Русская культура второй половины XII-XVI вв. (общественная мысль и публицистика).
После монголо-татарского нашествия тема борьбы с ненавистной Ордой становится ведущей в устном народном творчестве. Старые персонажи в новых редакциях былин, новых былинах спасают Киев от ордынских туменов (былина об Илье Муромце и Калине-царе), избивают ордынских придворных (былина о женитьбе князя Владимира), побеждают ордынцев в состязаниях (былина о Добрыне и Василии Казимировиче). Герои былин отказываются везти в Орду дань, как приказывает князь Владимир. Илья Муромец, выходец из народа, выражает в былинах его интересы, прежде всего русского крестьянства.
В текстах конца XV—XVI в. Добрыня Никитич не только не везет дань Батуру Батвесову, но требует от него платить дань Руси — так изменилась обстановка после 1480 г ., когда Русь окончательно сбросила ордынское иго.
Та же антиордынская тема разрабатывается в литературе XIV—XV вв. С нею тесно связана другая — тема киевского и владимирского наследия, необходимости объединения русских земель.
После Батыева нашествия составляются повести и сказания — о разорении Рязани, Евпатии Коловрате и мн. др.; позднее — о Куликовской битве («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и пр.), нашествии Тохтамыша на Русь в 1382 г . Эти и многие иные сочинения включают в летописные своды. Летописание, после спада второй половины XIII в., набирает силы в XIV в., особенно в XV в. Своды, в начале которых обычно помещают «Повесть временных лет» и тем самым подчеркивают идею преемственности в развитии Руси, ее культуры с киевских времен, составляются в разных центрах. Постепенно на первое место в области летописания, да и культуры в целом, выдвигается Москва. Первые летописные своды возникают здесь в XIV в. А в начале следующего столетия составляется большой свод при митрополите Киприане. За ним следует вереница сводов XV—XVI вв. — от свода митрополита Фотия до больших сводов времени Ивана III, Василия III и Ивана IV. Эту работу, колоссальную по объему и значению, венчает Лицевой свод — та же Никоновская летопись, дополненная 16 тыс. миниатюр! Они сопровождают текст с древнейших времен до Ивана Грозного; рисунки, продолжая традиции более ранних лицевых сводов и будучи основанными на них, — своего рода «окно в прошлое» Руси, России.
Враждебные по отношению к Москве позиции отразили некоторые летописи Твери, Новгорода Великого и др.
«Жития» князей, иерархов церкви, причисленных к лику святых, прославляют их деятельность (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.). Для «житийной» литературы характерны панегирический стиль, торжественный, порой тяжеловесный язык. В то же время в ней встречаются живые, реалистические описания жизни монастырей, их обитателей.
Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников образованные русские люди черпали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля, Менандра и других мудрецов, писателей.
В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XIV—XVI вв. (они не сохранились, их содержание реконструируют по сочинениям оппонентов—ортодоксов, постановлениям церковных Соборов) проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви, ненужности церковных таинств (причастие и пр.). икон. Оспаривали они тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Писали о равенстве людей, народов, вер.
Примечательная черта XVI в. в области литературы — расцвет публицистики. Авторы слов, посланий, поучений, трактатов развивают идеи централизации, усиления великокняжеской, царской власти, роли церкви, о положении крестьянства и др. Максим Грек и князь Вассиан Патрикеев, из нестяжателей, обличают монастыри за жажду накопительства, ростовщичество, спекуляцию хлебом и прочие грехи.
В середине и третьей четверти столетия выступает со своими сочинениями целая плеяда публицистов. И.С. Пересветов осенью 1549 г . подал предложения о проведении реформ молодому царю Ивану IV Грозному. Изложены они в форме челобитных и сказаний о взятии Магмет-салтаном Царьграда.
Мысли о сильной самодержавной власти, централизации характерны для ряда летописных, повествовательных памятников: Летописца начала царства царя Ивана Васильевича (50-е годы), Лицевого свода (60—70-е годы), «Степенной книги» (1562—1563 гг., вышла из кружка митрополита Макария), Казанской истории (60-е годы). Макарий и его книжники составили «Великие Четьи-Минеи» — грандиозный свод из «житий» русских святых, богословских сочинений, церковных уставов.
Несомненно, самые выдающиеся публицисты опричной поры — не кто иной, как сам царь Иван Грозный и его оппонент князь Андрей Михайлович Курбский. Первый из них в послании ко второму защищает незыблемые, с его точки зрения, устои «самодержавства», по существу — деспотии восточного склада. Князь, бежавший из России в Литву от репрессий, развязанных мнительным и жестоким царем, разоблачает его поведение, террористические методы правления в целом. Царь, упрекая Курбского за измену, исходит из принципа: миловать, мол, своих подданных-холопов царь волен, да и казнить тоже. Его оппонент, не приемля царской «лютости», считает, что монарх должен править вместе с «мудрыми советниками», слушать их, а не быть неограниченным самовластцем-тираном.
С осуждением говорится о действиях Василия III в пору окончательного присоединения Пскова к России (1510) в Летописном своде 1567 г . Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря; об опричниках-душегубах — в новгородских летописях (например, о погроме Новгорода в 1570 г .).
Патриотизмом и гордостью пронизана «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков» (1580-е годы, автор — Василий, псковский иконописец). В самом конце века появляются повести о царе Федоре Ивановиче (автор одной из них — патриарх Иов).
- Образование монгольского государства и его завоевательная политика.
- «Батыево нашествие»: (география и хронология, характер завоевания).
- Образование Золотой Орды (территория, население и социально-экономический строй, государственная власть, религия, русская церковь и ордынские ханы).
- Установление Золотоордынского ига (сущность и формы существования) .
- Александр Невский.
- Последствия «Батыева нашествия» и его оценка в отечественной историографии.
- Орденская экспансия в Прибалтике и ее последствия.
- Социально-экономическое развитие земель Северо-Восточной Руси после «Батыева нашествия» и его особенности.
- Политические центы объединения русских земель. Причины возвышения Москвы. Борьба Москвы и Твери за политическое лидерство в Северо-Восточной Руси.
- Смоленское, Суздальско-Нижегородское, Ростовское, Ярославское, Рязанское княжества и их возможности в объединении Северо-Восточной Руси.
- Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение.
- Сказание о «Мамаевом побоище» и «Задонщина»: общая характеристика.
- Внутренняя и внешняя политика Василия I. Слияние княжеств Владимирского и Московского.
- Феодальная война второй четверти XV века и кризис московской династии.
- Русская православная церковь в XII-XV вв., ее роль в объединительном процессе.
- Русская православная церковь и еретические движения в XIV-XV вв. (стригольники, ересь «жидовствующих»).
- От литовского государства к Великому княжеству Литовскому, Русскому и Жемайтийскому.
- Особенности социально-политического строя и административного устройства Великого княжества Литовского Русского и Жемайтийского.
- Кревская уния 1385г. И ее последствия в развитии западнорусских земель.
- Происхождение и сущность термина «Российское централизованное государство» в отечественной историографии.
- Правление Ивана III: Территориально-политическое объединение Северо-Восточной Руси.
- Правление Ивана II: Реформы и укрепление власти.
- Международное положение и внешняя политика России в 60-80-х гг. XVв.
- Теория «Москва – Третий Рим» в общественной и церковной жизни России конца XV - XVI вв.
- Особенности геополитического положения Русских земель в XV-середине XVI вв.
- Основные направления развития сельского хозяйства в XV – середине XVI вв.
- Развитие русских городов. Роль городов в XV – середине XVI вв.
- Положение российской знати в XV – середине XVI вв.
- Судебники 1497 и 1550 годов как памятники русского права.
- Церковь в политической борьбе на рубеже XV-XVI вв. (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Иосиф Волоцкий: иосифляне и нестяжатели. Собор 1503 г. И его значение).
- Тюркские государственные образования на восточных окраинах России XV-первой половины XVI вв.: Казанское, Астраханское и Сибирское ханства.
- Основные черты русской государственности в начале XVI в.
- Россия в эпоху Ивана Грозного. Оценка личности и государственной деятельности царя в отечественной историографии.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Реформы 50-х годов как способ централизации.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Внешняя политика как начало имперского периода Российской истории.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Ливонская война, ее этапы и результаты.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Опричнина: причины, сущность, последствия. Оценка опричнины в отечественной историографии.
- Влияние золотоордынского владычества на русскую культуру и язык.
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (развитие научных знаний и образования).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (общественная мысль и публицистика).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (архитектура и изобразительное искусство).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (повседневная жизнь русских людей).