17. Основные теории местного самоуправления.
Существуют следующие теории местного самоуправления[2]:
Теория свободной общины;
«Общественная» (хозяйственная) теория;
Государственная теория;
Теория дуализма муниципального управления;
Теория социального обслуживания.
Теория свободной общины (естественных прав общины) (Г. Гербер, О. Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер и др.). Данная теория была первой теоретической концепцией, объясняющей сущность МСУ. В ней получил развитие исторический опыт городского самоуправления феодальной Европы. В ее основе лежало «естественное право» общин на самоуправление.
Основные идеи:
– наличие у общины по своему характеру естественного и неотчуждаемого права заведовать своими делами;
– обязанность государства уважать свободу общинного самоуправления;
– определенная первичность общинного самоуправления перед государственным управлением.
В этой теории особый упор сделан на общность людей, живущих на соответствующей территории, а также на то, чтобы каждый человек воспринимал себя как часть сообщества, основой которого являются не только совместность проживания и интересов, но и духовная близость людей (укрепляемая зачастую и религиозным единством).
Общественная (хозяйственная) теория самоуправления (Р. Моль, А.И. Васильчиков, О. Гирке и др.). Эта теория, пришедшая на смену теории свободной общины, также в своей основе исходила из противопоставления государства и общины. Ее основатели и исследователи за основу брали не столько самоуправляющуюся общину как субъект права на самоуправление, сколько содержание коммунальной деятельности. Существуют как бы две категории дел: собственно, государственные и дела общественные. Вторые – это дела преимущественно хозяйственные, они не носят политического характера и должны решаться органами, создаваемыми местным сообществом, а не государством.
Попытки построения МСУ на идеях общественно-хозяйственной теории свойственны периоду начального этапа буржуазного романтизма. Однако данная теория на деле быстро показала свою бесперспективность и нежизненность. Это было обусловлено тем, что:
– как форма публичной власти МСУ существенно отличается от общественных объединений, не может оно уподобиться и хозяйственным организациям;
– на повестке дня многие годы оставалась и сохраняется в наши дни проблема распределения обязанностей по управлению публичными делами между центральными и местными властями, когда и государственные дела решаются на уровне МСУ, и локальные интересы становятся частью общегосударственной политики.
Таким образом, некая замкнутость МСУ на делах якобы сугубо местных невозможна.
Государственная теория самоуправления (Рудольф фон Гнейст, Лоренц фон Штейн). Пришедшая на смену общественно-хозяйственной теории данная теория существенно изменила подход к определению отношений: «община-государство».
Согласно этой теории МСУ рассматривается как форма распределения обязанностей по решению государственных дел между центральными и местными властями.
Характерные черты государственной теории МСУ:
– государство передает задачи местного управления органам, формируемым местным сообществом;
– органы МСУ находятся под контролем местного сообщества, а одновременно и под надзором государства, хотя прямого руководства местным самоуправлением со стороны государственных органов нет;
– органы МСУ, в отличие от государственных, не являются выразителями исключительно государственной воли, они имеют собственные особые интересы, которые могут не совпадать с интересами государства.
Теория дуализма (В.М. Гессен, большинство современных ученых в сфере МСУ и конституционного права). Указанная теория говорит об общественно-государственной природе МСУ. Она создает условия (возможности), способствующие обеспечению через МСУ эффективной двусторонней связи между человеком и государством, между гражданским обществом и государством. Двойственная природа МСУ, которая служит основой теории муниципального дуализма, получила развитие в последнее десятилетие XX века. В значительной степени она связана с признанием того, что ни одна из ранее отмеченных теорий не соответствует всему многообразию существующих видов МСУ, так как возводит в абсолют какой-либо один из признаков МСУ.
Теория дуализма разработана еще недостаточно, однако ее содержание характеризуют следующие признаки:
– наличие общегосударственного и местного интересов и необходимость их сочетания;
– невозможность во многих случаях разделения собственно местных и общегосударственных дел;
– реализация органами МСУ функций публичного и частноправового характера;
– сочетание в МСУ государственных (публично-властных) и общественных (самоуправленческих) начал;
– выполнение органами МСУ полномочий, делегированных государством;
– наличие государственного характера у предметов ведения и полномочий МСУ.
Таким образом, теорию дуализма МСУ следует рассматривать не как самостоятельную теорию, а как развитие, прежде всего, государственной теории.
- Оглавление
- 1.Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть.
- 2. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством.
- 3. Понятие и предмет муниципального права как отрасли права.
- 4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.
- Глава 4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения
- 5. Предметы ведения местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Вопросы местного значения.
- Глава 3. Вопросы местного значения
- 6. Правотворческая инициатива граждан. Обращения граждан.
- 7. Местный референдум: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.
- 8. Органы местного самоуправления как юридические лица.
- 9. Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины: понятие, виды.
- 10. Муниципальные выборы: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.
- 11. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.
- 12. Сход граждан, собрание и конференция граждан (собрание делегатов) в системе местного самоуправления.
- 13. Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.
- 14. Доходы и расходы местных бюджетов. Местные налоги и сборы.
- 15. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права.
- 16. Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения
- 17. Основные теории местного самоуправления.
- 18. Структура органов местного самоуправления: понятие и правовое закрепление. Органы местного самоуправления и муниципальные органы.
- Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
- Информация об изменениях:
- 19. Муниципальные правовые акты: наименование, порядок принятия и отмены. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.
- 20. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах.
- Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
- Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
- Особенности организации местного самоуправления в наукоградах
- Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"
- 21. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
- 23. Особенности организации местной власти в советский период развития государства.
- 24. Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и учреждениями.
- 25. Общие принципы местного самоуправления: понятие и правовое регулирование.
- 26. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.
- 27. Территориальное общественное самоуправления (тос): понятие, порядок образования и осуществления. Органы тос, их полномочия
- 28. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и формы. Понятие межмуниципального сотрудничества
- 29. Правовая основа местного самоуправления (общая характеристика). Европейская Хартия местного самоуправления.
- 30. Права и обязанности муниципального служащего. Ограничения, связанные с муниципальной службой. Правовое положение (статус) муниципального служащего
- Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего
- 31. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
- 32.Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. Муниципальный заказ.
- 33. Публичные слушания, опрос граждан в системе местного самоуправления.
- 34. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.
- 35 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно – территориальных образованиях.
- 36 Наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Государственный контроль за их осуществлением
- 37 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.
- 38. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения.
- 39. Экономическая основа местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Муниципальное имущество.
- 40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
- 41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.
- 42. Контрольный орган муниципального образования: порядок формирования, функции и полномочия.
- 43. Ответственность органов и выборных лиц местного самоуправления перед населением.
- 44 Компетенция органов местного самоуправления: понятие, правовое регулирование.
- 45.Основы правового статуса депутата представительного органа муниципального образования.
- 46. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.
- 47. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, структура, порядок работы, акты.
- 48. Полномочия местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально - бытового и торгового обслуживания населения.
- 49. Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Судебная и другие правовые формы защиты прав местного самоуправления.
- 50. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и охраны окружающей среды.
- 51. Местная администрация: понятие, структура, полномочия (общая характеристика), акты. Глава местной администрации.
- Тема 11. Исполнительно-распорядительные органы муниципального образования.
- 2. Компетенция местной Администрации и её органов.
- 2. Компетенция местной Администрации и её органов.
- 3. Организация работы и акты местной Администрации и её органов.
- 52. Права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
- 53. Глава муниципального образования: порядок избрания, правовой статус. Удаление в отставку.
- 54. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.
- 55. Устав муниципального образования (понятие, содержание, порядок принятия, регистрации, вступления в силу).
- 38. Понятие и развитие территориальных основ мсу
- 56. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальным имуществом.
- 57.Муниципальное образование: понятие, виды; порядок образования, преобразования и упразднения
- 58. Гарантии права граждан рф на осуществление местного самоуправления.
- 59. Муниципальная служба: понятие, правовое регулирование, основные принципы. Финансирование муниципальной службы.
- 60. Принципы и порядок установления и изменения границ территории муниципальных образований. Согласие население на изменение границ муниципального образования.