3 Правовые основы организации и деятельности адвокатуры в Республике Беларусь
В соответствии со ст. 1 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» адвокатская деятельность - юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами в порядке, предусмотренном Законом, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, а также государству (далее, если не предусмотрено иное, - клиенты) в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Адвокатская деятельность – это публичная, непредпринимательская деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи. К отличительным признакам адвокатской деятельности можно отнести:
цель осуществления адвокатской деятельности
публичный характер (защита прав и свобод одна из основных функций государства)
законность, независимость, профессионализм
сфера осуществления (суд, государственные органы)
содержание – осуществление действий предусмотренных законом (права и обязанности адвоката)
специальный субъект
Законодательство об адвокатуре в Республике Беларусь состоит из КонституцииРеспублики Беларусь, Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон) и других нормативных правовых актов.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, то применяются правила международного договора.
Права и обязанности адвокатов при оказании юридической помощи по уголовным, гражданским делам, делам, возникающим из хозяйственных (экономических) споров, и делам об административных правонарушениях регламентируются также соответствующими законодательными актами.
Общественные отношения, регулируемые законодательством об адвокатуре:
отношения, связанные с организацией деятельности адвокатуры и управлением ею со стороны государства (данная группа отношений вытекает из публично-правового характера деятельности адвокатуры: определение правовых основ деятельности адвокатуры, материально-техническое и финансовое руководство, государственный контроль – требования к кандидатам, лицензирование)
отношения, складывающиеся в процессе внутреннего управления адвокатурой, в ходе реализации принципа на самоуправление
отношения, складывающиеся при осуществлении адвокатской деятельности (выполнение задач адвокатуры).
Действие Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь»не распространяется на юридическую помощь, оказываемую в рамках своей деятельности:
работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками государственных органов;
лицами, осуществляющими деятельность по оказанию юридических услуг на основании специальных разрешений (лицензий);
нотариусами, временными (антикризисными) управляющими, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат;
инвестиционными агентами;
торгово-промышленной палатой в области правового обеспечения внешнеэкономической деятельности;
работниками риэлтерских и аудиторских организаций, аудиторами индивидуальными предпринимателями;
общественными объединениями потребителей;
органами и лицами, осуществляющими представительство в случаях, установленных законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Международное законодательство об адвокатуре
Среди рассматриваемых документов особое место занимает Устав ООН, принятый 26 июня 1945 г. Он провозгласил право людей различных наций без разделения по признакам пола, языка, религий на создание условий, в которых бы уважались права человека и соблюдалась законность.
В декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой утверждались принципы равенства всех перед законом, вводились презумпция невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела в суде и, самое главное, гарантии защиты, что очень важно для деятельности национальных адвокатур в разных странах.
Следующим по значению документом стал Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в Нью-Йорке 19 декабря 1966 г. Этот Пакт подтвердил основные положения предыдущих документов и детализировал их.
Во-первых, он утверждал право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
Во-вторых, каждому арестованному при аресте должны быть сообщены причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение.
В-третьих, каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке должно доставляться к судье или к другому должностному лицу, которому по закону принадлежит право осуществлять судебную власть. Арестованные или задержанные имеют право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение.
При этом содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки в суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора. И в заключение, каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой. Последний пункт должен напоминать власти об ответственности за незаконные и необоснованные аресты.
Следующим по значению стал документ, принятый в 1950 г. в Риме. Он назывался Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В ней, в частности, подтверждалось право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе, как в определенных случаях в порядке, установленном законом. Конвенция провозгласила, что каждый обвиняемый в совершенном преступлении имеет следующие права:
а) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного обвинения;
б) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;
в) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, получить за щитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия.
В декабре 1988 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был утвержден «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме». В соответствии с этим Сводом принципов, любое задержанное лицо имеет право на получение юридической помощи со стороны адвоката. Вскоре после ареста оно информируется компетентным органом о своем праве, и ему предоставляются разумные возможности для осуществления этого права.
Если задержанное лицо не имеет адвоката по своему выбору, оно во всех случаях имеет право воспользоваться услугами адвоката, назначенного для него судебным или иным органом, без оплаты его услуг, если это лицо не располагает достаточными денежными средствами. Следующий принцип состоит из пяти пунктов: предусматривается право задержанного или находящегося в заключении лица связываться и консультироваться с адвокатом (п. 1);
задержанному или находящемуся в заключении лицу должны быть предоставлены необходимое время и условия для проведения консультаций со своим адвокатом;
право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда по мнению судебного или иного органа это необходимо для поддержания безопасности и порядка;
свидания задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть их, но не слышать;
связь задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом не может использоваться как свидетельство против обвиняемого или находящегося в заключении лица, если она не имеет отношения к совершаемому или замышляемому преступлению.
Сами юристы не стоят в стороне от этого процесса. На VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.) были приняты основные принципы, касающиеся роли юристов. Эти принципы сформулированы и в ряде положений, которые страны-участники должны выполнять. Эти положения касаются:
доступа к юристам и юридическим услугам;
специальных гарантий в вопросах уголовного правосудия;
квалификации и подготовки кадров;
функций и обязанностей;
гарантий в отношении выполнения юристами своих обязанностей;
свободы убеждений и ассоциаций;
профессиональных ассоциаций юристов;
дисциплинарных мер, принимаемых в случае ненадлежащего выполнения юристами своих обязанностей.
В августе 1990 г. в Нью-Йорке на VIII Конгрессе ООН были приняты основные положения о роли адвокатов.
В феврале 1996 г. Комитет министров Совета Европы принял Резолюцию «О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам»(18.02.1996. № 76). Цель принятия этого документа — устранить препятствия экономического характера для доступа к правосудию неимущих и малоимущих. Эта Резолюция рекомендует правительствам предоставлять юридическую помощь всем на тех же условиях, что и своим гражданам.
Регламент Европейского суда по правам человека, принятый 4 ноября 1998 г., содержит положение, согласно которому каждая сторона имеет право получить помощь от советников и адвокатов.
Перечисленные документы в настоящее время являются правовой основой для создания национального законодательства.
ЛЕКЦИЯ 2: ИНСТИТУТ АДВОКАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1 Конституционные положения о состязательности правосудия и праве на юридическую помощь
2 Правовая природа института адвокатуры
3 Принципы деятельности адвокатуры
- Учреждение образования
- Содержание учебного материала
- Тема 1 Понятие и система спецкурса
- Тема 2 Институт адвокатуры в Республике Беларусь
- Тема 3 Зарождение и развитие института адвокатуры
- Тема 4 Правовой статус адвоката
- Тема 5 Организационные формы деятельности адвокатуры
- Тема 6 Правовые формы деятельности адвокатуры
- Тема 7 Адвокатская этика
- Тема 8 Деятельность адвокатуры в зарубежных странах
- Краткий курс лекций
- 1. Предмет и метод спецкурса
- 2 Связь спецкурса с другими правовыми дисциплинами
- 3 Правовые основы организации и деятельности адвокатуры в Республике Беларусь
- 1 Конституционные положения о состязательности правосудия и праве на юридическую помощь
- 2 Правовая природа института адвокатуры
- 3 Принципы деятельности адвокатуры
- Лекция 3: зарождение и становление института адвокатуры
- 1 Адвокатура в античности и в средние века
- 2 Этапы создания и развития адвокатуры в Беларуси
- 3 Адвокатура Республики Беларусь на современном этапе
- 1 Права и обязанности адвоката
- 2 Гарантии адвокатской деятельности
- 3 Ответственность адвоката
- Лекция 6: организационные формы деятельности адвокатуры
- 1 Правила профессиональной этики адвоката
- 2 Правовая культура адвоката
- 3 Культура речи адвоката, речь в судебном процессе
- 1 Приобретение статуса адвоката в зарубежных странах
- 2 Формы адвокатских образований
- 3 Оказание бесплатной юридической помощи
- Планы – задания к практическим занятиям
- Тема 1 Понятие и система спецкурса
- Тема 2 Институт адвокатуры в Республике Беларусь
- Тема 3 Зарождение и становление института адвокатуры
- Тема 4 Правовой статус адвоката
- Тема 5 Организационные формы деятельности адвокатуры
- Тема 6 Правовые формы деятельности адвокатуры
- Тема 7 Адвокатская этика
- Тема 8 Деятельность адвокатуры в зарубежных странах
- Формы контроля знаний
- Рекомендуемая литература нормативные правовые акты
- Основная литература
- Дополнительная литература