5. Система мониторинга государственного управления.
Мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий) - это технология наблюдения и анализа изменений объекта управления, характеризуемая постоянством, регулярностью осуществления в течение всего управленческого цикла. Традиционные объекты мониторинга сегодня — это политические, экономические, социальные и научно-технические явления.
Мониторинг опирается на теорию управления, учение о развитии, концепцию циклов, кризисов и катастроф и т. п. Это позволяет:
посредством сравнения выявлять происходящие в объектах наблюдения изменения;
на основе корреляций между переменными устанавливать механизмы происходящих в объектах наблюдения процессов и явлений;
посредством статистических заключений обогащать знания, повышая тем самым достоверность представлений об исследуемом объекте.
Полученные с помощью мониторинга данные активно используются в различных областях теории и практики.
Мониторинг появился в технических системах управления как постоянный (периодический) контроль определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах. Мониторинг в социальном управлении первоначально заключался в наблюдении за социально-экономическими процессами. И в том и в другом случае мониторинг был, по существу, пассивным. Постепенно он стал применяться также для целей отслеживания, анализа и прогнозирования текущего состояния экономических, социальных и других объектов, тенденций их развития. В результате мониторинг все более превращается в активную форму познавательной деятельности, развивается как предпосылка преобразования социально-экономических систем.
Новая роль мониторинга утвердилась с появлением и распространением стратегического планирования.
Мониторинг в настоящее время может быть представлен как:
специфическая технология управления;
способ контроля над ситуацией, выявления причин расхождения между сущим и должным во внутренней и внешней среде страны, региона, муниципального образования, а также организации;
фактор снижения риска при разработке стратегии, при подготовке к хозяйственной деятельности.
Управленческие задачи, решаемые с помощью мониторинга, относятся к типу слабоструктурированных. Они характеризуются преобладанием качественных характеристик, не имеют жестко заданного алгоритма разрешения, предполагают творческий подход, использование оригинальных методов. Один из таких приемов состоит в применении принципа «двадцати процентов». Он заключается в выделении посредством экспертных оценок той пятой части факторов, от которых в наибольшей степени зависит общий результат.
В этих же целях можно использовать графический метод («радар»)
Векторы, характеризующие факторы мониторингового наблюдения (А, В, С, D, Е, F), проходят через:
«0» — точки критических качественных изменений на траектории развития предметов мониторинга;
«+» — зона положительных значений качества предметов мониторинга;
«—» — зона критических значений качества предметов мониторинга.
Каждый параметр может иметь наряду со своим порядковым номером индекс от 1 до 4, что означает:
параметр мониторингового наблюдения вектора имеет тенденцию движения к критической зоне;
параметр мониторингового наблюдения вектора имеет тенденцию движения от критической зоны;
параметр мониторингового наблюдения вектора находится в критической зоне и имеет тенденцию к улучшению;
параметр мониторингового наблюдения вектора находится в критической зоне и имеет тенденцию к ухудшению.
Алгоритм мониторинга включает выполнение ряда следующих мероприятий:
обоснование векторов, которые для объекта мониторинга имеют решающее значение;
установление для каждого из векторов критических значений;
оценка тенденции движения параметров векторов;
обоснование целей и способов управленческого воздействия на динамику векторов развития.
В сфере государственного и муниципального управления мониторинг все более широко используется для комплексной сравнительной оценки социально-экономического развития территориальных структур Российской Федерации - федеральных округов, экономических районов, субъектов Российской Федерации, городов и районов. Мониторинг способствует выработке долгосрочной стратегии, налаживанию взаимодействия федерального Центра и территориальных органов власти и управления, укреплению экономического пространства страны и строительства федеративного государства.
Основные задачи мониторинга, осуществляемого в рамках государственного и муниципального управления, заключаются в следующем:
получении объективной информации о социально-экономических и общественно-политических процессах в стране, регионах, городах и районах;
анализе и всесторонней оценке угрозы общественному развитию в настоящем и в будущем, доведении полученных результатов до сведения органов государственной и местной власти и населения;
обосновании мер по ускорению позитивных изменений;
разработке мер, гарантирующих безопасность систем жизнеобеспечения населения.
Основными принципами мониторинга в государственном и муниципальном управлении являются:
комплексность, обеспечивающая наблюдение за всеми основными социально-экономическими и общественно-политическими процессами, и учет дифференциации важнейших параметров развития регионов, городов и районов;
системность оценки результатов, заключающаяся в иерархической взаимосвязанности частных и обобщающих показателей развития регионов и страны;
однородность систематически исследуемых объектов;
адаптивность системы мониторинговых индикаторов к существующей в России статистической отчетности;
стандартизация оценок мониторинга.
Объекты и предметы мониторинга
Объекты и предметы мониторинга в государственном и муниципальном управлении определяются функциями, целями и задачами органов власти и управления, а также состоянием научно-методической, организационно-правовой и информационной базы его проведения.
Национальные системы мониторинга участвуют в проведении глобальных наблюдений, представляют международным организациям соответствующую информацию, а также используют полученные материалы.
Проблемы России в переходный период многочисленны, многофакторны и сложны. Почти десятилетие страна имела отрицательные показатели, в перспективе же необходимо не только наверстать упущенное, но и выйти на новые рубежи.
- Министерство сельского хозяйства российской федерации
- Государственное управление и общественная политика Практикум
- Оглавление
- Введение
- Планы и задания для практических занятий
- Тема 1 Предмет, методология и методика курса «Государственное управление и общественная политика» (2 ч.)
- 4. Генезис и природа публичной власти и государственного управления.
- Тема 2 Политическая власть и государственное управление (4ч.)
- 2. Социальные функции государства и виды государственного управления: внутренние и внешние функции государства.
- 3. Система государственного управления (субъекты и объекты системы государственного управления).
- Тема 3 Современные концепции государственного управления (4ч.)
- 1. Теории административного управления
- 2. Либеральная и неолиберальная концепция государственного управления (теория Дж. Кейнса, концепции ф. Хайека, Дж. Гелбрайта).
- 3. Концепция «социального государства» (л. Фон Эрхард, в. Жискар д. Эстен).
- 4. Концепция рациональной бюрократии м. Вебера.
- 5. Теории организационного развития и современные концепции бюрократии.
- 6. Концепция нового государственного менеджмента.
- 7. Понятие «политические сети» и основные методологические основания концепции «политических сетей. Виды и типы политических сетей.
- Тема 4 Понятие публичной политики и ее акторы. Влияние видов политического режима (4ч.)
- 1. Понятие публичной политики и его интерпретации.
- 3. Политический режим и государственная власть
- 4. Авторитарные типы государственного управления
- 5. Демократический тип государственного управления
- Тема 5 Разработка государственной (публичной) политики и ее этапы (4 ч.)
- 3. Процесс принятия государственно-управленческого решения. Роль политических партий и бизнес-корпораций.
- Тема 6 Направления государственной (публичной) политики (4ч.)
- 1. Государственная экономическая политика
- 2. Государственная социальная политика
- 3. Государственная национальная политика
- 4. Государственная экологическая политика
- 5. Государственная политика в области безопасности
- 6. Международная политика государства
- Тема 7 Эффективность и контроль государственного управления (4ч.)
- 1. Понятие эффективности государственного управления
- 2. Оценка эффективности государственного управления
- 3. Критерии эффективности государственного управления
- 4. Контроль и надзор в государственном управлении
- 5. Система мониторинга государственного управления.
- Тема 8 Региональная политика и региональное государственное управление (4ч.)
- 1. Сущность регионального управления
- 2. Основные направления региональной политики
- 3. Регион как объект и субъект государственной (публичной) политики.
- 4. Особенности региональной политики и государственного управления в Республике Башкортостан.
- Тема 9 Государственная политика и общество (4ч.)
- 1. Формы участия граждан в государственной политике.
- 2. Политические партии
- 3. Группы интересов
- 4. Средства массовых коммуникаций и Интернет.
- 5. Общественное мнение
- Его основные признаки:
- Библиографический список