logo
Гуров

Сказание о «Мамаевом побоище» и «Задонщина»: общая характеристика.

О Куликовской битве рассказывает ряд источников. Сражение на Дону упоминается

в некоторых документальных материалах конца XIV — XV в., но описание самой

битвы сохранилось только в нарративных памятниках XV-XVII столетий. В науке эти

памятники принято объединять в одно целое и называть памятниками Куликовского

цикла. Тем не менее их несколько условно можно разделить на три группы. К первой

должны быть отнесены летописные повествования о битве. Редкий русский летописный

свод не содержит рассказа о Донском побоище, а списков таких сводов насчитывается

несколько сотен. Вторую группу составляет «Задонщина» — произведение о победе

над Мамаем, написанное в подражание «Слову о полку Игореве». В настоящее время

известно шесть списков «Задонщины», но два из них заключают в себе небольшие

фрагменты памятника. Наконец, третью группу образует «Сказание о Мамаевом

побоище» — наиболее обстоятельное описание сражения русских ратей с полчищами

Мамая, но описание, до сих пор порождающее сомнения в точности и достоверности

содержащихся в нем деталей. Сказание известно в 10 различных редакциях, оно сохранилось более чем в 150 списках, и все же по сей день остается наименее изученным из

памятников Куликовского цикла.

Самым популярным произведением из цикла древнерусских литературных

памятников, посвященных Куликовской битве, было «Сказание о Мамаевом побоище». Созданное в начале XVI в. на основе «Задонщины» и других источников, «Сказание»

впоследствии неоднократно редактировалось, пополнялось новыми сюжетами,

видоизменялось под пером многочисленных редакторов и переписчиков.

«Задонщина» — древнейшее из дошедших до нас поэтических произведений

Куликовского цикла. В качестве источников в ней использованы «Слово о полку Иго-

реве» и более раннее поэтическое сочинение на тему о Куликовской битве, которое

связывается с именем Софония Рязанца.

Существующие списки «Задонщины» делятся на две редакции — Краткую и

Пространную, которые восходят к общему протографу, имевшему вид Пространной

редакции. Краткая редакция известна в одном списке Кирилло-Белозерского

монастыря, переписанном Ефросином — известным книгописцем, деятельность которого

протекала в 70-90-х гг. XV в. С достаточным основанием можно считать, что Краткая

редакция «Задонщины» была создана самим Ефросином.