Русская православная церковь и еретические движения в XIV-XV вв. (стригольники, ересь «жидовствующих»).
Деятельность русских еретиков, представителей реформационного движения появляется во второй половине XIV века в Новгородско-Псковской земле. Их выступление имело общерусское значение. Именно в это время резко усиливается монастырская колонизация — Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевской обители, его ученики и последователи в разных концах Руси осваивают новые земли. Их активно поддерживает митрополит Алексий. В те времена монастыри имели особножитный устав; в них среди монахов большинство составляли вкладчики (князья, бояре, епископы), которые, продолжая оставаться собственниками, имели личное имущество, распоряжались им по своему усмотрению, часто вели праздный, роскошный образ жизни. Тунеядство, стяжательство, недостойный, почти «мирской» образ жизни таких монахов вызывали резкое осуждение прихожан. В той же второй половине века церковные власти проводят важную реформу — превращают монастыри в общежитные: в них исчезает частная собственность монахов, провозглашается их равенство; все одинаково должны были соблюдать дисциплину, вести нравственный образ жизни. Тот же Сергий, как пишет в его житии Епифаний Премудрый, «заповедал» (запретил) своим монахам < обирать милостыню по «весям» и «селам», велел всем им грудиться на себя и обитель. Вызвал тем самым сильное недовольство своих подчиненных. Реформа привела к замене личного стяжания коллективным, но, несомненно, укрепила монастырскую организацию, способствовала росту монастырского землевладения и политической централизации Руси. Среди прочих причин проведения реформы немаловажное место занимало народное недовольство монастырями, неправедной жизнью монахов.
В этом же русле общественных настроений шло формирование еретических движений, направленных против официальной православной церкви. Первым из них была ересь стригольников. Она прямо выросла из антицерковных настроений и действий мирян, «простцов» конца XIII — первой половины XIV столетия. Уже тогда, и это дает понять тот же Трифоновский сборник, некоторые из них, по нескольку человек, игнорируя церковные храмы и посвященных попов, собирались в домах, читали книги и пели молитвы. Их «общества верных» противостояли официальной церкви. Это была скрытая ересь.
Во второй половине века она превращается в ересь открытую. Уже в 1337 и 1340 годах в Новгороде Великом происходят открытые антицерковные выступления. Примерно три десятилетия с лишним спустя власти обнаруживают ересь в Пскове. Это и были стригольники, или стрижники (так звали непосвященных или «недопосвященных» причетников, имевших на голове, точнее — на гуменце, особую стрижку). О казни их руководителей, двух дьяконов — Карпа и Никиты — и третьего, анонима, сообщают летописи под 1375 годом. Через пять лет в Новгород и Псков приехал из Константинополя архимандрит Дионисий с грамотой патриарха Нила о стригольниках; еще несколько лет спустя (1386 г.) выступает с Поучением против стригольников Стефан Пермский, известный проповедник и просветитель. А в 1416—1427 годах митрополит московский Фотий посвящает тем же еретикам целых четыре послания.
Все церковные сановники в один голос изобличают врагов церкви и веры Христовой, как они называют стригольников. Именно эти обличения позволяют понять взгляды стригольников, от которых до нас ничего не дошло — ни одного слова или поучения.
Патриарх Нил убеждает «нециих», отпадших от церкви. Примирить местное духовенство и простой народ должен был его личный представитель — Дионисий, поскольку новгородский архиепископ, дискредитировавший себя в глазах мирян, ничего не мог сделать. Но и миссия Дионисия не имела успеха — до того был низок авторитет новгородских и псковских иереев в глазах народа. Недаром Нил, получивший ранее сведения о том, упоминает об иереях-мздоимцах (например, епископах, получающих мзду за поставление в сан) и возможном покровительстве им со стороны самого митрополита. И тех, и другого, во имя церкви и патриарха, ее главы, «его же устави бог!», можно и наказать.
Патриарх говорит в своем послании, что эти «неции», т. е. еретики, утверждают: «Ныне Христос не имеет церкви на земле».
Владыка объясняет эти их взгляды: «Следовательно, если вы злословите церковь нашу и отделяетесь от всех нас, как от еретиков, то Христос не имеет на земле ныне церкви, соответствующей вашему учению, и лживым является слово, которое он (Христос.— В. Б.) сказал, что «пребудет с нами все дни вплоть до свершения века».
Нил, называющий взгляды стригольников учением, замечает, что они, говоря, что у Христа нет ныне на земле церкви, имеют в виду настоящую, с их точки зрения, церковь, а не ту, которую олицетворяют официальные русские иереи во главе с митрополитом. Но патриарх неправ, когда приписывает стригольникам мнение о лживости слов Иисуса, что он пребудет с верующими до скончания мира. Русские вольнодумцы, конечно, не сомневались в истинности этих слов; более того — относили их к себе, но не к новгородским, псковским, московским церковным начальникам и их сторонникам, которых считали еретиками. Как видим, в еретичестве обвиняли друг друга обе спорящие и борющиеся стороны.
Еретичество обнаружилось и в Ростовской земле. Давшая в XIV веке таких выдающихся деятелей церкви, как Сергий Радонежский и Епифаний Премудрый, Афанасий Высоцкий и иные, она стала ареной активной общественной жизни, богословских обсуждений, споров. Например, в переведенной с греческого Диоптре, византийском памятнике религиозно-философского содержания, утверждался приоритет материального начала над духовным; духовная, нравственная сфера жизни человека зависима от его мозга, элементов, составляющих самого человека, от внешних условий его существования.
В Ростовской, Суздальско-Нижегородской землях, как и в Новгороде, Твери, полемика по религиозным вопросам так или иначе была связана с борьбой между церковью и ее критиками, еретиками, в частности стригольниками. В
Ростове впервые на Руси появилась ересь антитринитариев с ее критикой принципа троицы, троичности бога, одного из основополагающих в христианском вероучении. Произошло это в 1380-е годы и связано с именем Маркиана.
Антитринитарии, появившись на Руси в конце XIV столетия, в следующем веке продолжали свою деятельность. Правда, источники молчат о них. Но настояния ортодоксов о непреложности и божественной сущности троицы выдают их тревогу, заставляют догадываться о том, что и кто вызывает их беспокойство. Лишь изредка проскальзывают упоминания об этом еретическом, с точки зрения официальной церкви, учении — то в Пскове, то в Твери появляются в 50-е и 70-е годы его сторонники.
А в самом конце столетия оно ярко проявилось в так называемой «ереси жидовствующих». Дело в том, что в распространении идей антитринитаризма некоторую роль сыграли евреи из купцов, появлявшиеся с запада, из Литвы например, по своим торговым и иным делам в Новгороде Великом и других местах. Новая ересь, возникнув в Новгороде, быстро распространилась по Руси, и это неудивительно — взгляды ее сторонников выражали помыслы и чаяния простого народа.
Недовольство бедных и угнетенных людей иерархами ,монастырями с их богатствами, в первую очередь землями и крестьянами, эксплуатацией этих крестьян и поборами со всех мирян имело серьезные основания. Положение для церкви осложнялось и тем, что Иван III и служилые люди-дворяне нуждались в землях и потому с неодобрением смотрели на их концентрацию в руках иерархов и духовных корпораций. Великий князь не прочь был пополнить земельный фонд казны за счет церковных владений, а дворяне — получить их в свое распоряжение.
Почти все слои русского общества испытывали неприязненные чувства к церкви. Не говоря уже о крестьянах или посадских, даже бояре-вотчинники, владельцы больших земельных угодий, на которые тоже зарились те же дворяне и казна, кивали в сторону церкви, монастырей — их земли, мол, можно и сократить...
- Образование монгольского государства и его завоевательная политика.
- «Батыево нашествие»: (география и хронология, характер завоевания).
- Образование Золотой Орды (территория, население и социально-экономический строй, государственная власть, религия, русская церковь и ордынские ханы).
- Установление Золотоордынского ига (сущность и формы существования) .
- Александр Невский.
- Последствия «Батыева нашествия» и его оценка в отечественной историографии.
- Орденская экспансия в Прибалтике и ее последствия.
- Социально-экономическое развитие земель Северо-Восточной Руси после «Батыева нашествия» и его особенности.
- Политические центы объединения русских земель. Причины возвышения Москвы. Борьба Москвы и Твери за политическое лидерство в Северо-Восточной Руси.
- Смоленское, Суздальско-Нижегородское, Ростовское, Ярославское, Рязанское княжества и их возможности в объединении Северо-Восточной Руси.
- Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение.
- Сказание о «Мамаевом побоище» и «Задонщина»: общая характеристика.
- Внутренняя и внешняя политика Василия I. Слияние княжеств Владимирского и Московского.
- Феодальная война второй четверти XV века и кризис московской династии.
- Русская православная церковь в XII-XV вв., ее роль в объединительном процессе.
- Русская православная церковь и еретические движения в XIV-XV вв. (стригольники, ересь «жидовствующих»).
- От литовского государства к Великому княжеству Литовскому, Русскому и Жемайтийскому.
- Особенности социально-политического строя и административного устройства Великого княжества Литовского Русского и Жемайтийского.
- Кревская уния 1385г. И ее последствия в развитии западнорусских земель.
- Происхождение и сущность термина «Российское централизованное государство» в отечественной историографии.
- Правление Ивана III: Территориально-политическое объединение Северо-Восточной Руси.
- Правление Ивана II: Реформы и укрепление власти.
- Международное положение и внешняя политика России в 60-80-х гг. XVв.
- Теория «Москва – Третий Рим» в общественной и церковной жизни России конца XV - XVI вв.
- Особенности геополитического положения Русских земель в XV-середине XVI вв.
- Основные направления развития сельского хозяйства в XV – середине XVI вв.
- Развитие русских городов. Роль городов в XV – середине XVI вв.
- Положение российской знати в XV – середине XVI вв.
- Судебники 1497 и 1550 годов как памятники русского права.
- Церковь в политической борьбе на рубеже XV-XVI вв. (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Иосиф Волоцкий: иосифляне и нестяжатели. Собор 1503 г. И его значение).
- Тюркские государственные образования на восточных окраинах России XV-первой половины XVI вв.: Казанское, Астраханское и Сибирское ханства.
- Основные черты русской государственности в начале XVI в.
- Россия в эпоху Ивана Грозного. Оценка личности и государственной деятельности царя в отечественной историографии.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Реформы 50-х годов как способ централизации.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Внешняя политика как начало имперского периода Российской истории.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Ливонская война, ее этапы и результаты.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Опричнина: причины, сущность, последствия. Оценка опричнины в отечественной историографии.
- Влияние золотоордынского владычества на русскую культуру и язык.
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (развитие научных знаний и образования).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (общественная мысль и публицистика).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (архитектура и изобразительное искусство).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (повседневная жизнь русских людей).