logo search
Пушкина Татьяна / 25784

5. Система мониторинга государственного управления.

 Мониторинг (от лат. monitor — пре­достерегающий) - это технология наблюдения и анализа изменений объекта управления, характеризуе­мая постоянством, регулярностью осуществле­ния в течение всего управленческого цикла. Традиционные объекты мониторинга сегодня — это политические, экономические, социальные и научно-технические явления.

Мониторинг опирается на теорию управле­ния, учение о развитии, концепцию циклов, кризисов и катастроф и т. п. Это позволяет:

Полученные с помощью мониторинга дан­ные активно используются в различных облас­тях теории и практики.

Мониторинг появился в технических системах управления как постоянный (периодический) контроль определенных пара­метров, которые должны сохраняться в заданных пределах. Мо­ниторинг в социальном управлении первоначально заключался в наблюдении за социально-экономическими процессами. И в том и в другом случае мониторинг был, по существу, пассив­ным. Постепенно он стал применяться также для целей отслежи­вания, анализа и прогнозирования текущего состояния экономи­ческих, социальных и других объектов, тенденций их развития. В результате мониторинг все более превращается в активную форму познавательной деятельности, развивается как предпо­сылка преобразования социально-экономических систем.

Новая роль мониторинга утвердилась с появлением и распро­странением стратегического планирования.

Мониторинг в настоящее время может быть представлен как:

специфическая технология управления;

способ контроля над ситуацией, выявления причин расхож­дения между сущим и должным во внутренней и внешней среде страны, региона, муниципального образования, а также органи­зации;

фактор снижения риска при разработке стратегии, при подго­товке к хозяйственной деятельности.

Управленческие задачи, решаемые с помощью мониторинга, относятся к типу слабоструктурированных. Они характеризуются преобладанием качественных характеристик, не имеют жестко заданного алгоритма разрешения, предполагают творческий под­ход, использование оригинальных методов. Один из таких приемов состоит в применении принципа «двадцати процентов». Он заключается в выделении посредством экспертных оценок той пятой части факторов, от которых в наибольшей степени зависит общий результат.

В этих же целях можно использовать графический метод («ра­дар»)

Векторы, характеризующие факторы мониторингового наб­людения (А, В, С, D, Е, F), проходят через:

«0» — точки критических качественных изменений на траек­тории развития предметов мониторинга;

«+» — зона положительных значений качества предметов мо­ниторинга;

«—» — зона критических значений качества предметов мони­торинга.

Каждый параметр может иметь наряду со своим порядковым номером индекс от 1 до 4, что означает:

Алгоритм мониторинга включает выполнение ряда следующих меро­приятий:

В сфере государственного и муниципального управления мо­ниторинг все более широко используется для комплексной срав­нительной оценки социально-экономического развития терри­ториальных структур Российской Федерации - федеральных округов, экономических районов, субъектов Российской Феде­рации, городов и районов. Мониторинг способствует выработке долгосрочной стратегии, налаживанию взаимодействия феде­рального Центра и территориальных органов власти и управле­ния, укреплению экономического пространства страны и строи­тельства федеративного государства.

Основные задачи мониторинга, осуществляемого в рамках го­сударственного и муниципального управления, заключаются в следующем:

Основными принципами мониторинга в государственном и муниципальном управлении являются:

Объекты и предметы мониторинга

Объекты и предметы мониторинга в государственном и му­ниципальном управлении определяются функциями, целями и задачами органов власти и управления, а также состоянием на­учно-методической, организационно-правовой и информаци­онной базы его проведения.

Национальные системы мониторинга участвуют в проведе­нии глобальных наблюдений, представляют международным ор­ганизациям соответствующую информацию, а также используют полученные материалы.

Проблемы России в переходный период многочисленны, многофакторны и сложны. Почти десятилетие страна имела от­рицательные показатели, в перспективе же необходимо не толь­ко наверстать упущенное, но и выйти на новые рубежи.