23. Особенности организации местной власти в советский период развития государства.
Местное самоуправление в постсоветский период
С первых дней своего существования Советы депутатов стремились либо сменить органы местного самоуправления, либо поставить их под свой контроль. Постепенно Советы депутатов сменяли на местах органы земского и городского самоуправления. Конституция РСФСР 1918 г. установила принцип единства Советов как органов государственной власти с жесткой подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим.
В советское время одним из основных принципов организации и деятельности всех звеньев Советов являлся принцип демократического централизма. Этот принцип был положен в основу объединения всех Советов в одну систему. Принцип демократического централизма отражался и в конституциях советского периода, и в законах, регламентирующих организацию деятельности отдельных звеньев Советов. Это Закон о поселковых, сельских Советах народных депутатов РСФСР (1968 г.); Закон о городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР (1971 г.); Закон о краевом, областном Совете народных депутатов (1980 г.).
В целом местное самоуправление стало рассматриваться как институт, свойственный исключительно буржуазной демократии. Только в начале 60-х гг. XX в. постепенно вновь стали развиваться исследования о местном территориальном самоуправлении. Снова проблема правового статуса местных органов власти была поднята в период подготовки и обсуждения проекта Конституции СССР 1977 г. Итогом стало закрепление в Конституции положения о наличии в Советском Союзе системы местных органов государственной власти, в принципиальном плане не отличающегося от ранее действовавшего конституционного положения.
Новый этап в развитии местного самоуправления был связан с принятием 9 апреля 1990 г. Закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" и 6 июля 1991 г. Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР". Данные Законы сыграли определенную роль в развитии местного самоуправления. Однако противостояние представительных органов (Советов) и исполнительных органов, определенная конфронтация органов государственной власти и местных органов - это в итоге привело к роспуску местных Советов. В октябре 1993 г. в рамках разрешения кризиса власти в Российской Федерации было издано Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года.
1) органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являлись выборные и другие органы местного самоуправления - собрание представителей, глава местного самоуправления.
На территориях, включающих несколько городских или сельских поселений, совместным решением органов местного самоуправления мог быть создан единый орган местного самоуправления соответствующих территорий;
2) в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек местное самоуправление могло осуществляться непосредственно населением через собрания, сходы и выборным главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед собранием, сходом. В иных населенных пунктах (городах, городских, сельских поселениях и др.) предусматривалось создание представительных коллегиальных органов местного самоуправления и главы местного самоуправления.
В городах и других поселениях с населением свыше 50 тыс. человек глава администрации назначался главой администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа либо избирался населением;
3) выборный представительный орган местного самоуправления работал, как правило, на непостоянной основе и созывался на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления. При этом решения выборного представительного органа подписывались главой местного самоуправления.
В компетенцию выборного представительного органа местного самоуправления входило: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, а также установление местных налогов и сборов (по представлению и согласованию с главой местного самоуправления), утверждение программы развития территорий, принятие положения (устава) о местном самоуправлении, осуществление контроля за деятельностью главы местного самоуправления;
4) в компетенцию главы местного самоуправления входило: управление муниципальным хозяйством, распоряжение имуществом и объектами муниципальной собственности, разработка местного бюджета, обеспечение его исполнения, а также выполнение иных исполнительно-распорядительных функций. Причем данные функции глава местного самоуправления осуществлял непосредственно или через образуемые им органы;
6) органы местного самоуправления наделялись правом самостоятельно определять структуру местного самоуправления.
Важнейшей вехой в развитии местного самоуправления стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., отнесшей к основам конституционного строя такие положения, как отнесение местного самоуправления к формам народовластия, гарантированность местного самоуправления, наличие у местного самоуправления собственных полномочий, организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти, существование муниципальной собственности, в том числе на землю.
После принятия новой Конституции Российской Федерации Президентом России в целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, обеспечения его государственной поддержки был издан Указ от 22 декабря 1993 г. "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" .
установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность;
разграничены полномочия представительного органа местного самоуправления и местной администрации;
установлено, что решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке;
установлено, что глава местного самоуправления, являясь главой соответствующей администрации, вправе выносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении, председательствовать на заседаниях выборного представительного органа местного самоуправления;
установлено, что дата выборов в представительный орган местного самоуправления устанавливалась решением представительного (законодательного) органа власти субъекта Федерации по предложению главы исполнительной власти.
При этом глава местного самоуправления и другие должностные лица местной администрации могли быть членами представительного органа местного самоуправления.
Разработка Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и его принятие ознаменовали новый этап в развитии муниципального права. Как отметил В.И. Васильев в своем фундаментальном труде о местном самоуправлении, процесс подготовки этого правового акта был весьма сложен и противоречив.
С принятием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в 1995 г. весьма активно стало формироваться федеральное и региональное законодательство, конкретизировавшее общие принципы организации местного самоуправления. Были приняты Федеральные законы "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и др. Однако практика применения этих федеральных законов выявила целый ряд проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления в России. Это вызвало необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования местного самоуправления на федеральном уровне.
- Оглавление
- 1.Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть.
- 2. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством.
- 3. Понятие и предмет муниципального права как отрасли права.
- 4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.
- Глава 4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения
- 5. Предметы ведения местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Вопросы местного значения.
- Глава 3. Вопросы местного значения
- 6. Правотворческая инициатива граждан. Обращения граждан.
- 7. Местный референдум: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.
- 8. Органы местного самоуправления как юридические лица.
- 9. Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины: понятие, виды.
- 10. Муниципальные выборы: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.
- 11. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.
- 12. Сход граждан, собрание и конференция граждан (собрание делегатов) в системе местного самоуправления.
- 13. Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.
- 14. Доходы и расходы местных бюджетов. Местные налоги и сборы.
- 15. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права.
- 16. Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения
- 17. Основные теории местного самоуправления.
- 18. Структура органов местного самоуправления: понятие и правовое закрепление. Органы местного самоуправления и муниципальные органы.
- Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
- Информация об изменениях:
- 19. Муниципальные правовые акты: наименование, порядок принятия и отмены. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.
- 20. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах.
- Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
- Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
- Особенности организации местного самоуправления в наукоградах
- Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"
- 21. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
- 23. Особенности организации местной власти в советский период развития государства.
- 24. Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и учреждениями.
- 25. Общие принципы местного самоуправления: понятие и правовое регулирование.
- 26. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.
- 27. Территориальное общественное самоуправления (тос): понятие, порядок образования и осуществления. Органы тос, их полномочия
- 28. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и формы. Понятие межмуниципального сотрудничества
- 29. Правовая основа местного самоуправления (общая характеристика). Европейская Хартия местного самоуправления.
- 30. Права и обязанности муниципального служащего. Ограничения, связанные с муниципальной службой. Правовое положение (статус) муниципального служащего
- Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего
- 31. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
- 32.Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. Муниципальный заказ.
- 33. Публичные слушания, опрос граждан в системе местного самоуправления.
- 34. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.
- 35 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно – территориальных образованиях.
- 36 Наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Государственный контроль за их осуществлением
- 37 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.
- 38. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения.
- 39. Экономическая основа местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Муниципальное имущество.
- 40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
- 41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.
- 42. Контрольный орган муниципального образования: порядок формирования, функции и полномочия.
- 43. Ответственность органов и выборных лиц местного самоуправления перед населением.
- 44 Компетенция органов местного самоуправления: понятие, правовое регулирование.
- 45.Основы правового статуса депутата представительного органа муниципального образования.
- 46. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.
- 47. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, структура, порядок работы, акты.
- 48. Полномочия местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально - бытового и торгового обслуживания населения.
- 49. Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Судебная и другие правовые формы защиты прав местного самоуправления.
- 50. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и охраны окружающей среды.
- 51. Местная администрация: понятие, структура, полномочия (общая характеристика), акты. Глава местной администрации.
- Тема 11. Исполнительно-распорядительные органы муниципального образования.
- 2. Компетенция местной Администрации и её органов.
- 2. Компетенция местной Администрации и её органов.
- 3. Организация работы и акты местной Администрации и её органов.
- 52. Права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
- 53. Глава муниципального образования: порядок избрания, правовой статус. Удаление в отставку.
- 54. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.
- 55. Устав муниципального образования (понятие, содержание, порядок принятия, регистрации, вступления в силу).
- 38. Понятие и развитие территориальных основ мсу
- 56. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальным имуществом.
- 57.Муниципальное образование: понятие, виды; порядок образования, преобразования и упразднения
- 58. Гарантии права граждан рф на осуществление местного самоуправления.
- 59. Муниципальная служба: понятие, правовое регулирование, основные принципы. Финансирование муниципальной службы.
- 60. Принципы и порядок установления и изменения границ территории муниципальных образований. Согласие население на изменение границ муниципального образования.