Вопрос 3 Конституционно правовые отношения, их особенности.
Конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. У конституционно-правовых отношений есть своя специфика, выражающаяся в том, что:
-они имеют свое собственное содержание, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права
-им свойствен особый субъектный состав, в частности, некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений
-они характеризуются большим разнообразием.
Существует множество видов конституционных правоотношений: конкретные, правоотношения общего характера (основаны на нормах-целях, нормах-принципах, нормах-декларациях), правовые состояния (например, состояние гражданства). В качестве вида конституционно-правовых отношений выделяют постоянные и временные; материальные и процессуальные правоотношения. В связи с вопросом о конституционных правоотношениях нельзя ни сказать, что в конституционном праве субъектами этих отношений могут выступать: специфические субъекты – народ, государство, депутаты, органы госвласти, избирательные комиссии и др. Также среди субъектов можно назвать органы государства, органы местного самоуправления, политические партии, другие общественные объединения граждан, собрания граждан, избирателей, граждане в целом. В определенных случаях субъектами выступают иностранные граждане и лица без гражданства.
Для того чтобы обеспечить действие норм конституционного права используются механизмы конституционно-правовой ответственности. За нарушение определенных конституционно-правовых норм наступает ответственность, которую несут должностные лица и государственные органы. Необходимо заметить, что конституционно-правовая ответственность и ответственность за нарушение конституционно-правовых норм, которую несут граждане и должностные лица по другим отраслям права (уголовному, административному, гражданскому). Например, защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью гражданина РФ, но за уклонение от этой обязанности лицо несет административную или уголовную ответственность. В этом случае, хотя ответственность и наступает за нарушение норм конституционного права, она не носит конституционно-правовой характер.
Конституционно-правовая ответственность предусмотрена нормами самого конституционного права, и она не имеет ни материального, ни репрессивного характера. Эта ответственность не распространяется на гражданина, если только он не является должностным лицом. Конституционно-правовая ответственность иногда представляет собой реализацию санкции, указанной в конституционно-правовой норме. Такой санкцией выступает и отмена незаконных актов, и освобождение от должности и лишение депутата его полномочий. Так, скажем, Президент имеет право отправить в отставку федерального министра. Все государственные органы несут ответственность за соответствие своих актов Конституции РФ, причем эту ответственность реализует Конституционный Суд.
Еще одним видом конституционно-правовой ответственности юристы называют ответственность государства перед гражданами за совершенные в прошлом массовые нарушения законности – что связано с коренной демократизацией государственного строя России. Так, Законом о реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 года были реабилитированы и восстановлены в правах миллионы граждан, пострадавших в годы тоталитаризма. Это очень важный шаг, ибо было признано, что правонарушения могут совершать не только граждане или государственные органы в отдельности, но государство в целом. Тогда наступает ответственность государства за свои действия.
Другая форма ответственности государства перед гражданами заключается и в том, что граждане имеют право обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, что закреплено в ст. 46 Конституции РФ.
Чаще всего конституционная ответственность носит политический характер.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3 Конституционно правовые отношения, их особенности.
- Вопрос 4.
- Вопрос 6 Юридические свойства и структура Конституции рф.
- Вопрос 7: Порядок внесения поправок, изменения (пересмотра) и принятия новой Конституции рф.
- Вопрос 8 Конституционные принципы экономики в России. Взаимовлияние Конституции рф и экономики.
- Вопрос 9 Законы как источники конституционного права России: понятие, виды, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 10 Соотношение нормативных правовых актов рф, субъектов рф и местного самоуправления в системе источников конституционного права России.
- Вопрос 11 Конституционализм: понятие и значение.
- Вопрос 12 Понятие суверенитета. Суверенитет народа и суверенитет Российской Федерации.
- Вопрос 13 Основные признаки демократического государства.
- Вопрос 14 Основные признаки правового государства.
- Вопрос 15 Основные признаки федеративного государства.
- Вопрос 16 Основные признаки социального государства.
- Вопрос17 Основные признаки светского государства.
- Вопрос 18 Политическая система: понятие, институты, функционирование.
- Вопрос 19 Форма правления: понятие, основные виды и модели власти.
- Вопрос 20 Общая характеристика форм непосредственной и представительной демократии.
- Вопрос 21 Принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов. Особенности российской конструкции.
- Российская модель разделения властей: основные черты
- Вопрос 22 Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в России. Конституционно-правовой статус политических партий.
- Вопрос 23 Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы, взаимоотношения с государством.
- Вопрос 25 Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
- Вопрос 26 Конституционно-правовой смысл прав человека. Концепция прав человека и гражданина в России. Принципы конституционного статуса личности в России.
- Вопрос 27 Основные международно-правовые акты в области прав и свобод человека. Общая характеристика и правовое значение.
- Вопрос 28 Классификация конституционных прав и свобод. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- Вопрос 29 Конституционные гарантии защиты прав и свобод.
- Вопрос 31 Российский федерализм: общая характеристика. Принципы российского федерализма.
- Вопрос 34 – Принципы российского федерализма.
- Вопрос 32 Модель разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Федерации.
- Вопрос 34 Условия и порядок замещения должности, прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
- Вопрос 35 Функции и основные полномочия Президента Российской Федерации.
- Вопрос 36 Взаимоотношения Президента рф, Федерального Собрания и Правительства рф с позиций системы сдержек и противовесов.
- Вопрос 37 Совет Федерации: порядок формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 38 Государственная Дума: принцип формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 39 Законодательный процесс: понятие, стадии, участники.
- Вопрос 40 Природа депутатского мандата в России. Основные права и обязанности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
- Вопрос 41 Депутатский индемнитет. Депутатский иммунитет. Социальные гарантии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
- Вопрос 42 Конституционно-правовой статус Счетной палаты рф.
- Вопрос 43 Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Цели деятельности
- [Править] Требования к кандидатуре
- [Править] Порядок рассмотрения жалоб
- Вопрос 44 Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, основания прекращения деятельности.
- Вопрос 45 Акты Президента рф и Правительства рф: юридическая сила, место в иерархии нормативных правовых актов, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 46 Федеральные органы исполнительной власти: общая характеристика с позиций административной реформы.
- I. Федеральные министерства, федеральные службы
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство
- Вопрос 47 Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Вопрос48 Судебная власть в Российской Федерации. Общая характеристика и строение. Подсистемы судебной власти.
- Вопрос 49 Конституционный Суд Российской Федерации: назначение, порядок формирования, компетенция.
- Вопрос 50 Прокуратура Российской Федерации: место в системе государственных органов, порядок формирования, компетенция. Прокуратура Российской Федерации (ч. 1, 5 ст. 129)