logo search
Глава 7

§ 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения

491

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнитель­ных гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета (в отношении детей, обучаю­щихся в федеральных государственных образовательных учре­ждениях) и бюджетов субъектов РФ (ст. 5 Федерального зако­на «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Установление в законодательстве мер общегосударственного характера по обеспечению прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характер­но не только для Российской Федерации. Так, в конституциях ряда стран Восточной и Центральной Европы (Болгарии, Поль­ской Республики, Республики Словения, Республики Хорва­тия) особо оговорено, что дети, лишенные заботы близких (ро­дительского попечения), находятся под особым покровительст­вом государства1.

Такой же подход государства к защите прав детей, лишен­ных родительского попечения, закреплен и в конституционном законодательстве некоторых государств — участников СНГ. В частности, конституции Республики Молдова (ст. 49), Рес­публики Узбекистан (ст. 64) и Украины (ст. 52) провозглашают, что все заботы по содержанию, обучению и воспитанию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возлагаются на государство и общество. Причем государство поощряет и под­держивает благотворительность в отношении таких детей2.

В СК общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121 СК. Используемое в ст. 121 СК понятие «дети, оставшиеся без по­печения родителей» соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В этой же статье СК

1См. ст. 47 Конституции Республики Болгарии (Конституции госу­ дарств Центральной и Восточной Европы / Отв. ред. Н. Варламова. М., 1997. С. 67); ст. 72 Конституции Польской Республики (Там же. С. 214); ст. 56 Конституции Республики Словения (Там же. С. 375); ст. 63 Конституции Республики Хорватия (Там же. С. 437).

2 См.: Конституция Республики Молдова // Новые конституции стран СНГ и стран Балтии. Вып. 2 / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 1997. С. 321; Конституция Республики Узбекистан // Там же. С. 460; ст. 51 Конституции Украины (Там же. С. 522).

дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения:

а) смерть родителей, лишение их родительских прав, огра­ничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;

б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогич­ных учреждений;

в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах за­ключения, нахождение под стражей в период следствия, посто­янное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты али­ ментов).

Основанное на положениях СК законодательное определе­ние понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Федеральным законом «О дополнительных га­рантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей». В нем установлено, что дети-сироты — это лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, остав­шиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте до восем­надцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или ли­шением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, не­дееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыва­нием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде, лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступ­лений; уклонением родителей от воспитания детей или от за­щиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих де­тей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений со­циальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в предусмотренном законом порядке (ст. 1 Феде­рального закона «О дополнительных гарантиях по социальной

492