logo search
Пушкина Татьяна / 25784

4. Контроль и надзор в государственном управлении

Одним из важных принципов государственного управления является принцип законности. Этот принцип закреплен в ст. 15 Конституции РФ и его сущность состоит в строгом и неуклонном соблюдении законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.  К принципам законности относятся: верховенство закона; единство законности; недопустимость противопостовления законности и целесобразности; реальность законности; гласность законности. Государство обеспечивает гарантии соблюдения законности (политические, правовые, организационные). Однако гарантии не всегда способны сами по себе обеспечить тот или иной закон.Закон только тогда живёт, когда он выполняется. Следовательно, кроме гарантий необходимо установление государственно-правового режима, с тем, чтобы каждый орган государства, должностное лицо, гражданин неуклонно соблюдали законы. Для этого государство использует ряд способов обеспечения законности и образовало специальные органы, которые следят за точностью исполнения законов. Рассмотрим некоторые из них:

Среди способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контролю. В целях обеспечения нормальной и законной деятельности аппарата государственного управления применяются следующие виды контроля:

- государственный контроль;

- общественный контроль;

- судебный контроль.

Государственный контроль, исходя из принципа разделения властей, осуществляется органами законодательной и исполнительной властей с учетом разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить:

1. Контроль Президента Российской Федерации.

2. Контроль органов законодательной власти.

3. Контроль органов исполнительной власти.

Общественный контроль.

Согласно ст. 32 Конституции граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. И теоретически и практически это предполагает общественный контроль над органами государственного управления, за деятельностью государственного аппарата и их должностных лиц.

Субъектами такого контроля являются общественные объединения граждан, политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы, а также граждане как частные лица. Все эти субъекты выступают от имени общественности, а не государства. Поэтому их полномочия, как правило, лишены юридически властного характера. Для данного контроля характерно предупреждение нарушений законности, поэтому решения общественных организаций по результатам проверок носят, как правило, рекомендательный характер.

Судебный контроль.

Основной функцией всей системы судебных органов является реализация задач правосудия. Оно осуществляется субъектами судебной власти в процессе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции Российской Федерации).

Осуществляя правосудие, суды обеспечивают охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов, тем самым способствуя укреплению законности.

Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит в его правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин их порождающих, принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в привлечении виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации. Его правовой статус определен ст. 125 Конституцией РФ, Законом Российской Фтерацим от 24.06.94 "О Конституционном Суде Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела в соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, обеих палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Государственным органам, судам, общественным организациям принадлежит важная роль в обеспечении законности в государственном управлении, которая осуществляется путем восстановления нарушенного права и наказания виновного.