42. Правовое регулирование и состав бюджетных доходов.
Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе Первоначально БК РФ определял доходы бюджета как поступающие в бюджет денежные средства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов МСУ. Все предусмотренные законодательством доходы бюджетов по социально-экономическому признаку делятся на несколько групп: 1) доходы, поступающие от предприятий и других организаций различных форм собственности; 2) доходы от использования государственного и муниципального имущества; 3) доходы от государственной внешнеэкономической и иной деятельности; 4) поступления от личных доходов граждан. Такая группировка имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны. БК РФ (ст. 41) выделяет виды доходов бюджетов в зависимости от их формы: 1) налоговые (т.е. от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним); 2) неналоговые (доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, иные суммы принудительного изъятия), средства самообложения граждан и др.); 3) безвозмездные поступления (дотации, субсидии, субвенции из других бюджетов бюджетной системы РФ и иные межбюджетные трансферты; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования). В зависимости от порядка зачисления в бюджет в теории ФП выделяют доходы закрепленные и регулирующие. Закрепленные доходы бюджетов – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в %) на постоянной основе закреплены за соответствующим бюджетом. БК РФ называет их «собственными доходами бюджетов» (ст. 47). В отличие от закрепленных доходов, регулирующие передаются в опр. бюджет не на постоянной основе, а на конкретный бюджетный период (напр., год) в целях сбалансирования его доходов и расходов. Это доходы, полученные бюджетом нижестоящего уровня для обеспечения его сбалансированности из средств вышестоящего бюджета (это межбюджетные трансферты). Доходы бюджетов распределяются в бюджетной системе в зависимости от сл. критериев: 1) уровень (вид) налогов (федеральные налоги закрепляются за федеральным бюджетом, региональные – за бюджетами субъектов РФ, местные налоги – за местными бюджетами). Однако ФЗ могут устанавливаться нормативы отчисления части федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ. В отдельных случаях федеральные источники могут быть непосредственно закреплены за местными бюджетами (напр., госпошлина - частично). В свою очередь, законодательство субъектов РФ вправе закреплять свои доходные источники за местными бюджетами. 2) форма собственности используемого или продаваемого имущества (федеральная государственная, государственная субъектов РФ, муниципальная); 3) уровень подчиненности бюджетного учреждения, оказывающего услуги населению; 4) характер нарушенного законодательства РФ. Так, штрафы за нарушение законодательства, регулирующего наиболее важные общественные отношения, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%. Это законодательство о конституционном строе, гос. власти РФ, обороне и безопасности гос-ва, гос. границе, обороте наркотических и психотропных веществ, об экспорт. контроле, банковской деятельности, антимонопольное законодательство, валютное, таможенное, бюджетное (в части ФБ), уголовное.
- 2. Финансовая система Российской Федерации: понятие, состав, динамика развития.
- 3. Финансовая деятельность государства: понятие, роль и методы.
- 4. Особенности финансовой деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
- 5. Финансовое право Российской Федерации: понятие, предмет и методы правового регулирования.
- 6. Финансовое право в системе российского права: взаимосвязь с другими отраслями права. Особенности взаимосвязей финансового и гражданского права, финансового и административного права.
- 7. Система финансового права. Особенности налогового права и бюджетного права в системе финансового права.
- 8. Источники финансового права. Проблемы кодификации финансового права.
- 13. Защита прав субъектов финансового права.
- 14. Принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 15. Особенности разграничения финансовой компетенции между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
- 16. Проявление принципа разделения властей в финансовой деятельности государства.
- 17. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: общая характеристика и классификация.
- 18. Финансовая деятельность, осуществляемая Президентом рф.
- 21. Роль судебной системы в финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 22. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Финансово-правовые акты. Финансово-плановые акты, их особенности.
- 23. Понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина.
- 24. Формы и виды государственного и муниципального финансового контроля.
- 25. Классификация и общая характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль.
- 26. Финансовый контроль законодательных (представительных) органов власти и местного самоуправления.
- 27. Финансовый контроль Президента рф.
- 28. Финансовый контроль органов общей компетенции в системе исполнительной государственной власти и местного самоуправления.
- 29. Финансовый контроль финансово-кредитных органов.
- 30. Внутриведомственный, аудиторский и общественный финансовый контроль.
- 31. Методы финансового контроля. Акт проверки и акт ревизии: форма, содержание и правовые последствия.
- 32. Понятие и роль бюджета.
- 33. Правовые основы и принципы бюджетного устройства
- 35. Понятие и предмет бюджетного права Российской Федерации. Бюджетное право в системе финансового права, его взаимосвязь с иными институтами финансового права.
- 37. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в системе источников бюджетного права.
- 38. Бюджетно-правовые нормы и бюджетные правоотношения: понятие и классификация.
- 40. Бюджетный контроль: понятие, виды и методы. Органы, осуществляющие контроль в бюджетной сфере.
- 42. Правовое регулирование и состав бюджетных доходов.
- 43. Целевые бюджетные фонды.
- 44. Правовое регулирование бюджетных расходов.
- 45. Бюджетный дефицит: понятие, причины образования и способы преодоления.
- 46. Межбюджетные правоотношения: понятие и особенности. Межбюджетные трансферты.
- 47. Бюджетная компетенция Российской Федерации.
- 48. Бюджетная компетенция субъектов Российской Федерации.
- 49. Бюджетная компетенция муниципальных образований.
- 50. Бюджетный процесс: понятие и общая характеристика.
- 51. Стадии составления и рассмотрения проекта бюджета.
- 52. Стадия исполнения бюджета.
- 57. Финансы предприятий как звено финансовой системы и как объект правового регулирования
- 58. Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий.
- 59. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии.
- 60. Прибыль и порядок ее распределения на государственном и муниципальном предприятии.
- 61. Правовое регулирование и понятие государственных доходов. Отличие государственных доходов от доходов бюджетов.
- 62. Правовое регулирование и понятие государственных расходов. Отличие государственных доходов от расходов бюджетов.
- 63. Понятие и роль налогов.
- 65. Налоговое право России: понятие, предмет и методы правового регулирования. Налоговое право в системе финансового права.
- 69. Налогово-правовые нормы и налоговые правоотношения: понятие и классификация.
- 71. Правовой статус налоговых органов.
- 72. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
- 73. Правовой статус налогоплательщиков.
- 74. Правовой статус налоговых агентов и налоговых представителей.
- 75. Особенности правового положения банков в системе субъектов налогового права.
- 76. Налоговая обязанность: понятие, основания возникновения и прекращения. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
- 1) В зависимости от времени проведения: предварительный; текущий (оперативный); последующий.
- 79. Общественная опасность нарушений законодательства о налогах и сборах. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
- 83. Общая характеристика федеральных налогов и сборов.
- 84. Общая характеристика налогов субъектов Российской Федерации.
- 88. Заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Пределы заимствования.
- 89. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
- 90. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации. Правила ведения кассовых операций.
- 93. Общая характеристика субъектов валютного законодательства. Правовое положение резидентов и нерезидентов.
- 94. Валютное регулирование и валютный контроль. Ответственность за нарушение валютного законодательства.
- 95. Принципы налоговой ответственности.
- 96. Бюджетное послание Президента рф. Отлагательное вето Президента рф в бюджетном праве.