logo search
Гуров

Россия в эпоху Ивана Грозного: Опричнина: причины, сущность, последствия. Оценка опричнины в отечественной историографии.

Иван 4, борясь с мятежниками и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-кнажеская оппозиция и боярские привилегии. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, привели к установлению опричнины. Стремясь к укреплению совей единоличной власти Иван 4 осуществил своего рода политический переворот. Забрав с собой царскую казну, Иван 4 выехал в свою летнюю резиденцию – Александрову слободу. Оттуда он прислал в Москву грамоты с заявлением, что отрекается от царства, так как его духовные и светские советники не желают добросовестно помогать ему в управлении государством и не позволяют наказывать виновных, поэтому он не может успешно защитить «православное христианство» от внешних врагов. Советники были вынуждены поехать в слободу и просить царя вернуться на царство и править им так, как он считает нужным. С этого момента в стране установился новый политический порядок. Страна была разделена на две части – своего рода личные владения царя, получившие название «опричнина» и остальная территория названная «земщиной». Раздел страны сопровождался разделением на две части и дворянского сословия. Раскол дворянского сословия был необходим Ивану 4, чтобы обеспечить опору для проведения своей политики. Переселяясь на территорию царского «удела», опричники должны были оставить свои поместья в земских уездах, но могли за собой сохранять вотчины. Что касается бояр и детей боярских, то при переселении они теряли свои прежние владения. С самого начала неотъемлемой частью опричного порядка стал террор, который должен был в зародыше подавить возможное недовольство. Установленный порядок давал царю возможность лишать родовой собственности и отправлять в новые владения в незнакомые места тех отдельных людей или целые группы, кого Иван 4 считал опасным для своей власти.