logo
Организация и деятельность адвокатуры

2 Этапы создания и развития адвокатуры в Беларуси

Являясь институтом гражданского общества, адвокатура имеет вместе с тем публично-правовой статус. Осуществляемые ею профессиональная уголовная защита и гражданско-правовое представительство - составные части системы правосудия. Поэтому развитие белорусской адвокатуры тесно связано с историей судоустройства и судопроизводства, всей государственно-правовой системой, социальным процессом в целом.

Адвокатура в Беларуси, как и юстиция в целом, имеет глубокие исторические корни и традиции, прошла сложный и длительный путь развития. Между тем не всем известно, что отечественная адвокатура имеет многовековую историю. Уже в ХVI столетии этот институт получил законодательную регламентацию. Его появление связано прежде всего с активизацией социально-экономической жизни государства и реформированием всей системы общественных отношений, в том числе в области судоустройства и судопроизводства.

Феодальному праву Беларуси было свойственно правило, в соответствии с которым, сторона в процессе могла быть заменена другим лицом. Представительство допускалось как по гражданским, так и по уголовным делам. Ведение дела могло быть поручено как адвокату, так и другому представителю истца или ответчика, оформлялось и заверялось соответствующим образом.

Первые нормы об адвокатах («прокураторах») и их деятельности содержались в Статуте Великого княжества Литовского 1529 г. Именно этот свод законов стал прорывом в направлении образования профессиональной адвокатуры, хотя бы потому что, на первое место поставил значение писаного закона, а не обычая. Поэтому в судебном процессе все больше появляется необходимость знания законов, в связи с чем, постепенно начинает формироваться группа людей, профессией которых становится помощь частным лицам в практической реализации права, становится шире практика участия адвоката в судебном процессе. Адвокаты в первую очередь выступали в великокняжеском суде. В местных судах, где рассматривались незначительные дела стороны выступали самостоятельно.

В это время в качестве адвокатов часто выступают писари и представители городской администрации, это объясняется тем, что статут еще не затрагивал вопросов о статусе адвокатов. Однако Статут запрещал заниматься адвокатской деятельностью иностранцам. На этом этапе адвокаты еще не были связаны общими интересами и не представляли профессионального сословия, а их работа часто была совмещена с государственной или общественной деятельностью. Но уже в этот период поднимался вопрос об основной задаче адвокатской деятельности – служение правосудию, а не частным интересам.

Статут 1566 г. обобщил 30-летнюю практику адвокатской деятельности. В разделе IV «О судьях и судах» достаточно четко урегулировано проведение дела в суде как самостоятельно, так и через адвоката. Статут предоставил право заниматься адвокатской деятельностью иностранцам в случаях, когда речь шла о смертной казни или лишении чести, а также ввел нормы, регламентирующие правовой статус адвоката, указывающие на его права и обязанности. Статут 1566 г. также как и Статут 1529 г. закрепил ответственность «фальшивых» и «подступных» адвокатов – «шляхтич честь тратит, а не шляхтич горло». В случае участия такого адвоката в суде, если дело было проиграно, решение суда отменялось.

Статут 1566 г. указывает на случаи обязательного или бесплатного предоставления адвоката. Так обязательным было участие адвоката по делам об унижении чести князя, по требованию тех лиц, «которые сами не могли говорить и дело свое в суде вести». По делам «убогих, сирот и вдов немаетных» адвокат назначался бесплатно (ст.31-33). Статьи 34-37 Статута 1566 г. регламентируют требования, которые предъявлялись к адвокату, к его профессиональным и человеческим качествам, определяют основы адвокатской этики и поведения в процессе, а также ответственность адвоката за ведение дел. Так, например, измена адвоката своему доверителю каралась смертью.

Статут 1588 г. требовал, чтобы обвиняемый в тяжком преступлении пользовался помощью адвоката, установил уголовную ответственность за нарушение адвокатами своих обязанностей (нарушение порядка оформления полномочий, причинение вреда доверителю, неявку в суд без уважительной причины).

В этом Статуте также установлены требования и ограничения для допуска к адвокатской деятельности. В соответствии со ст. 58 Статута адвокатами не могли быть судья, подсудок, писарь, глава администрации, а также духовные особы. Статут предусматривал действия, которые адвокат не мог совершать без согласия доверителя (ст.61): выдвигать новые требования, принимать деньги, рассчитываться по долгам.

Статут 1588 г. закончил законодательное оформление института профессиональной адвокатуры и оставался действующим законом почти до средины XIX века. Вместе с тем указаний на какую-либо организацию профессиональных адвокатов нем не содержалось.

Адвокатура в Северо-западном крае Российской империи была учреждена Судебными уставами 1864 г. и являлась прогрессивным институтом в системе юстиции того времени. Она представляла собой корпорацию лиц свободной профессии (сословие присяжных поверенных), объединенных внутренним самоуправлением в виде выборных органов - советов присяжных поверенных и внешним надзором высших судебных мест - судебных палат и Правительствующего сената. Помимо защиты по уголовным делам (в том числе по назначению суда), представительства сторон в гражданском процессе, на присяжных поверенных возлагалось оказание правовой помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.

Дореволюционные адвокаты являлись наиболее либеральной группой буржуазной интеллигенции. В состав адвокатуры входило немало передовых юристов того времени, в том числе лишенный преподавания в университетах за свои демократические взгляды наш земляк (родился в Беларуси и окончил Минскую гимназию) профессор уголовного права, «король русской адвокатуры» В.Д.Спасович. Лучшие адвокаты выступали защитниками в политических процессах. Советы присяжных поверенных поддерживали на высоком уровне требования адвокатской этики. Уголовная защита рассматривалась как общественное служение. В таком качестве дореволюционная адвокатура просуществовала до октябрьских событий 1917 г.

В советское время становление и развитие адвокатуры было сложным и противоречивым. В первые пять лет новой власти отыскивались принципиально иные формы организации уголовной защиты и оказания правовой помощи населению, что не увенчалось успехом. Общегражданская защита, коллегии правозаступников, должностная защита, осуществление функции защиты в суде в порядке обязательной трудовой повинности, бесплатные консультационные бюро при судах и уездных бюро юстиции - все эти формы организации правовой помощи населению были недостаточно эффективными и носили временный, преходящий характер.

Основополагающее значение для развития адвокатуры в Белорусской ССР имел декрет Совнаркома БССР об организации правозащиты на суде от 26 ноября 1921 г., которым для защиты интересов лиц, участвовавших в гражданских и уголовных делах, при Наркомате юстиции БССР учреждался институт правозащиты. Правозащитником мог быть всякий гражданин республики, имевший необходимую теоретическую и практическую подготовку, а также право избирать и быть избранным в Советы. Лицо, желавшее стать защитником, подвергалось испытанию комиссией, назначаемой Наркомом юстиции. Постановление комиссии о зачислении в правозаступники или об отказе в этом обжалованию не подлежало и являлось окончательным. О лицах, зачисленных в правозащитники сообщалось в печати. Защитник избирал определенное место жительства на территории республики и в своей деятельности находился под наблюдением Наркомата юстиции и местного суда.

Ряд организационных вопросов, связанных с действием института правозащиты, получил разрешение в Положении о юридических консультациях и бюро коллегии правозащитников, изданном 25 марта 1922 г. Впервые в истории Беларуси для оказания юридической помощи населению официально предусматривалось создание юридических консультаций. В Минске они были открыты при Совете народных судей, а в уездах - при народных судах.

Юридически окончательно институт адвокатуры в республике был утвержден 26 июня 1922 г. с принятием Положения об адвокатуре. Месяц спустя, 26 июля того же года, в его развитие Наркомат юстиции БССР своим постановлением утвердил Положение о коллегии защитников, подробно регламентировавшее вопросы организации и деятельности этого объединения.

Первый состав коллегии защитников был утвержден наркомом юстиции БССР 4 сентября 1922 г. по представлению городских и уездных исполкомов в числе 22 защитников. Государственное руководство коллегией защитников возлагалось на Наркомат юстиции БССР. Однако уже в октябре 1922 г. коллегия защитников передавалась в ведение Высшего суда, осуществлявшего наблюдение за ее деятельностью.

Образование адвокатуры в Белорусской ССР наряду с проведением первой кодификации права, учреждением прокуратуры и осуществлением судебной реформы имело большое политическое и правовое значение, способствовало укреплению законности, охране прав и законных интересов граждан и организаций, надлежащему осуществлению правосудия. Институт адвокатуры вместе с расширением процессуальных прав защитника и установлением случаев его обязательного участия в судебном заседании в первом Уголовно-процессуальном кодексе явился существенной гарантией права обвиняемого на защиту и правосудия в целом.

Демократические принципы организации адвокатуры (добровольность членства в коллегии, выборность ее органов самоуправления, конфиденциальность при оказании правовой помощи, общее государственное руководство), установленные первым Положением об адвокатуре, выдержали испытание временем и сохранились до наших дней.

Последующие изменения в организации коллегий защитников, были связаны с переменами в административно-территориальном делении и преобразованиями в судебной системе республики. Они были направлены на установление тесных контактов коллегии защитников с судами и местными органами власти, на улучшение обеспечения населения правовой помощью. Так, в 1925 г. Положением о судоустройстве БССР вместо существовавшей одной коллегии защитников были образованы коллегии защитников при окружных судах, созданных вместо Высшего суда. Одновременно с 1924 г. по 1938 г. действовало Всебелорусское объединение защитников, а в период между съездами - Президиум.

16 августа 1939 г. Совнарком Союза ССР утвердил Положение об адвокатуре в СССР, которым в течение более двадцати лет регулировались ее организация и деятельность в общесоюзном масштабе, в том числе и в Белорусской ССР. Коллегии защитников были преобразованы в коллегии адвокатов с усилением их автономности от государственных органов. Введены юридические консультации как единственная форма оказания правовой помощи, повышены требования к лицам, принимаемым в адвокатуру. В республике стали действовать областные коллегии адвокатов. Всебелорусское объединение защитников было упразднено.

После длительного перерыва в 1961 г. в республике вновь принимается Положение об адвокатуре, а 21 мая 1981 г. на основе Конституции БССР 1978 г. и Закона об адвокатуре в СССР 1979 г. - последнее Положение об адвокатуре в Белорусской ССР. Надо заметить, что, хотя советская адвокатура с первых дней своего существования заняла свое место в системе юстиции, ее роль в условиях тоталитарного режима, особенно в годы культа личности, недооценивалась и принижалась. Более того, было время, когда ставился и серьезно обсуждался вопрос о ее ликвидации.

В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия, проводимые в стране политические и социально-экономические преобразования, обретение республикой подлинной независимости, провозглашение строительства демократического правового государства и формирование гражданского общества обусловили необходимость внесения изменений в организацию и деятельность адвокатуры. Это нашло отражение в Концепции судебно-правовой реформы, одобренной Верховным Советом Республики Беларусь 23 апреля 1992г.