1. Предмет и метод спецкурса
Нормы международного законодательства провозглашают право каждого на юридическую помощь. Стремление Республики Беларусь к установлению демократического правового государства также способствовало разработке и принятию ряда норм направленных на обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью, что в наши дни считается важным конституционным положением.
Обеспечение граждан юридической помощью является прерогативой адвокатуры. В связи с этим на адвокатов возложена обязанность оказания различных видов юридической помощи. Адвокатская деятельность в Республике Беларусь - это публичная, непредпринимательская деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Адвокатура любого государства является составной частью правовой культуры и важнейшим институтом гражданского общества, который закреплен в конституционных нормах. Актуальность изучения дисциплины обусловлена необходимостью однозначного, единого понимания и применения норм права об адвокатуре и адвокатской деятельности.
Целью дисциплины является обобщение, систематизация и углубление теоретических представлений об институте адвокатуры в Республике Беларусь, усвоение студентами порядка организации и деятельности адвокатуры в Республике Беларусь.
Задачами курса «Организация и деятельность адвокатуры» являются:
ознакомление студентов с историей возникновения и развития института адвокатуры;
усвоение содержания основных нормативных актов, регулирующих деятельность адвокатуры;
анализ и сравнение норм национального законодательства и законодательства иностранных государств об адвокатской деятельности;
формирование умений и навыков применения на практике полученных знаний.
В результате изучения дисциплины:
Студент должен знать:
историю возникновения и развитие адвокатуры;
понятие и сущность института адвокатуры;
организационно-правовые формы деятельности адвокатуры;
правовой статус адвоката;
правила профессиональной этики адвоката;
правовые и организационные вопросы деятельности адвокатуры в зарубежных странах.
Студент должен уметь:
свободно ориентироваться и анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность адвокатуры;
профессионально оценивать практику применения законодательства об адвокатуре, понимать тенденции развития;
находить наиболее рациональные подходы для разрешения проблемных ситуаций;
использовать полученные знания для аргументации своей профессиональной, научной или общественной позиции в конкретных ситуациях;
формулировать предложения по совершенствованию национального законодательства, исходя из положительного опыта зарубежных стран.
Студент должен владеть:
кругом проблем, относящихся к сфере профессиональной деятельности;
навыками анализа ситуаций, связанных с применением норм права.
Предмет спецкурса – теории, представления и идеи об адвокатуре и адвокатской деятельности, об их возникновении, существовании и развитии. К предмету спецкурса относится изучение правовых норм регулирующих организацию и деятельность адвокатуры и адвокатской деятельности:
теоретические проблемы, понятийный аппарат
практика применения законодательства
история возникновения и развития адвокатуры
специфика статуса адвоката
непосредственно сам институт адвокатуры.
Метод правового воздействия в сфере адвокатуры – представляет собой совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами правоотношений.
Помимо общетеоретических и логических методов в изучении спецкурса могут быть выделены и частные (конкретные) методы: формально - юридический сравнительно – правовой, статистический, социологический и др.
Императивные обвязывания и запреты применяются: для обеспечения гарантий независимости, для обеспечения государственного контроля (за качеством оказания услуг, обеспечением бесплатной юридической помощи).
Диспозитивный метод обусловлен тем что: адвокатура независимый институт гражданского общества, адвокатская деятельность часто реализуется в сфере частного права (свобода договора, обращаться к адвокату или нет, к какому).
- Учреждение образования
- Содержание учебного материала
- Тема 1 Понятие и система спецкурса
- Тема 2 Институт адвокатуры в Республике Беларусь
- Тема 3 Зарождение и развитие института адвокатуры
- Тема 4 Правовой статус адвоката
- Тема 5 Организационные формы деятельности адвокатуры
- Тема 6 Правовые формы деятельности адвокатуры
- Тема 7 Адвокатская этика
- Тема 8 Деятельность адвокатуры в зарубежных странах
- Краткий курс лекций
- 1. Предмет и метод спецкурса
- 2 Связь спецкурса с другими правовыми дисциплинами
- 3 Правовые основы организации и деятельности адвокатуры в Республике Беларусь
- 1 Конституционные положения о состязательности правосудия и праве на юридическую помощь
- 2 Правовая природа института адвокатуры
- 3 Принципы деятельности адвокатуры
- Лекция 3: зарождение и становление института адвокатуры
- 1 Адвокатура в античности и в средние века
- 2 Этапы создания и развития адвокатуры в Беларуси
- 3 Адвокатура Республики Беларусь на современном этапе
- 1 Права и обязанности адвоката
- 2 Гарантии адвокатской деятельности
- 3 Ответственность адвоката
- Лекция 6: организационные формы деятельности адвокатуры
- 1 Правила профессиональной этики адвоката
- 2 Правовая культура адвоката
- 3 Культура речи адвоката, речь в судебном процессе
- 1 Приобретение статуса адвоката в зарубежных странах
- 2 Формы адвокатских образований
- 3 Оказание бесплатной юридической помощи
- Планы – задания к практическим занятиям
- Тема 1 Понятие и система спецкурса
- Тема 2 Институт адвокатуры в Республике Беларусь
- Тема 3 Зарождение и становление института адвокатуры
- Тема 4 Правовой статус адвоката
- Тема 5 Организационные формы деятельности адвокатуры
- Тема 6 Правовые формы деятельности адвокатуры
- Тема 7 Адвокатская этика
- Тема 8 Деятельность адвокатуры в зарубежных странах
- Формы контроля знаний
- Рекомендуемая литература нормативные правовые акты
- Основная литература
- Дополнительная литература