Правовое регулирование международных железнодорожных и международных автомобильных перевозок: понятие, источники, содержание договора перевозки.
Железнодорожный транспорт - одна из узловых сфер хозяйственной жизни многих регионов мира, имеющая особое значение для европейских государств в силу их географического положения и тесных внешнеэкономических связей. Для этого вида транспорта характерна относительно высокая скорость и сравнительно низкая стоимость перевозок. Поэтому неудивительно, что именно с Европы начался в XIX веке процесс межгосударственной унификации правового регулирования железнодорожных перевозок. В 1890 году в Берне была принята Международная конвенция о железнодорожных перевозках грузов (МГК), она вступила в силу в 1893 году, а в 1923 году там же - Международная конвенция о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа (МПК). Обе конвенции неоднократно пересматривались и дополнялись. В 1966 году было заключено Дополнительное соглашение к МПК об ответственности железных дорог при перевозке пассажиров, а в 1980 году на очередной конференции был принят единый документ о перевозках, содержащий положения как правового, так и организационного характера, - Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), вступившее в силу в 1985 году. Приложение А к Соглашению определяет условия перевозки пассажиров (единые правила МПК), а приложение В - условия перевозок грузов (единые правила МГК), действующие только в отношении определенных железнодорожных линий, устанавливаемых участниками Соглашения.
Следует отметить, что КОТИФ содержит ряд нововведений, отражающих современные тенденции развития международного транспортного права и позиции европейских государств по этим вопросам.
Во-первых, была продолжена линия на дальнейшее расширение хозяйственно-оперативной самостоятельности железных дорог с целью повышения конкурентоспособности их услуг и более рационального осуществления перевозок. Железные дороги могут сами договариваться об осуществлении перевозок грузов, а также заключать соглашения о снижении тарифов и предоставлении иных льгот клиентам.
Во-вторых, опущено указание об обязанности железных дорог принимать к перевозке грузы мелкими отправками, что также направлено на рационализацию осуществления перевозок, практическим следствием чего должно быть сокращение объемов перевозок мелких партий грузов и повышение роли транспортно-экспедиторских организаций.
В-третьих, несколько сокращены сроки доставки грузов повагонными отправками, а при просрочке доставки груза должна взиматься несложная для начисления неустойка, причиненные убытки должны возмещаться в пределах трехкратных провозных платежей. Для багажа введен предел ответственности как за вес, так и за место.
Наконец, более полно и ясно сформулирована общая коллизионная норма, отсылающая к национальному праву страны, в которой управомоченное лицо осуществляет свое требование, включая положения его коллизионного права. Таким образом, в КОТИФ ныне прямо выражен коллизионный принцип - закон страны суда (lex fori), причем допускается обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны.
КОТИФ устанавливает максимальные сроки доставки, порядок и размер ответственности железных дорог, условия возмещения убытков грузовладельцам. Перевозчик несет ответственность за сохранность и просрочку доставки грузов, которые имеют единые основания, однако освобождается от ответственности, если утрата, повреждение или несвоевременная доставка груза были вызваны обстоятельствами, которые железная дорога не могла ни предвидеть, ни избежать и последствия которых не могла устранить. Перевозчик не несет ответственности за сохранность груза при наличии обстоятельств, которые именуются особыми опасностями для грузов (недостатки тары, погрузка и выгрузка груза клиентом, естественные свойства груза и др.).
При просрочке в доставке груза претензии должны быть предъявлены в течение 60 дней с момента получения груза. Срок исковой давности составляет один год при наличии умысла перевозчика, а по спорам о возмещении за реализованный груз - два года.
Правовые вопросы, возникающие из международных железнодорожных перевозок, регулируются путем заключения соответствующих двусторонних соглашений о грузовых и пассажирских сообщениях. Республика Беларусь, не являясь участницей универсальных международных конвенций (МГК, МПК и КОТИФ), имеет двусторонние соглашения по вопросам железнодорожных перевозок со многими государствами как ближнего, так и дальнего зарубежья.
До развала социалистического лагеря в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века на территории социалистических государств действовали два международных договора, заключенные еще в 1950 году: Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), действовавшее в редакции 1974 года, и Соглашение о международных пассажирских сообщениях (СМПС), действовавшее в редакции 1978 года. Участниками этих соглашений являлись все бывшие социалистические страны Европы и Азии, кроме Югославии. В настоящее время участниками этих соглашений являются Республика Беларусь, Россия, Украина, государства Восточной Европы, Китай, КНДР, Монголия и Вьетнам.
После выхода из состава участников стран Восточной Европы и возникновения на территории СССР новых государств в сфере действия этих соглашений произошли важные изменения. Правила СМГС и СМПС получили новую жизнь и стали применяться к перевозкам грузов и пассажиров между всеми государствами, возникшими на территории бывшего СССР. В рамках СНГ был образован Совет по железнодорожному транспорту для координации работы железных дорог на международном уровне и для выработки согласованных принципов их функционирования.
В рамках данного Совета было заключено Соглашение администраций железных дорог стран СНГ и государств Прибалтики от 01.10.1997 (вступило в силу с 01.07.1998), в соответствии с которым перевозки грузов в прямом международном сообщении по железным дорогам Сторон осуществляются на основании Правил СМГС с учетом особенностей применения его отдельных норм, изложенных в приложениях 1 - 5 к данному Соглашению. Наиболее важные новшества приложений по сравнению с Правилами СМГС - это нормы о перевозках опасных грузов и негабаритных тяжеловесных грузов, о порядке оформления перевозочных документов, об оплате провозных платежей по транзитным железным дорогам отправителем или получателем через экспедитора, имеющего договор с дорогой транзита. Аналогично был решен вопрос и о пассажирских перевозках между странами СНГ: с 1 сентября 1997 г. такие перевозки регулируются Правилами СМПС, к которому согласован ряд отклонений в Таллиннском соглашении между железнодорожными администрациями государств - участников СНГ, Латвийской, Литовской и Эстонской республик об особенностях применения СМПС от 28.05.1997.
Следует отметить, что СМГС и СМПС предусматривают материально-правовые нормы, регулирующие форму, реквизиты и порядок составления транспортной документации, условия перевозок в международном сообщении (определение сроков доставки, установление ценности грузов), порядок изменения договора перевозки, основания ответственности железных дорог.
Немаловажную роль в развитии железнодорожного сотрудничества в области железнодорожного транспорта играет созданная еще в 1884 году Международная ассоциация железнодорожных конгрессов, в состав которой входят в настоящее время более 100 участников - правительств и железнодорожных администраций стран. Основными задачами ассоциации являются: обмен научно-техническими достижениями, организация международных железнодорожных конгрессов, обсуждение финансово-экономических вопросов, эксплуатационных задач и т.п. Международный союз железных дорог (образован в 1922 году) имеет целью совершенствование методов строительства и эксплуатации железных дорог, выбор оптимальных маршрутов, унификацию тарифов на перевозку пассажиров, багажа и грузов, разработку новых типов вагонов и механизмов и т.п. Ряд специфических организаций по регулированию международных железнодорожных сообщений действует в Европе. Среди них - Европейская конференция по пассажирским тарифам 1975 года (выполняет функции тарифного союза на основах общей тарифной политики и разрешения коммерческих проблем обеспечения эффективности железнодорожного транспорта), Конференция по расписанию пассажирских поездов (основана в 1872 году) и Конференция по расписанию грузовых поездов 1924 года.
В Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 06.01.1999 N 237-З "О железнодорожном транспорте" и Уставом железнодорожного транспорта общего пользования организация перевозок пассажиров и грузов, развитие международных транспортных связей и соответствующая внешнеэкономическая деятельность осуществляются республиканским органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Порядок перевозки грузов в прямом международном смешанном сообщении и ответственность предприятий железнодорожного транспорта за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств определяются на основании и в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
- Понятие и предмет международного частного права. Дискуссия о предмете.
- Место международного частного права в системе права. Дискуссия о природе норм международного частного права и его месте в системе права.
- Национальное законодательство как источник международного частного права. Основные нормативные правовые акты Республики Беларусь, содержащие нормы международного частного права.
- Международный договор как источник международного частного права. Классификация международных договоров, содержащих нормы международного частного права.
- Соотношение международного договора и национального законодательства. Теория трансформации.
- Значение судебной и арбитражной практики для международного частного права. Акты высших судов Республики Беларусь как источник международного частного права.
- 3.2.2. Закон национальности юридического лица
- Основные типы коллизионных привязок (формул прикрепления) в вещном праве.
- Основные типы коллизионных привязок (формул прикрепления) в обязательственном праве.
- 3.2.5. Закон страны продавца
- 3.2.6. Закон, избранный сторонами гражданского
- 3.2.7. Закон, с которым данное правоотношение
- Толкование коллизионной нормы. Конфликт квалификаций. Сущность теорий lex fori (закон суда), lex causae (закон, регулирующий данное отношение), автономной квалификации.
- Обратная отсылка и отсылка к третьему закону (праву третьего государства).
- Ограничения применения иностранного права. Оговорка о публичном порядке.
- Взаимность при применении иностранного права. Реторсии.
- Порядок открытия представительств иностранных организаций. Особенности осуществления хозяйственной (коммерческой) деятельности на территории Республики Беларусь через представительства.
- Создание и деятельность в Республике Беларусь коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
- Создание юридических лиц с участием инвесторов Республики Беларусь за рубежом.
- Государство как субъект международного частного права. Правовая регламентация иммунитетов государства.
- Иммунитет государства: понятие и виды.
- Международные организации как участники гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.
- Коллизионные вопросы права собственности в международном частном праве.
- Понятие и классификация инвестиций.
- Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
- Субъекты и формы иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь.
- Концессии как форма иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь.
- Правовой режим иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Гарантии и льготы инвесторам.
- Общие положения о сделках и договорах в международном частном праве. Понятие и виды внешнеэкономических сделок.
- Обязательственный статут. Сфера действия обязательственного статута.
- Правовые последствия нарушения договора международной купли-продажи. Ответственность сторон. Основания освобождения от ответственности.
- Общая характеристика Принципов международных коммерческих договоров унидруа.
- Правовое регулирование международных железнодорожных и международных автомобильных перевозок: понятие, источники, содержание договора перевозки.
- 9.3. Международные автомобильные перевозки
- Правовое регулирование международных воздушных и международных морских перевозок: понятие, источники, содержание договора перевозки.
- Международные воздушные перевозки.
- 9.4. Международные морские перевозки
- Понятие и общая характеристика международных расчетных отношений.
- Общая характеристика Конвенции о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям (Гаага, 4 мая 1971 г.).
- Исковая давность в международном частном праве.
- Международная охрана авторских и смежных прав.
- Международная охрана промышленной собственности.
- 1)Личный закон наследодателя (его гражданство или Домицилий);
- Наследственные права иностранцев в Республике Беларусь. Представительство в делах о наследовании.
- Правовой режим выморочного имущества в международном частном праве.
- Международное усыновление.
- Опека и попечительство в международном частном праве.
- Разрешение споров по международным торговым контрактам. Общая характеристика арбитражного порядка разрешения спора.
- Общая характеристика Соглашения правительств государств – участников снг о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.).
- Общая характеристика Конвенции оон о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.).