Влияние золотоордынского владычества на русскую культуру и язык.
В средневековой Руси, как и на средневековом Западе, главную роль в духовной жизни нации играла христианская церковь. Таким образом, особенно после победы в Золотой Орде ислама, оставалось немного возможностей для прямого монгольского влияния на Руси в религиозной сфере. Косвенно, однако, монгольское завоевание влияло на развитие русской церкви и духовную культуру самыми разными путями. Первый удар монгольского нашествия был для церкви таким же болезненным, как и для других сторон русской жизни и культуры. Многие выдающиеся священники, включая самого митрополита, погибли в разрушенных городах; многие соборы, монастыри и церкви были сожжены или разграблены; множество прихожан убито или уведено в рабство. Город Киев, митрополия русской церкви, был так опустошен, что многие годы не мог служить центром церковной администрации.
Только после того как Менгу‑Тимур выдал русским церковным властям охранную грамоту, церковь еще раз оказалась на твердой земле и могла постепенно реорганизовываться; по прошествии времени в некоторых отношениях она стала даже сильнее, чем до монгольского нашествия. Это время было также периодом, когда русская церковь имела возможность создать мощную материальную базу для своей деятельности. Поскольку церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как монгольских, так и русских, они привлекали все больше крестьян, и доля их производства в общем сельскохозяйственном продукте постоянно росла. Это особенно справедливо в отношении монастырских владений. Уровень процветания, достигнутый церковью к концу первого века монгольского владычества, чрезвычайно помог в ее духовной деятельности.
Среди задач, стоявших перед церковью в монгольский период, первой была задача оказания моральной поддержки ожесточенным и озлобленным людям — от князей до простолюдинов. Связанной с первой была и более общая миссия — завершить христианизацию русского народа. В киевский период христианство утвердилось среди высших классов и горожан. Большая часть монастырей, основанных в то время, находилась в городах. В сельских районах христианский слой был довольно тонким, и пережитки язычества еще не были побеждены. Только в монгольский период сельское население Восточной Руси было более основательно христианизировано. Характерной чертой нового монастырского движения являлась инициатива молодых людей с горячим религиозным чувством, которые приняли монашеский сан, чтобы удалиться в «пустынь» — глубоко в леса — для тяжелой работы в простых условиях, для молитв и размышлений. Несчастья монгольского нашествия и княжеских усобиц, а также суровые условия жизни в целом способствовали распространению подобных умонастроений.
Другим важным аспектом религиозного возрождения в Восточной Руси в монгольскую эру было церковное искусство. Этот период был свидетелем расцвета русской религиозной живописи в форме и фресок, и икон. Важную роль в этом художественном возрождении сыграл великий греческий живописец Феофан, который оставался на Руси примерно тридцать лет до конца своей жизни и карьеры. Феофан творил сначала в Новгороде, а потом в Москве. Самым великим русским иконописцем этого периода является Андрей Рублев, который провел свою юность в Троицком монастыре и позже написал для него свою знаменитую икону «Троица».
В литературе церковный дух нашел выражение прежде всего в поучениях епископов и житиях святых, а также в биографиях некоторых русских князей, которые — это чувствовалось — настолько заслуживали канонизации, что их биографии писались в житийном стиле. Основная идея большинства этих произведений заключалась в том, что монгольское иго — это кара Божья за грехи русского народа и что только истинная вера может вывести русских из этого тяжелого положения.
Обогащение русского языка словами и понятиями, заимствованными из монгольского и тюркского языков, или из персидского и арабского (через тюркский), стало еще одним аспектом общечеловеческого культурного процесса. К 1450 г. татарский (тюркский) язык стал модным при дворе великого князя Василия II Московского, что вызвало сильное негодование со стороны многих его противников. Василия II обвиняли в чрезмерной любви к татарам и их языку («и речь их»). Типичным для того периода было то, что многие русские дворяне в XV, XVI и XVII веках принимали татарские фамилии.
Ряд тюркских слов вошел в русский язык до монгольского вторжения, но настоящий их приток начался в монгольскую эпоху и продолжался в XVI и XVII веках. Среди понятий, заимствованных из монгольского и тюркского языков (или, через тюркский, — из арабского и персидского языков), из сферы управления и финансов можно упомянуть такие слова, как деньги, казна, таможня. Еще одна группа заимствований связана с торговлей и купечеством: базар, балаган, бакалея, барыш, кумач и другие. Среди заимствований, обозначающих одежду, головные уборы и обувь, можно назвать следующие: армяк, башлык, башмак. Вполне естественно, что большая группазаимствований связана с лошадьми, их мастями и разведением: аргамак, буланый, табун. Много других русских слов, обозначающих домашнюю утварь, еду и питье, а также сельскохозяйственные культуры, металлы, драгоценные камни, также заимствованы из тюркского или других языков через тюркский.
- Образование монгольского государства и его завоевательная политика.
- «Батыево нашествие»: (география и хронология, характер завоевания).
- Образование Золотой Орды (территория, население и социально-экономический строй, государственная власть, религия, русская церковь и ордынские ханы).
- Установление Золотоордынского ига (сущность и формы существования) .
- Александр Невский.
- Последствия «Батыева нашествия» и его оценка в отечественной историографии.
- Орденская экспансия в Прибалтике и ее последствия.
- Социально-экономическое развитие земель Северо-Восточной Руси после «Батыева нашествия» и его особенности.
- Политические центы объединения русских земель. Причины возвышения Москвы. Борьба Москвы и Твери за политическое лидерство в Северо-Восточной Руси.
- Смоленское, Суздальско-Нижегородское, Ростовское, Ярославское, Рязанское княжества и их возможности в объединении Северо-Восточной Руси.
- Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение.
- Сказание о «Мамаевом побоище» и «Задонщина»: общая характеристика.
- Внутренняя и внешняя политика Василия I. Слияние княжеств Владимирского и Московского.
- Феодальная война второй четверти XV века и кризис московской династии.
- Русская православная церковь в XII-XV вв., ее роль в объединительном процессе.
- Русская православная церковь и еретические движения в XIV-XV вв. (стригольники, ересь «жидовствующих»).
- От литовского государства к Великому княжеству Литовскому, Русскому и Жемайтийскому.
- Особенности социально-политического строя и административного устройства Великого княжества Литовского Русского и Жемайтийского.
- Кревская уния 1385г. И ее последствия в развитии западнорусских земель.
- Происхождение и сущность термина «Российское централизованное государство» в отечественной историографии.
- Правление Ивана III: Территориально-политическое объединение Северо-Восточной Руси.
- Правление Ивана II: Реформы и укрепление власти.
- Международное положение и внешняя политика России в 60-80-х гг. XVв.
- Теория «Москва – Третий Рим» в общественной и церковной жизни России конца XV - XVI вв.
- Особенности геополитического положения Русских земель в XV-середине XVI вв.
- Основные направления развития сельского хозяйства в XV – середине XVI вв.
- Развитие русских городов. Роль городов в XV – середине XVI вв.
- Положение российской знати в XV – середине XVI вв.
- Судебники 1497 и 1550 годов как памятники русского права.
- Церковь в политической борьбе на рубеже XV-XVI вв. (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Иосиф Волоцкий: иосифляне и нестяжатели. Собор 1503 г. И его значение).
- Тюркские государственные образования на восточных окраинах России XV-первой половины XVI вв.: Казанское, Астраханское и Сибирское ханства.
- Основные черты русской государственности в начале XVI в.
- Россия в эпоху Ивана Грозного. Оценка личности и государственной деятельности царя в отечественной историографии.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Реформы 50-х годов как способ централизации.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Внешняя политика как начало имперского периода Российской истории.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Ливонская война, ее этапы и результаты.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Опричнина: причины, сущность, последствия. Оценка опричнины в отечественной историографии.
- Влияние золотоордынского владычества на русскую культуру и язык.
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (развитие научных знаний и образования).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (общественная мысль и публицистика).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (архитектура и изобразительное искусство).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (повседневная жизнь русских людей).