Образование Золотой Орды (территория, население и социально-экономический строй, государственная власть, религия, русская церковь и ордынские ханы).
На протяжении первого столетия своего существования Золотая Орда была одним из улусов Великой Монгольской империи. Применение основных принципов монгольского правления в Золотой Орде обусловливалось географическим положением, этническим составом населения и духовной атмосферой на той или иной территории.
Ханство кипчаков, знакомое нам, как Золотая Орда, являлось лишь частью более крупного политического организма, известного как Улус Джучи. Центром улуса Джучи стал г. Сарай в низовьях Волги. Золотая орда занимала обширную территорию – от Дуная до впадения Тобола в Иртыш и низовьев Сыр-Дарьи, включая Кавказ, Крым до Дербента.
Монголы составляли национальное меньшинство в золотоордынском обществе. Большей частью населения в Орде были тюрки. С религиозной точки зрения, распространение ислама как среди монголов, так и среди тюрков в Орде стало фактором огромной важности. Постепенно мусульманские институты утвердились наряду с монгольскими.
Большинство монголов Золотой Орды были выходцами из того четырехтысячного войска, которое было передано Джучи Чингисханом; они относились к племенам Хушин, Кыйят, Кынкыт и Сайджут. Вдобавок, были также и мангкыты, но они составляли отдельную орду. Тюрки были признаны полноправными членами степного общества. В западной части Золотой Орды тюркский элемент был представлен кипчаками (половцами), а также остаточной частью хазар и печенегов. К востоку от среднего течения Волги, в бассейне реки Кама, жили оставшиеся булгары и полутюркизированные угры (башкиры). К востоку от нижней Волги мангкыты (ногаи) и другие монгольские кланы правили рядом тюркских племен, таких, как кипчаки и огузы, большинство из которых смешалось с иранскими аборигенами. На более низком политическом уровне, чем тюрки, находились русские, аланы и черкесы с предоставленными им слободами в городе Сарае. Племена финно‑угорского происхождения, такие, как черемисы, мордва и мещера, жили в бассейне нижней Оки, а много итальянцев и греков — в Крыму и на Азовском море.
С экономической точки зрения Золотая Орда представляла собой симбиоз кочевого и оседлого населения. Южнорусские и северокавказские степи предоставляли монголам и тюркам обширные пастбища для табунов и скота. С другой стороны, некоторые части этой территории на периферии степей использовались также для выращивания зерновых. Страна булгар в районе средней Волги и Камы была также сельскохозяйственной с высокоразвитым земледелием; и, конечно, Западная Русь (Украина) и южные княжества Центральной и Восточной Руси, особенно Рязань, производили зерно в изобилии. Города играли роль первостепенной важности в развитии золотоордынской торговли. Сложный экономический организм Орды был сориентирован на международную торговлю, и как раз от нее ханы и вельможи получали большую долю своего дохода. Ввиду того, что торговля играла важную роль в экономике Золотой Орды, было вполне естественно, что купцы, в особенности имевшие выход на заграничные рынки, пользовались большим уважением со стороны хана и вельмож.
Основную часть городского населения составляли ремесленники и самые разнообразные работники. Немногое известно о положении крестьян в земледельческих районах Золотой Орды. Они упоминаются в ярлыке Тимур‑Кутлуга как сабанчи (пахари) и уртакчи. Последние были издольщиками. Крестьян, вероятно, сильно отягощали налоги, но в некоторых случаях, видимо, они с выгодой пользовались своим положением, если были приписаны к поместью с гарантированной неприкосновенностью. Однако в этом случае, без сомнения, на них налагались различные поместные обязанности. Некоторые крестьяне, видимо, были свободными людьми — потомками военнопленных, осевших на земле. Обычно военнопленных обращали в рабов, но если они были умелыми мастеровыми, то, как упоминалось выше, их реквизировал хан. С остальными завоеватели могли делать все, что пожелают: использовать на работе у себя в доме или продать. Для итальянских, как и для мусульманских купцов, торговля рабами была прибыльным делом.
Золотой Ордой правила ветвь Джучидов из дома Чингисхана. Юридически, вплоть до падения Монгольской империи, хан Золотой Орды являлся вассалом великого хана, и он был также в определенном смысле пайщиком имперского концерна, поскольку имел уделы в других улусах. Хан избирался региональным курултаем. Как и в других монгольских государствах, женщины, принадлежавшие к правящему клану — хатун — играли активную роль в политической жизни. Не менее важным был и тот факт, что каждый член правящего дома, включая женщин, получал удел, независимый от общего государственного управления.
Ниже князей находились те, кого можно назвать монгольскими и тюркскими вельможами: первоначально именовавшимися нойонами (монгольский термин), а позднее — беками (тюркский термин); а также высшие управленческие и судебные чиновники. Многим из них давались земельные наделы. Владелец такого надела назывался даркханом.
Организация армии в Золотой Орде строилась в основном по монгольскому типу, установленному Чингисханом, с десятичным разделением. Армейские части группировались в два основных боевых порядка: правое крыло, или западная группа и левое крыло, или восточная группа. Центр, по всей вероятности, составляла гвардия хана под его личным командованием. За каждым большим армейским подразделением был закреплен букаул.
Для сбора налогов и других целей военной администрации помогал целый ряд штатских чиновников. Важным чиновником был государственный таможенный инспектор, которого называли «даруга ». В обязанности даруги входило наблюдение за сбором налогов и учет количества собранного.
Вся система администрации и налогообложения контролировалась центральными правлениями (диванами ). В каждом из них дело, фактически, вел секретарь (битикчи ). Главный битикчи заведовал ханским архивом. Иногда хан доверял общий надзор над внутренней администрацией особому чиновнику, которого арабские и персидские источники, говоря о Золотой Орде, называют «визирем».
- Образование монгольского государства и его завоевательная политика.
- «Батыево нашествие»: (география и хронология, характер завоевания).
- Образование Золотой Орды (территория, население и социально-экономический строй, государственная власть, религия, русская церковь и ордынские ханы).
- Установление Золотоордынского ига (сущность и формы существования) .
- Александр Невский.
- Последствия «Батыева нашествия» и его оценка в отечественной историографии.
- Орденская экспансия в Прибалтике и ее последствия.
- Социально-экономическое развитие земель Северо-Восточной Руси после «Батыева нашествия» и его особенности.
- Политические центы объединения русских земель. Причины возвышения Москвы. Борьба Москвы и Твери за политическое лидерство в Северо-Восточной Руси.
- Смоленское, Суздальско-Нижегородское, Ростовское, Ярославское, Рязанское княжества и их возможности в объединении Северо-Восточной Руси.
- Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение.
- Сказание о «Мамаевом побоище» и «Задонщина»: общая характеристика.
- Внутренняя и внешняя политика Василия I. Слияние княжеств Владимирского и Московского.
- Феодальная война второй четверти XV века и кризис московской династии.
- Русская православная церковь в XII-XV вв., ее роль в объединительном процессе.
- Русская православная церковь и еретические движения в XIV-XV вв. (стригольники, ересь «жидовствующих»).
- От литовского государства к Великому княжеству Литовскому, Русскому и Жемайтийскому.
- Особенности социально-политического строя и административного устройства Великого княжества Литовского Русского и Жемайтийского.
- Кревская уния 1385г. И ее последствия в развитии западнорусских земель.
- Происхождение и сущность термина «Российское централизованное государство» в отечественной историографии.
- Правление Ивана III: Территориально-политическое объединение Северо-Восточной Руси.
- Правление Ивана II: Реформы и укрепление власти.
- Международное положение и внешняя политика России в 60-80-х гг. XVв.
- Теория «Москва – Третий Рим» в общественной и церковной жизни России конца XV - XVI вв.
- Особенности геополитического положения Русских земель в XV-середине XVI вв.
- Основные направления развития сельского хозяйства в XV – середине XVI вв.
- Развитие русских городов. Роль городов в XV – середине XVI вв.
- Положение российской знати в XV – середине XVI вв.
- Судебники 1497 и 1550 годов как памятники русского права.
- Церковь в политической борьбе на рубеже XV-XVI вв. (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Иосиф Волоцкий: иосифляне и нестяжатели. Собор 1503 г. И его значение).
- Тюркские государственные образования на восточных окраинах России XV-первой половины XVI вв.: Казанское, Астраханское и Сибирское ханства.
- Основные черты русской государственности в начале XVI в.
- Россия в эпоху Ивана Грозного. Оценка личности и государственной деятельности царя в отечественной историографии.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Реформы 50-х годов как способ централизации.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Внешняя политика как начало имперского периода Российской истории.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Ливонская война, ее этапы и результаты.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Опричнина: причины, сущность, последствия. Оценка опричнины в отечественной историографии.
- Влияние золотоордынского владычества на русскую культуру и язык.
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (развитие научных знаний и образования).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (общественная мысль и публицистика).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (архитектура и изобразительное искусство).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (повседневная жизнь русских людей).