logo search
mchp_konspekt

Правовое регулирование международных железнодорожных и международных автомобильных перевозок: понятие, источники, содержание договора перевозки.

Железнодорожный транспорт - одна из узловых сфер хозяйственной жизни многих регионов мира, имеющая особое значение для европейских государств в силу их географического положения и тесных внешнеэкономических связей. Для этого вида транспорта характерна относительно высокая скорость и сравнительно низкая стоимость перевозок. Поэтому неудивительно, что именно с Европы начался в XIX веке процесс межгосударственной унификации правового регулирования железнодорожных перевозок. В 1890 году в Берне была принята Международная конвенция о железнодорожных перевозках грузов (МГК), она вступила в силу в 1893 году, а в 1923 году там же - Международная конвенция о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа (МПК). Обе конвенции неоднократно пересматривались и дополнялись. В 1966 году было заключено Дополнительное соглашение к МПК об ответственности железных дорог при перевозке пассажиров, а в 1980 году на очередной конференции был принят единый документ о перевозках, содержащий положения как правового, так и организационного характера, - Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), вступившее в силу в 1985 году. Приложение А к Соглашению определяет условия перевозки пассажиров (единые правила МПК), а приложение В - условия перевозок грузов (единые правила МГК), действующие только в отношении определенных железнодорожных линий, устанавливаемых участниками Соглашения.

Следует отметить, что КОТИФ содержит ряд нововведений, отражающих современные тенденции развития международного транспортного права и позиции европейских государств по этим вопросам.

Во-первых, была продолжена линия на дальнейшее расширение хозяйственно-оперативной самостоятельности железных дорог с целью повышения конкурентоспособности их услуг и более рационального осуществления перевозок. Железные дороги могут сами договариваться об осуществлении перевозок грузов, а также заключать соглашения о снижении тарифов и предоставлении иных льгот клиентам.

Во-вторых, опущено указание об обязанности железных дорог принимать к перевозке грузы мелкими отправками, что также направлено на рационализацию осуществления перевозок, практическим следствием чего должно быть сокращение объемов перевозок мелких партий грузов и повышение роли транспортно-экспедиторских организаций.

В-третьих, несколько сокращены сроки доставки грузов повагонными отправками, а при просрочке доставки груза должна взиматься несложная для начисления неустойка, причиненные убытки должны возмещаться в пределах трехкратных провозных платежей. Для багажа введен предел ответственности как за вес, так и за место.

Наконец, более полно и ясно сформулирована общая коллизионная норма, отсылающая к национальному праву страны, в которой управомоченное лицо осуществляет свое требование, включая положения его коллизионного права. Таким образом, в КОТИФ ныне прямо выражен коллизионный принцип - закон страны суда (lex fori), причем допускается обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны.

КОТИФ устанавливает максимальные сроки доставки, порядок и размер ответственности железных дорог, условия возмещения убытков грузовладельцам. Перевозчик несет ответственность за сохранность и просрочку доставки грузов, которые имеют единые основания, однако освобождается от ответственности, если утрата, повреждение или несвоевременная доставка груза были вызваны обстоятельствами, которые железная дорога не могла ни предвидеть, ни избежать и последствия которых не могла устранить. Перевозчик не несет ответственности за сохранность груза при наличии обстоятельств, которые именуются особыми опасностями для грузов (недостатки тары, погрузка и выгрузка груза клиентом, естественные свойства груза и др.).

При просрочке в доставке груза претензии должны быть предъявлены в течение 60 дней с момента получения груза. Срок исковой давности составляет один год при наличии умысла перевозчика, а по спорам о возмещении за реализованный груз - два года.

Правовые вопросы, возникающие из международных железнодорожных перевозок, регулируются путем заключения соответствующих двусторонних соглашений о грузовых и пассажирских сообщениях. Республика Беларусь, не являясь участницей универсальных международных конвенций (МГК, МПК и КОТИФ), имеет двусторонние соглашения по вопросам железнодорожных перевозок со многими государствами как ближнего, так и дальнего зарубежья.

До развала социалистического лагеря в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века на территории социалистических государств действовали два международных договора, заключенные еще в 1950 году: Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), действовавшее в редакции 1974 года, и Соглашение о международных пассажирских сообщениях (СМПС), действовавшее в редакции 1978 года. Участниками этих соглашений являлись все бывшие социалистические страны Европы и Азии, кроме Югославии. В настоящее время участниками этих соглашений являются Республика Беларусь, Россия, Украина, государства Восточной Европы, Китай, КНДР, Монголия и Вьетнам.

После выхода из состава участников стран Восточной Европы и возникновения на территории СССР новых государств в сфере действия этих соглашений произошли важные изменения. Правила СМГС и СМПС получили новую жизнь и стали применяться к перевозкам грузов и пассажиров между всеми государствами, возникшими на территории бывшего СССР. В рамках СНГ был образован Совет по железнодорожному транспорту для координации работы железных дорог на международном уровне и для выработки согласованных принципов их функционирования.

В рамках данного Совета было заключено Соглашение администраций железных дорог стран СНГ и государств Прибалтики от 01.10.1997 (вступило в силу с 01.07.1998), в соответствии с которым перевозки грузов в прямом международном сообщении по железным дорогам Сторон осуществляются на основании Правил СМГС с учетом особенностей применения его отдельных норм, изложенных в приложениях 1 - 5 к данному Соглашению. Наиболее важные новшества приложений по сравнению с Правилами СМГС - это нормы о перевозках опасных грузов и негабаритных тяжеловесных грузов, о порядке оформления перевозочных документов, об оплате провозных платежей по транзитным железным дорогам отправителем или получателем через экспедитора, имеющего договор с дорогой транзита. Аналогично был решен вопрос и о пассажирских перевозках между странами СНГ: с 1 сентября 1997 г. такие перевозки регулируются Правилами СМПС, к которому согласован ряд отклонений в Таллиннском соглашении между железнодорожными администрациями государств - участников СНГ, Латвийской, Литовской и Эстонской республик об особенностях применения СМПС от 28.05.1997.

Следует отметить, что СМГС и СМПС предусматривают материально-правовые нормы, регулирующие форму, реквизиты и порядок составления транспортной документации, условия перевозок в международном сообщении (определение сроков доставки, установление ценности грузов), порядок изменения договора перевозки, основания ответственности железных дорог.

Немаловажную роль в развитии железнодорожного сотрудничества в области железнодорожного транспорта играет созданная еще в 1884 году Международная ассоциация железнодорожных конгрессов, в состав которой входят в настоящее время более 100 участников - правительств и железнодорожных администраций стран. Основными задачами ассоциации являются: обмен научно-техническими достижениями, организация международных железнодорожных конгрессов, обсуждение финансово-экономических вопросов, эксплуатационных задач и т.п. Международный союз железных дорог (образован в 1922 году) имеет целью совершенствование методов строительства и эксплуатации железных дорог, выбор оптимальных маршрутов, унификацию тарифов на перевозку пассажиров, багажа и грузов, разработку новых типов вагонов и механизмов и т.п. Ряд специфических организаций по регулированию международных железнодорожных сообщений действует в Европе. Среди них - Европейская конференция по пассажирским тарифам 1975 года (выполняет функции тарифного союза на основах общей тарифной политики и разрешения коммерческих проблем обеспечения эффективности железнодорожного транспорта), Конференция по расписанию пассажирских поездов (основана в 1872 году) и Конференция по расписанию грузовых поездов 1924 года.

В Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 06.01.1999 N 237-З "О железнодорожном транспорте" и Уставом железнодорожного транспорта общего пользования организация перевозок пассажиров и грузов, развитие международных транспортных связей и соответствующая внешнеэкономическая деятельность осуществляются республиканским органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Порядок перевозки грузов в прямом международном смешанном сообщении и ответственность предприятий железнодорожного транспорта за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств определяются на основании и в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.