Правовой режим иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Гарантии и льготы инвесторам.
Изучение вопросов института собственности в МЧП предполагает рассмотрение правового режима иностранных инвестиций как одного из видов собственности. Иностранные инвестиции - это вложенные иностранными юридическими и физическими лицами финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта. Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется в рамках международных договоров, а также национальным законодательством государств.
Наиболее распространенным способом регулирования иностранных инвестиций является заключение двусторонних международных соглашений о защите капиталовложений или об избежании двойного налогообложения. Основная причина заключения таких соглашений состоит в том, что государства-участники стремятся обеспечить единообразное регулирование правовых вопросов, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.
В современных условиях развития международных экономических отношений получили распространение типовые (модельные) соглашения, которые учитывают специфику конкретного государства по вопросам регулирования иностранных инвестиций.
Источниками правового регулирования иностранных инвестиций в МЧП являются как двусторонние международные соглашения о содействии и защите инвестиций, так и универсальные международные конвенции, например Вашингтонская конвенция 1965 года о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (далее - Вашингтонская конвенция) и Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Указанные конвенции являются формой универсальной международной унификации материально-правовых норм.
Основная цель принятия Вашингтонской конвенции состояла в решении вопроса защиты прав иностранных инвесторов - физических и юридических лиц от юрисдикции иммунитета государства, на территории которого находится объект инвестирования. Правовой механизм защиты установил процедуру рассмотрения инвестиционных споров в специально созданном Международном центре по регулированию инвестиционных споров (далее - МЦУИС или Центр).
Центр включает в себя Административный совет, в состав которого входит по одному представителю от каждого государства - участника, и Секретариат, который состоит из Генерального секретаря, одного или нескольких заместителей и персонала. Центр ведет список примирителей и арбитров. Государство-участник может назначить в каждый список по четыре человека, которые могут, но не обязательно должны быть его гражданами. Председателем Административного совета является ex officio Президент Международного банка реконструкции и развития. Административный совет утверждает Правила примирительной процедуры и Правила арбитражной процедуры.
Согласно Вашингтонской конвенции в компетенцию МЦУИС входит разрешение правовых вопросов, возникающих непосредственно из инвестиционных отношений между государством - участником Конвенции и инвестором. Основанием для рассмотрения спора является письменное соглашение сторон о передаче спора на разрешение в Центр. В рамках деятельности МЦУИС предусмотрены два вида разбирательств: примирительная и арбитражная процедуры. Договаривающееся государство или инвестор, избрав один из вышеназванных видов разбирательства, должны обратиться с соответствующим заявлением к Генеральному секретарю, являющемуся главным должностным лицом Центра.
Примирительная процедура используется для достижения соглашения между сторонами спора. В случае если Примирительная комиссия придет к выводу о том, что соглашение между сторонами невозможно, она прекращает процедуру и составляет соответствующий доклад с записью об этом. Комиссия прекращает работу и в случае неявки или отказа одной из сторон от участия в примирительной процедуре.
В отличие от примирительной процедуры итогом арбитражной является вынесение решения. Решение Арбитража имеет обязательную силу для спорящих сторон и не подлежит обжалованию, за исключением тех случаев, которые прямо предусмотрены в Вашингтонской конвенции. Каждое государство - участник Конвенции обязано обеспечить исполнение вынесенного арбитражного решения в соответствии с национальным законодательством, регулирующим исполнение судебных решений.
Согласно ст. 42 Вашингтонской конвенции Арбитраж при рассмотрении спора применяет право, указанное сторонами в соглашении. При отсутствии соглашения сторон о выборе правовой системы Арбитраж применяет право государства-реципиента, участвующего в споре, а также нормы международного права. Арбитраж не вправе выносить неопределенные решения, ссылаясь на отсутствие правовых норм, и, кроме того, при вынесении решения может основываться на "справедливости и доброй совести, если стороны договорятся об этом" (п. 3 ст. 42).
Источником МЧП по вопросам регулирования иностранных инвестиций является Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года (далее - Конвенция). Данная Конвенция была принята с целью защиты иностранных инвесторов от некоммерческих (политических) рисков. На основании Конвенции была учреждена специализированная организация, занимающаяся страхованием инвестиционных рисков, - Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (далее - Агентство).
Согласно Конвенции инвесторы заключают гарантийные соглашения с Агентством, в соответствии с которыми будут выплачиваться денежные компенсации при наступлении страхового случая. Условием предоставления гарантий является экономическая обоснованность капиталовложений. После выплаты соответствующей компенсации инвестору Агентство приобретает право требования перечисленных сумм у государства-реципиента.
Конвенция предусматривает следующие виды некоммерческих рисков:
1) перевод валюты (введение государством-реципиентом ограничения на перевод валюты и перевод прибыли, полученной в результате деятельности инвестора, за границу);
2) экспроприация или аналогичные меры (любые действия государства, в результате которых инвестор лишается права собственности на свои капиталовложения);
3) нарушение договора (например, отказ государства-реципиента от договора с инвестором);
4) война и гражданские беспорядки.
В соответствии с Конвенцией Агентство предоставляет гарантии некоммерческих рисков, включая совместное и повторное страхование. Деятельность иностранных инвесторов свидетельствует, что международно-правовая защита инвестиций является более эффективным средством привлечения капиталовложений в экономику государств.
Важную роль в регулировании иностранных инвестиций играет национальное законодательство государств. Основным источником правового регулирования иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь 2001 года, закрепивший основные принципы деятельности иностранных инвесторов и гарантии, предоставляемые им при ее осуществлении.
Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранные граждане, физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами Республики Беларусь), иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов, международные организации. На территории Республики Беларусь могут создаваться филиалы иностранных юридических лиц при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Республики Беларусь обязательствам.
Иностранной инвестицией является вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Республике Беларусь в соответствии с действующим белорусским законодательством. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь предусматривает возможность вложения денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Республики Беларусь), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестиционную деятельность в Республике Беларусь в следующих формах:
- долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусскими юридическими и физическими лицами (СП);
- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам (ИП);
- приобретения прав пользования землей, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями - это юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции.
Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является белорусское юридическое лицо, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли белорусских физических или юридических лиц.
Коммерческой иностранной организацией является белорусское юридическое лицо, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.
Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут создаваться в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, а также в иных формах, соответствующих белорусскому гражданскому законодательству. Кроме того, иностранные инвесторы вправе принимать участие в разгосударствлении и приватизации объектов государственного имущества в порядке, установленном для физических и юридических лиц Республики Беларусь.
Анализ белорусского инвестиционного законодательства свидетельствует о том, что экономика Республики Беларусь испытывает потребность в привлечении иностранного капитала. Для этого законодатель закрепляет ряд основополагающих принципов:
- предоставление национального режима;
- гарантированность выплаты компенсаций в случае наступления некоммерческих рисков;
- создания благоприятного инвестиционного климата и др.
В соответствии с белорусским инвестиционным законодательством иностранным инвестициям предоставляется национальный режим, который означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем аналогичный правовой режим, предоставленный белорусским инвесторам. Из этого правила есть некоторые изъятия, а именно:
1) изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов, которые могут быть установлены законодательными актами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов, допускаемые в интересах социально-экономического развития Республики Беларусь.
Законодательными актами Республики Беларусь устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь.
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь определил основные гарантии прав иностранных инвесторов и защиту инвестиций на территории Республики Беларусь. В перечень установленных льгот входят:
- гарантии прав инвесторов;
- гарантии использования результатов инвестиционной деятельности;
- защита инвестиций;
- компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества;
- гарантия от незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц.
В целях привлечения иностранных инвестиций иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетных инвестиционных проектов могут предоставляться льготы по уплате таможенных платежей. В белорусском инвестиционном законодательстве предусматриваются специальные правила, регулирующие перевод платежей после уплаты иностранными инвесторами соответствующих налогов и сборов, при этом закрепляется право беспрепятственного перевода за границу иностранной валюты, полученной в результате вложения инвестиций.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Понятие и предмет международного частного права. Дискуссия о предмете.
- Место международного частного права в системе права. Дискуссия о природе норм международного частного права и его месте в системе права.
- Национальное законодательство как источник международного частного права. Основные нормативные правовые акты Республики Беларусь, содержащие нормы международного частного права.
- Международный договор как источник международного частного права. Классификация международных договоров, содержащих нормы международного частного права.
- Соотношение международного договора и национального законодательства. Теория трансформации.
- Значение судебной и арбитражной практики для международного частного права. Акты высших судов Республики Беларусь как источник международного частного права.
- 3.2.2. Закон национальности юридического лица
- Основные типы коллизионных привязок (формул прикрепления) в вещном праве.
- Основные типы коллизионных привязок (формул прикрепления) в обязательственном праве.
- 3.2.5. Закон страны продавца
- 3.2.6. Закон, избранный сторонами гражданского
- 3.2.7. Закон, с которым данное правоотношение
- Толкование коллизионной нормы. Конфликт квалификаций. Сущность теорий lex fori (закон суда), lex causae (закон, регулирующий данное отношение), автономной квалификации.
- Обратная отсылка и отсылка к третьему закону (праву третьего государства).
- Ограничения применения иностранного права. Оговорка о публичном порядке.
- Взаимность при применении иностранного права. Реторсии.
- Порядок открытия представительств иностранных организаций. Особенности осуществления хозяйственной (коммерческой) деятельности на территории Республики Беларусь через представительства.
- Создание и деятельность в Республике Беларусь коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
- Создание юридических лиц с участием инвесторов Республики Беларусь за рубежом.
- Государство как субъект международного частного права. Правовая регламентация иммунитетов государства.
- Иммунитет государства: понятие и виды.
- Международные организации как участники гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.
- Коллизионные вопросы права собственности в международном частном праве.
- Понятие и классификация инвестиций.
- Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
- Субъекты и формы иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь.
- Концессии как форма иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь.
- Правовой режим иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Гарантии и льготы инвесторам.
- Общие положения о сделках и договорах в международном частном праве. Понятие и виды внешнеэкономических сделок.
- Обязательственный статут. Сфера действия обязательственного статута.
- Правовые последствия нарушения договора международной купли-продажи. Ответственность сторон. Основания освобождения от ответственности.
- Общая характеристика Принципов международных коммерческих договоров унидруа.
- Правовое регулирование международных железнодорожных и международных автомобильных перевозок: понятие, источники, содержание договора перевозки.
- 9.3. Международные автомобильные перевозки
- Правовое регулирование международных воздушных и международных морских перевозок: понятие, источники, содержание договора перевозки.
- Международные воздушные перевозки.
- 9.4. Международные морские перевозки
- Понятие и общая характеристика международных расчетных отношений.
- Общая характеристика Конвенции о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям (Гаага, 4 мая 1971 г.).
- Исковая давность в международном частном праве.
- Международная охрана авторских и смежных прав.
- Международная охрана промышленной собственности.
- 1)Личный закон наследодателя (его гражданство или Домицилий);
- Наследственные права иностранцев в Республике Беларусь. Представительство в делах о наследовании.
- Правовой режим выморочного имущества в международном частном праве.
- Международное усыновление.
- Опека и попечительство в международном частном праве.
- Разрешение споров по международным торговым контрактам. Общая характеристика арбитражного порядка разрешения спора.
- Общая характеристика Соглашения правительств государств – участников снг о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.).
- Общая характеристика Конвенции оон о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.).