органы государственного управления в республике Беларусь Лекция 7. Отраслевые органы государственного управления
- Министерство промышленности и министерство энергетики
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- Коллегия министр
- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
- Министерство связи
- Министерство информации
- Министерство архитектуры и строительства
- Министерство транспорта и коммуникаций
- Контрольные вопросы к теме №7
- Тема 8. Государственные органы управления социальной сферой в республике беларусь Лекция 8. Государственные органы управления социальной сферой
- Органы управления социальной сферой
- Министерство здравоохранения
- Министерство спорта и туризма
- Министерство образования
- Министерство культуры
- Министерство торговли
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства
- Контрольные вопросы к теме №8
- Тема 9. Органы местного управления и самоуправления Лекция 9. Органы местного управления и самоуправления
- Сущность местного управления и самоуправления
- Местные государственные органы
- Органы местного самоуправления в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №9
- Тема 10. Зарубежный опыт организации государственного управления Лекция 10. Зарубежный опыт организации государственного управления
- Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии
- Соединенные Штаты Америки
- Французская республика
- Контрольные вопросы к теме №10
- Вопросы к Экзамену
- Литература
- Организационная структура государственного управления
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.