3 Адвокатура Республики Беларусь на современном этапе
Новый этап в развитии белорусской адвокатуры был открыт принятием Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре» 15 июня 1993 г. и введенном в действие с момента его опубликования.
Наша страна первая в Содружестве Независимых Государств приняла такой закон, получивший, к тому же, высокую оценку экспертов Совета Европы. В нем учтен отечественный и зарубежный опыт развития адвокатуры, достижения правовой мысли и потребность общества в расширении и качественном улучшении правозащитной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике и демократическому правовому государству. Тем самым созданы правовые основы для надлежащего функционирования этого важнейшего демократического института в условиях переходного периода.
В последнее десятилетие определенные изменения претерпела и организационная структура адвокатуры. Одной из примечательных новелл Закона об адвокатуре 1993 г. являлось введение наряду с областными, Минской городской коллегиями адвокатов, в частном порядке на добровольной основе иных адвокатских объединений (фирм, бюро, контор) и адвокатов, практикующих индивидуально. Однако, поскольку они не были поставлены в равные условия с традиционными адвокатскими объединениями, Декрет Президента Республики Беларусь от 3 мая 1997 г. приостановил, а Закон от 6 июля 1998 г. не предусмотрел их деятельность.
Вместе с тем допускается осуществление адвокатской деятельности не только в составе юридических консультаций, но и в «иных организационных формах» при условии обеспечения обязанностей, возложенных на коллегии адвокатов (их юридические консультации), в том числе по оказанию бесплатной юридической помощи, а также защиты по назначению органов, ведущих уголовный процесс.
C 6 апреля этого года вступил в действие Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь». Подготовка законопроекта осуществлялась Национальным центром законодательства и правовых исследований во взаимодействии с Министерством юстиции, иными государственными органами и организациями, а также с привлечением широкого круга представителей юридической общественности, включая адвокатов, юристов-хозяйственников, ученых-правоведов. В целях выработки конструктивной позиции по концептуальным вопросам подготовленный законопроект был вынесен на обсуждение Правового консультативного совета при Президенте Республики Беларусь – совещательного органа, созданного в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 1996 г. № 1417для обсуждения важнейших правовых проблем, а также изучения и правовой оценки проектов актов законодательства. 29 марта 2011 г. состоялось заседание названного совета, в ходе которого были принципиально одобрены подходы, заложенные в законопроекте, а также определены дальнейшие направления его доработки. По итогам указанной доработки законопроект был внесен Советом Министров Республики Беларусь в Парламент Республики Беларусь.
Закон направлен на комплексное урегулирование отношений в соответствующей сфере, в том числе на перспективное решение актуальных проблем оказания юридической помощи в Республике Беларусь и организации деятельности адвокатского сообщества.
Закон сохраняет прежний статус адвоката. Также в целом прежними остаются ограничения, при наличии которых лицо не может быть допущено к адвокатской деятельности и подходы к сдаче квалификационного экзамена. Вместе с тем, конкретизированы порядок прохождения стажировки и требования, предъявляемые к стажеру адвоката. Более того, в отличие от ранее действующего законодательства, при котором прохождение стажировки не оплачивалось, Закон предусматривает заключение со стажером адвоката срочного трудового договора и оплату труда данной категории лиц. Представляется, что закрепленная в Законе детальная регламентация механизма доступа к адвокатской профессии (порядок прохождения стажировки, сдачи квалификационного экзамена) позволит обеспечить допуск к оказанию юридической помощи только лицам, обладающим надлежащими профессиональными и моральными качествами.
Законом впервые регламентируется статус помощника адвоката. Новацией является законодательное закрепление мер, направленных на обеспечение доступности юридической помощи, в частности: установление Министерством юстиции по согласованию с Республиканской коллегией адвокатов минимальной численности адвокатов в юридических консультациях на территории административно-территориальных или территориальных единиц; возможность закрепления в трудовом договоре, заключаемом стажером с территориальной коллегией адвокатов, условия об обязанности стажера адвоката после прохождения стажировки и при условии получения лицензии отработать два года в определенной юридической консультации.
В соответствии с Законом государство обеспечивает независимость деятельности адвокатуры, устанавливая принципы адвокатской тайны и недопустимости вмешательства в профессиональную деятельность адвоката. Закон расширяет круг вопросов, входящих в предмет адвокатской тайны, а также устанавливает, что информация, составляющая адвокатскую тайну, не может быть получена от адвоката, стажеров и помощников адвоката и использована в качестве доказательств в гражданском, хозяйственном, административном и уголовном процессах.
Законом существенно расширен перечень видов юридической помощи, оказываемой адвокатами, прямо предусмотрены принципиально новые организационные формы осуществления адвокатской деятельности – адвокатское бюро и индивидуальная адвокатская деятельность. Наряду с юридическими консультациями они составят основу системы адвокатуры страны.
Существенным изменениям подвергнуты нормы, регулирующие деятельность органов адвокатского самоуправления. Законом к органам адвокатского самоуправления отнесены Республиканская и территориальные (Минская городская и областные) коллегии адвокатов. Высшим органом адвокатского самоуправления является съезд адвокатов, призванный рассматривать актуальные вопросы совершенствования адвокатуры и адвокатской деятельности.
Изменены подходы к порядку привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности. Ряд норм Закона направлен на повышение эффективности внутреннего контроля за использованием средств и имущества коллегий адвокатов. Наряду с механизмами саморегулирования и самоконтроля адвокатского сообщества в Законе закреплены полномочия Министерства юстиции Республики Беларусь как органа, реализующего государственную политику в сфере юстиции и ответственного за организацию и развитие системы юридических услуг, а также как лицензирующего органа, осуществляющего контроль за соблюдением адвокатами законодательства, лицензионных требований и условий.
В рамках реализации указанных полномочий на Министерство юстиции Законом возложена обязанность по ведению Реестра адвокатов, в который включаются сведения о получении адвокатами лицензий, создании юридических консультаций, адвокатских бюро, о приостановлении адвокатской деятельности, иная информация, связанная с деятельностью адвокатов и адвокатских образований.
Адвокатура в Беларуси прошла сложный и длительный путь развития неразрывно связанный с историей страны. При этом каждая коллегия адвокатов имеет собственную историю. Первое упоминание о Гомельской губернской коллегии адвокатов относится к 12 октября 1922 года. 3 ноября 1922 года при коллегии защитников в Гомеле открылась первая юридическая консультация. В начале 1925 года стало функционировать еще пять юридических консультаций: при Доме крестьянина, при клубе железнодорожников, при исправительном доме, при отделе охране матерей и младенцев губздрава, при шестой кавалерийской дивизии. После выделения в 1933 году из Гомельской области Полесской области с центром в городе Мозыре, произошел раздел коллегии защитников. В 1944 году при двух коллегиях работало 18 юридических консультаций, в 1954 году их стало 29. В начале 1955 года в Гомельской областной коллегии работал 61 адвокат, из них 25 в городе Гомеле.
На сегодняшний день членами Гомельской областной коллегии адвокатов являются 193 адвоката, из них 102 адвокатов работают в юридических консультациях г. Гомеля. В состав Гомельской областной коллегии адвокатов входят 25 юридических консультаций г. Гомеля и области, в том числе одна специализированная юридическая консультация по обслуживанию субъектов хозяйствования. 5 адвокатов, осуществляют адвокатскую деятельность индивидуально в составе Гомельской областной коллегии адвокатов.
Краткий исторический экскурс становления и развития адвокатуры в Республике Беларусь показывает, что прежде чем получить общественное признание и занять достойное место в системе правоохраны она прошла нелегкий, но в целом поступательный путь эволюции. На данном этапе важно сохранить и развить то ценное, что приобретено на этом пути, приумножить демократические нововведения последних лет, обеспечить полное соответствие профессиональных и этических норм адвокатской деятельности международно-правовым стандартам.
ЛЕКЦИЯ 4: ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА АДВОКАТА
Определение понятия «правовой статус адвоката»
Порядок и основания приобретения статуса адвоката
Порядок и основания приостановления и прекращения статуса адвоката
Определение понятия «правовой статус адвоката»
Рассматривая правовой статус адвоката в Республике Беларусь необходимо в первую очередь дать четкое определение понятию «адвокат». Термин, обозначающий это понятие, происходит от латинского слова «advokare» - призывать на помощь. В дореволюционной России использовалось понятие «присяжный поверенный», которым могло быть лицо, имеющее аттестат университета или другого высшего учебного заведения об окончании курса юридических наук или о сдаче экзамена по юридическим дисциплинам и стаж работы не менее пяти лет в должности позволившей приобрести практический опыт работы по судебным делам или в качестве помощника судебного поверенного.
На современном этапе развития адвокатуры существует несколько традиционных определений данного понятия.
В соответствии со ст.7 Закона, адвокатом в Республике Беларусь может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее в установленных Законом случаях стажировку и сдавшее квалификационный экзамен, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов. В данном случае говорится не о понятии «адвокат», а о том, кто может им стать, о требованиях, предъявляемых к кандидату на должность адвоката.
Вторая формулировка определяет адвоката как члена коллегии адвокатов призванного оказывать правовую помощь физическим и юридическим лицам. Однако не совсем верно определять единичный объект через совокупность таких же объектов. Кроме того, в коллегии адвокатов состоят и иные лица, не являющиеся адвокатами (помощники адвоката, технический персонал и др.) и не оказывающие правовой помощи.
В целях формирования наиболее приемлемого понятия «адвокат» можно сформулировать некоторые его признаки. Исходя из содержания ст. 7 Закона адвокат это в первую очередь квалифицированный специалист, имеющий высшее юридическое образование. Поскольку адвокат является членом коллегии адвокатов – профессиональной правозащитной корпорации, он осуществляет свою деятельность на профессиональной основе.
Следующий признак происходит от понятия «адвокатура». Главная задача адвокатуры осуществление защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц реализуется непосредственно адвокатами, поэтому правовая помощь, оказываемая адвокатом, носит правозащитный характер.
Адвокат, представляя интересы клиента вправе выступать в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях.
Исходя из перечисленных признаков, можно сформулировать следующее понятие «адвоката». Адвокат – юрист, осуществляющий профессиональную правозащитную деятельность по оказанию правовой помощи физическим и юридическим лицам, путем представления их интересов в суде и других органах и организациях.
Термин «статус» достаточно часто употребляется и в законодательстве и в юридической науке. Как правило, его применяют для характеристики того или иного субъекта правоотношений.
Этимологически слово статус (от лат. status) означает состояние, положение, правовое положение, которое определяется совокупностью прав и обязанностей лица, государственного органа, общественной организации, учреждения и т.д. Этот термин применим как к юридическим, так и к физическим лицам. В юридической литературе обычно применяют «понятие правовой статус».
Правовой статус имеет нормативный характер и определяется нормами законодательства. При этом его необходимо отличать от фактического статуса, под которым понимается положение субъекта, определяемое не только нормами права, но и другими социальными нормами, устоявшимися традициями, обычаями, сложившейся практикой общественных отношений в реальных социально-политических условиях. Фактический статус более динамичен, чем нормативный, он подвержен частым, порой незначительным изменениям. Его устойчивость во многом зависит от внешних условий, а также от степени разработанности и эффективности реализации нормативного статуса. Вместе с тем фактический статус часто задает направление изменения нормативного статуса.
Единого подхода к определению правового статуса не выработано. Одни ученые определяют правовой статус личности лишь через права и обязанности, другие добавляют гарантии, юридическую ответственность, законные интересы, гражданство, правовые принципы и др. Российский юрист профессор А.Г. Кучерена включает в элементы статуса адвоката порядок и основания приобретения и прекращения правового статуса адвоката. Однако вряд ли их стоит выделять в качестве самостоятельных элементов, это скорее процедурные моменты, и их необходимо рассматривать как предпосылки возникновения и основания прекращения статуса адвоката.
Для определения правового статуса адвоката необходимо выделить все составляющие его элементы. Анализ Закона позволяет выделить следующие процессуальные элементы правового статуса адвоката: порядок и основания приобретения статуса адвоката; порядок и основания прекращения статуса адвоката. А так же основные элементы:
права и обязанности адвоката;
гарантии адвокатской деятельности;
ответственность адвоката.
Исходя из элементов правового статуса адвоката, можно дать следующее определение: правовой статус адвоката – правовое положение адвоката, выраженное в порядке приобретения и прекращения полномочий адвоката, гарантиях его деятельности, ответственности, определяемое совокупностью правовых норм регулирующих деятельность адвоката и адвокатуры в Республики Беларусь.
Правовой статус адвоката определяет также его отношения с государством, его органами и другими лицами.
Порядок и основания приобретения статуса адвоката
Основные положения о роли адвокатов устанавливают что правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны обеспечить, чтобы адвокаты получили соответствующее образование, подготовку и знания как идеалов и этических обязанностей адвокатов, так и прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом.
Обязанностью правительств, профессиональных ассоциаций адвокатов и учебных институтов является обеспечить отсутствие дискриминации при допуске лиц к адвокатской практике или к продолжению практики по признакам расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических и иных взглядов, наличия собственности, места рождения, экономического или иного положения.
Государство посредством издания законодательных актов и закрепления в них определенных требований к юристам, а в частности к адвокатам, обеспечивают определенный уровень их квалификации.
Так в законодательстве Республики Беларусь (как и в законодательстве многих правовых государств) установлен ряд требований для лиц, желающих заниматься адвокатской деятельностью.
Лицо, занимающееся адвокатской деятельностью должно иметь не только определенный уровень знаний в области юриспруденции, профессиональный опыт, полученный за время стажировки в адвокатуре или работы по юридической специальности, но также нравственные и моральные качества, которых требует профессия адвоката.
Требования для приобретения статуса адвоката установлены статьей 7 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», согласно которой адвокатом Республики Беларусь может быть физическое лицо:
являющееся гражданином Республики Беларусь;
имеющее высшее юридическое образование;
прошедшее в установленных случаях стажировку и сдавшее квалификационный экзамен;
получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности ;
являющееся членом территориальной коллегии адвокатов.
Одним из первых и основных требований к лицам, претендующим на право занятия адвокатской деятельностью, является наличие гражданства Республики Беларусь. В соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» гражданами Республики Беларусь являются: лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу указанного Закона; лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с указанным Законом.
Законодательство ряда других государств не устанавливает такого требования для получения статуса адвоката, как наличие гражданства. Так, в Российской Федерации иностранные граждане допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено Федеральным законом. В тоже время устанавливаются ограничения деятельности иностранных адвокатов. Они могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства, и не допускаются к оказанию юридической помощи на территории России по вопросам связанным с государственной тайной.
В США суд по своему усмотрению может без экзаменов выдать лицензию на практику в качестве юридического консультанта в данном штате иностранцу, достигшему возраста старше 26 лет и отвечающему определенным требованиям. Это лицо должно иметь стаж работы адвоката в иностранном государстве не менее пяти лет, обладать необходимыми моральными качествами и намерено практиковать в данном штате в качестве юридического консультанта. В случае, если лицо, получившее лицензию на практику в качестве юридического консультанта, впоследствии будет принято в члены ассоциации юристов данного штата, лицензия юридического консультанта, выданная такому лицу, будет считаться отмененной патентом, выданным такому лицу на право осуществлять юридическую практику в качестве члена ассоциации юристов данного штата.
Установленное национальным законодательством равенство в правах и свободах граждан и иностранных граждан, лиц без гражданства не является основанием для допуска к занятию адвокатской деятельностью лиц, не имеющих гражданства Республики Беларусь.
Статья 11 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» предусматривает, иностранцы в Республике Беларусь имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для трудовой, предпринимательской и иной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Однако ст. 19 устанавливает ограничение на занятие иностранными гражданами определенных должностей. Иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.
Вместе с тем установленное национальным законодательством требование - наличие гражданства Республики Беларусь - нельзя расценивать как дискриминационное, что также отмечается в международных документах. Согласно п. 10 Основных принципов, касающихся роли юристов, правительства, профессиональные ассоциации и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики по какому-либо признаку, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.
Лицо, желающее заниматься адвокатской деятельностью, должно иметь высшее юридическое образование, подтвержденное дипломом установленного образца, полученное в любом государственном или частном вузе Республики Беларусь, имеющем соответствующее разрешение (лицензию) и прошедшем государственную аккредитацию. На территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами признаются также и дипломы о высшем юридическом образовании других государств. В Российской Федерации на ряду с обязательным требованием о наличии высшего юридического образования существует альтернативное – о наличии у лица, претендующего на занятие адвокатской деятельностью ученой степени по юридической специальности, наличие которой подтверждается диплом о присуждение ученой степени по юридической специальности.
Гражданин Республики Беларусь, намеревающийся стать адвокатом (далее претендент), обязан пройти стажировку и сдать квалификационный экзамен. До сдачи квалификационного экзамена претендент, имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет, в том числе в качестве помощника адвоката, проходит стажировку у адвоката юридической консультации, адвокатского бюро либо у адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, по направлению территориальной коллегии адвокатов от трех до шести месяцев, а претендент, не имеющий трехлетнего стажа работы по специальности, - от шести месяцев до одного года.
Так же необходимо отметить, что в стаж работы по юридической специальности, необходимый для получения специального разрешения (лицензии) на осуществление адвокатской деятельности включается работа в организациях любых организационно-правовых форм, непосредственно связанная с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка. В частности к такой работе относится работа:
секретарем суда, секретарем судебного заседания, секретарем судебной коллегии, заведующим канцелярией, стажером судьи, судебным исполнителем, консультантом суда, помощником председателя суда, судьей;
консультантом государственной нотариальной конторы, стажером государственного нотариуса, нотариусом;
стажером прокуратуры, работником прокуратуры, имеющим классный чин (воинское звание);
стажером адвоката, помощником адвоката,
юристом, юрисконсультом, руководителем юридического подразделения
риэлтером, назначенным на данную должность при наличии высшего юридического образования;
преподавателем юридических дисциплин в учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования;
научным и иным работником в научно-исследовательских учреждениях на должностях, требующих юридического образования;
по иным специалистом в государственных органах на должностях, требующих юридического образования.
В стаж работы по юридической специальности, включается также полный период учебы в аспирантуре в дневной форме обучения по специальностям юридических наук.
Порядок прохождения стажировки в Республике Беларусь регламентирован Инструкцией о порядке прохождения стажировки гражданами Республики Беларусь, намеревающимися стать адвокатами утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 3 февраля 2012 года № 35.
Основной целью стажировки является создание условий для подготовки и допуска стажеров адвоката к самостоятельной адвокатской деятельности.
Основными задачами стажировки являются:
изучение специфики профессии адвоката, организации работы территориальных коллегий адвокатов;
повышение уровня теоретических знаний и приобретение практических навыков, необходимых для осуществления адвокатской деятельности;
углубление профессиональной специализации, освоение накопленного опыта;
изучение деловых, моральных и профессиональных качеств стажера адвоката в целях определения возможности осуществления им адвокатской деятельности.
Во многих иностранных государствах требование прохождения стажировки при допуске к адвокатской деятельности является так же обязательным. Во Франции кандидат на должность адвоката должен пройти теоретический курс и практическую стажировку в течение одного года. В Германии предусмотрен срок стажировки от трех с половиной до четырех лет.
При соблюдении требований, необходимых для приобретения статуса адвоката, и при отсутствии ограничений к занятию адвокатской деятельностью претендент на получение лицензии на право занятия адвокатской деятельностью имеет все основания быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена. Следующим шагом является сдача квалификационного экзамена, которая регламентируется Инструкцией о порядке проведения квалификационного экзамена. Данная Инструкция была.
Порядок допуска к сдаче квалификационного экзамена урегулирован Инструкцией о порядке проведения квалификационного экзамена, утвержденной постановлением Министерства Юстиции Республики Беларусь от 2 февраля 2012 г.
Экзамен состоит из проверки знаний соискателей лицензии в письменной (тестирование) и устной формах. Представляется, что такая система проверки знаний, т.е. двухуровневая (устная и письменная), позволит более детально и объективно проверить знания лица, сдающего квалификационный экзамен. Экзамен может состоять из ответов на письменные и устные вопросы по материальному и процессуальному праву, в том числе с использованием билетов и тестов, решением практических задач и составлением правовых документов. Соискатели лицензии, набравшие необходимое количество правильных ответов в результате тестирования, допускаются к устному экзамену.
На основании результатов квалификационного экзамена Квалификационной комиссией принимается решение о соответствии либо несоответствии претендента лицензионным требованиям и условиям.
Претендент, в отношении которого принято решение о несоответствии лицензионным требованиям и условиям, допускается к очередной сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев.
Очередным требованием в Республике Беларусь к лицу, претендующему на занятие адвокатской деятельности, является обязательное получение специального разрешения (лицензии) на осуществление адвокатской деятельности и вступление в члены территориальной коллегии адвокатов. Лицензирование адвокатской деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, которое было утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года.
Лицензия – это специальное разрешение на осуществление определенного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.
К лицензионным требованиям и условиям относятся закрепленные в законодательстве Республики Беларусь об адвокатуре и адвокатской деятельности основания приобретения статуса адвоката, а так же требования к документам, необходимым для получения лицензии на осуществление адвокатской деятельности. Рассмотрение заявления и иные материалы о выдаче лицензии, проведение оценки соответствия возможностей соискателей лицензий лицензионным требованиям и условиям, а так же вынесение заключения о соответствии либо несоответствии возможностей соискателей лицензий лицензионным требованиям и условиям производится Квалификационной комиссией по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь.
Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии принимается Министерством юстиции на основании заключения названной Квалификационной комиссии. Получение лицензии является основанием для приема лицензиата в члены коллегии адвокатов.
Как отмечает Мартинович И. И., процедура выдачи лицензии имеет своей целью обеспечить надлежащий контроль государства за формированием адвокатуры, ее качественным составом и гарантировать квалифицированную правовую помощь.
Процедура допуска к адвокатской деятельности существует во всех странах, однако не везде существует требование о необходимости получения лицензии. Во Франции для того чтобы быть адвокатом лицензия не требуется, достаточно быть занесенным в перечень адвокатов. В России требование о том чтобы адвокаты получали лицензию не получило поддержки и не было учтено в законодательстве.
Помимо требований к адвокатам Закон устанавливает и ограничения доступа к адвокатской деятельности. В соответствии со ст. 8 Закона к адвокатской деятельности не допускаются лица: признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
ранее совершившее умышленное преступление;
исключенное (уволенное) из коллегии адвокатов, а также уволенное из правоохранительных и других органов по дискредитирующим обстоятельствам, в течение трех лет со дня принятия соответствующих решений об увольнении;
обратившееся за получением лицензии в течение одного года со дня вступления в силу принятого в отношении его либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого было зарегистрировано (учредителем или руководителем которого являлось) это физическое лицо, решения об аннулировании специального разрешения (лицензии) на осуществление частной нотариальной деятельности либо деятельности по оказанию юридических услуг соответственно;
занимавшее в период со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену до дня получения лицензии должности, время работы на которых засчитывается в стаж государственной службы.
Порядок и основания приостановления и прекращения статуса адвоката
Закон Республики Беларусь «об адвокатуре и адвокатской деятельности» наряду с порядком приобретения статуса адвоката, содержит нормы, регламентирующие порядок и основания приостановления и прекращения адвокатской деятельности.
Основным правовым последствием приостановления статуса адвоката является временный запрет на осуществление им адвокатской деятельности. Так, в соответствии со статьей 11 Закона приостановление адвокатской деятельности может иметь место только в следующих случаях:
1) Избрания адвоката в государственный орган или иную организацию на период работы на постоянной основе.
Законодательство Республики Беларусь, как и ряда других стан, содержит прямой запрет на занятие адвокатом другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. В связи с этим в качестве основания приостановления статуса адвоката специально выделяется его избрание в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной, соответственно платной, основе. Адвокаты вправе осуществлять научную или педагогическую деятельность при условии соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством об адвокатуре.
2) Призыва адвоката на военную службу.
3) Приостановления действия лицензии.
Приостановление действия лицензии адвоката осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь в случае выявления нарушений адвокатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. При выявлении таких нарушений Министерство юстиции выносит требование (предписание) об устранении нарушений законодательства с указанием строго определенного срока устранения нарушений. Данный срок не может превышать шести месяцев.
Адвокат, в отношении которого было вынесено требование (предписание) об устранении нарушений законодательства или принято решение о приостановлении действия лицензии, обязан письменно уведомить Министерство юстиции об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) или приостановление действия лицензии, с приложением документов, подтверждающих устранение этих нарушений. После получения такого уведомления Министерство юстиции назначает проведение контрольной оценки устранения нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений или приостановление действия лицензии.
Если результаты контрольной оценки свидетельствуют об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, принимается решение о возобновлении ее действия. Приостановление статуса адвоката носит временный характер. Поэтому после прекращения действия оснований, послуживших причиной его приостановления, статус адвоката подлежит возобновлению.
Адвокатская деятельность прекращается в случаях аннулирования или прекращения действия лицензии по основаниям, предусмотренным Законом и иными законодательными актами. Решение об аннулировании или прекращении действия лицензии принимается Министерством юстиции Республики Беларусь на основании заключения Квалификационной комиссии. По общему правилу действие лицензии прекращается:
по истечении срока, на который она выдана;
в случае не обращения адвоката в Министерство юстиции с заявлением о регистрации внесения в лицензию изменений и (или) дополнений в месячный срок, со дня наступления необходимости такой регистрации нарушения;
по решению лицензирующего органа либо суда о прекращении действия лицензии.
По решению Министерства Юстиции действие лицензии прекращается в случаях:
приостановления действия лицензии и не устранения адвокатом в установленный срок допущенных нарушений:
в случае смерти адвоката, признания недееспособным, ограничения его в дееспособности, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим;
на основании письменного уведомления адвоката лицензирующего органа о принятии решения о прекращении осуществления адвокатской деятельности;
при применении к адвокату дисциплинарного взыскания в виде исключения из территориальной коллегии адвокатов.
Так же действие лицензии подлежит прекращению в случае выявления Министерством юстиции повторного (в течении 12 месяцев после возобновления приостановления действия лицензии) или грубого нарушения адвокатом законодательства о лицензировании, лицензионный требований и условий. Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в данном случае являются: осуществление наличных расчетов по оплате оказываемой юридической помощи без внесения гонорара по квитанции установленного образца, зарегистрированной в государственных налоговых органах, в кассу соответствующей коллегии адвокатов;
отказ от оказания юридической помощи в случаях, когда оказание такой помощи в соответствии с законодательством является обязательным, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами.
Суд принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление адвокатской деятельности в случае принятия незаконного решения о выдаче лицензии. По решению суда действие лицензии может быть прекращено:
если Министерством юстиции было принято незаконное решение о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия;
если нарушение адвокатом лицензионных требований и условий повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде;
в случае, если адвокат препятствует проведению Министерством юстиции мероприятий по контролю за соблюдением адвокатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий.
Министерства юстиции принимает решение об аннулировании лицензии на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь.Такое решение принимается в следующих случаях, если:
лицензия была выдана на основании представленных ее соискателем недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о выдаче лицензии;
адвокат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о ее выдаче.
Сведения о прекращении статуса адвоката в Республике Беларусь направляются в пятидневный срок соответствующей территориальной коллегией адвокатов или Квалификационной комиссией в Министерство юстиции Республики Беларусь. Данные сведения включаются в Реестр адвокатов в пятидневный срок со дня их получения.
ЛЕКЦИЯ 5: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА АДВОКАТА
Права и обязанности адвоката
Гарантии адвокатской деятельности
Ответственность адвоката
- Учреждение образования
- Содержание учебного материала
- Тема 1 Понятие и система спецкурса
- Тема 2 Институт адвокатуры в Республике Беларусь
- Тема 3 Зарождение и развитие института адвокатуры
- Тема 4 Правовой статус адвоката
- Тема 5 Организационные формы деятельности адвокатуры
- Тема 6 Правовые формы деятельности адвокатуры
- Тема 7 Адвокатская этика
- Тема 8 Деятельность адвокатуры в зарубежных странах
- Краткий курс лекций
- 1. Предмет и метод спецкурса
- 2 Связь спецкурса с другими правовыми дисциплинами
- 3 Правовые основы организации и деятельности адвокатуры в Республике Беларусь
- 1 Конституционные положения о состязательности правосудия и праве на юридическую помощь
- 2 Правовая природа института адвокатуры
- 3 Принципы деятельности адвокатуры
- Лекция 3: зарождение и становление института адвокатуры
- 1 Адвокатура в античности и в средние века
- 2 Этапы создания и развития адвокатуры в Беларуси
- 3 Адвокатура Республики Беларусь на современном этапе
- 1 Права и обязанности адвоката
- 2 Гарантии адвокатской деятельности
- 3 Ответственность адвоката
- Лекция 6: организационные формы деятельности адвокатуры
- 1 Правила профессиональной этики адвоката
- 2 Правовая культура адвоката
- 3 Культура речи адвоката, речь в судебном процессе
- 1 Приобретение статуса адвоката в зарубежных странах
- 2 Формы адвокатских образований
- 3 Оказание бесплатной юридической помощи
- Планы – задания к практическим занятиям
- Тема 1 Понятие и система спецкурса
- Тема 2 Институт адвокатуры в Республике Беларусь
- Тема 3 Зарождение и становление института адвокатуры
- Тема 4 Правовой статус адвоката
- Тема 5 Организационные формы деятельности адвокатуры
- Тема 6 Правовые формы деятельности адвокатуры
- Тема 7 Адвокатская этика
- Тема 8 Деятельность адвокатуры в зарубежных странах
- Формы контроля знаний
- Рекомендуемая литература нормативные правовые акты
- Основная литература
- Дополнительная литература