3 Оказание бесплатной юридической помощи
Уголовно-процессуальное законодательство Беларуси и России предоставляет подозреваемому или обвиняемому право бесплатной юридической консультации до начала первого допроса в случае задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно Закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» юридическая помощь гражданам РФ, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта Федерации, оказывается бесплатно в следующих случаях:
истцам в судах первой инстанции по делам о взыскании алиментов;
о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
ветеранам Великой Отечественной войны по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
гражданам РФ при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий, по вопросам, касающимся реабилитации.
Для получения бесплатной юридической помощи требуются доказательства материального положения гражданина. Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Во Франции бесплатная или льготная правовая помощь установлена для обвиняемых и оплачивается государством по утвержденным расценкам. После реформы, проведенной в январе 1972г., стало возможным соизмерять объем юридической помощи с имеющимися у клиента средствами, освобождая его от части судебных расходов. Такой подход позволяет предоставлять правовую помощь тем лицам, которые не столь ограниченны в доходах, чтобы рассчитывать на безвозмездность рассмотрения дела, и не слишком богаты, чтобы полностью оплатить расходы по процессу. Данная система во Франции устанавливает возможность оказания как льготной, так и бесплатной помощи гражданам. Вознаграждение адвокатов за бесплатную юридическую помощь достаточно скромное и оплачивается с большим промежутком во времени, но при этом объем такой помощи порой доходит до 50% всех гражданских и уголовных дел.
Льгота «бедных» в США также возникла применительно к лицам, обвиняемым в совершении преступлений. Эта практика получила широкое распространение, ибо правом бедности практически пользуется любой обвиняемый, заявивший об отсутствии средств на оплату адвоката. В Соединенных Штатах существует три формы предоставления услуг защитника бесплатно: 1) адвокаты-защитники по назначению; 2) адвокаты-защитники по контракту; 3) ведомства публичных защитников.
Человек на предварительном слушании заявляет, что у него нет средств оплатить труд защитника. Тогда судебный клерк проверяет достоверность заявления: каково у человека жилище; имеет ли он автомобиль; занят ли на производстве; каковы его доходы. Если выясняется, что клиент действительно малоимущий, ему назначат адвоката. Государство платит защитнику от 30 до 50 долларов в час. В случае, когда клиент обращается к частному адвокату, оплата труда доходит до 100 долларов в час. При этом адвокат ведет строгий учет времени, потраченного на выполнение конкретного задания, и представляет письменный отчет.
Программы адвокатов-защитников по назначению чаще всего создаются в муниципальных образованиях, которые недостаточно велики, чтобы обзавестись самостоятельным ведомством публичных защитников. Местная власть составляет список частнопрактикующих адвокатов, готовых представлять интересы тех, кто в этом нуждается. Отбор адвоката для конкретного дела производится судом либо на основе одноразового назначения, либо путем выбора судьей адвоката из соответствующего списка. Последнее предпочтительнее по делам, требующим специализации, поскольку в списке указываются также сферы специализации адвоката. Оплата услуг адвоката производится через суд из федерального бюджета или бюджета штата, и адвокат должен заручиться согласием суда на расходы, связанные с проведением собственного расследования или приглашением экспертов.
Программы адвокатов по контракту обеспечивают участие в процессе частнопрактикующего адвоката, который заключает контракт с местной властью о выплате гонораров на заранее оговоренную сумму. Если количество малоимущих клиентов превышает оговоренное контрактом, стороны заключить новый или старый контракт. Американская ассоциация юристов разработала рекомендации по заключению таких контрактов «в целях обеспечения высокого уровня представительства или полного изложения прав и обязанностей сторон».
Программы деятельности ведомств публичных защитников обеспечивают оказание юридической помощи большинству малоимущих обвиняемых по уголовным делам. Такие ведомства создаются местными органами власти, которые курируют деятельность этого ведомства, не вмешиваясь в его повседневную работу. В некоторых юрисдикциях ведомство публичных защитников входит в структуру местного органа власти, и адвокаты-сотрудники ведомства формально считаются государственными служащими.
В Финляндской Республике для оказания юридической помощи малоимущим слоям населения создана разветвленная структура государственных юридических бюро, организационно подведомственных министерству юстиции и расположенных, как правило, в тех же районах, где и уездные суды. Сотрудники таких бюро являются государственными служащими и получают заработную плату из госбюджета. Гражданам предоставляется государственная юридическая помощь практически по неограниченному кругу вопросов и дел в судах, хотя основное внимание уделяется помощи в социальной сфере (спорам по трудовым, пенсионным, семейным отношениям и т.п.). Критерием, дающим право на получение такой юридической помощи, как и в других иностранных государствах, является имущественное положение гражданина. Так, при месячном совокупном доходе до 650 евро, юридическая помощь оказывается бесплатно. Если доход составляет от 650 до 1400 евро, предусмотрена пробная шкала, в соответствии с которой гражданин частично оплачивает получение такой помощи. При совокупном доходе свыше 1400 евро, бесплатная или льготная государственная юридическая помощь не предоставляется. Аналогичная система во Франции. В конкретных случаях государственным юридическим бюро предоставлено право нанимать специального адвоката для оказания юридической помощи малоимущему гражданину в суде и оплачивать его услуги. Содержание государственных юридических бюро осуществляется за счет средств государства, а также частичной оплаты их услуг гражданами в указанных выше случаях.
По общему признанию, наиболее разработанная система юридической помощи малоимущим существует в Англии. Она включает в себя защиту по уголовным делам, представительство в гражданском судопроизводстве и консультационную помощь. Бесплатная или льготная правовая помощь оказывается с учетом доходов лица, определяемых путем проверки его материального положения. Такая предварительная проверка не производится лишь в экстремальных случаях задержания подозреваемого или обвиняемого.
Оказание бесплатной юридической помощи характерно как для развитых в экономическом отношении западных государств, так и для стран-участниц СНГ. Существенные отличия касаются определения контингента лиц, пользующихся этой льготой. В странах СНГ бесплатная юридическая помощь предоставляется конкретным категориям граждан. Когда в большинстве европейских стран критерием, дающим право на освобождение от оплаты услуг адвоката, является имущественное положение гражданина.
- Учреждение образования
- Содержание учебного материала
- Тема 1 Понятие и система спецкурса
- Тема 2 Институт адвокатуры в Республике Беларусь
- Тема 3 Зарождение и развитие института адвокатуры
- Тема 4 Правовой статус адвоката
- Тема 5 Организационные формы деятельности адвокатуры
- Тема 6 Правовые формы деятельности адвокатуры
- Тема 7 Адвокатская этика
- Тема 8 Деятельность адвокатуры в зарубежных странах
- Краткий курс лекций
- 1. Предмет и метод спецкурса
- 2 Связь спецкурса с другими правовыми дисциплинами
- 3 Правовые основы организации и деятельности адвокатуры в Республике Беларусь
- 1 Конституционные положения о состязательности правосудия и праве на юридическую помощь
- 2 Правовая природа института адвокатуры
- 3 Принципы деятельности адвокатуры
- Лекция 3: зарождение и становление института адвокатуры
- 1 Адвокатура в античности и в средние века
- 2 Этапы создания и развития адвокатуры в Беларуси
- 3 Адвокатура Республики Беларусь на современном этапе
- 1 Права и обязанности адвоката
- 2 Гарантии адвокатской деятельности
- 3 Ответственность адвоката
- Лекция 6: организационные формы деятельности адвокатуры
- 1 Правила профессиональной этики адвоката
- 2 Правовая культура адвоката
- 3 Культура речи адвоката, речь в судебном процессе
- 1 Приобретение статуса адвоката в зарубежных странах
- 2 Формы адвокатских образований
- 3 Оказание бесплатной юридической помощи
- Планы – задания к практическим занятиям
- Тема 1 Понятие и система спецкурса
- Тема 2 Институт адвокатуры в Республике Беларусь
- Тема 3 Зарождение и становление института адвокатуры
- Тема 4 Правовой статус адвоката
- Тема 5 Организационные формы деятельности адвокатуры
- Тема 6 Правовые формы деятельности адвокатуры
- Тема 7 Адвокатская этика
- Тема 8 Деятельность адвокатуры в зарубежных странах
- Формы контроля знаний
- Рекомендуемая литература нормативные правовые акты
- Основная литература
- Дополнительная литература