Международные организации как участники гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.
Международные организации занимают важное место в современной системе международных отношений. В основном они делятся на две категории:
- межправительственные (межгосударственные);
- неправительственные.
В ряде случаев эти организации могут вступать в гражданско-правовые отношения. Так, они вправе приобретать и отчуждать имущество, арендовать помещения, земельные участки, заключать другие сделки имущественного и неимущественного характера. Международная организация как субъект МЧП обладает правами юридического лица. Однако правовое положение международной организации существенным образом отличается от правового положения иностранных юридических лиц. Последние обладают национальностью (государственной принадлежностью) и вытекающими отсюда правами и обязанностями, регулируемыми национальным законодательством. В то же время международная организация ничем подобным не обладает, поэтому она, вступая в гражданско-правовые отношения, не подчиняет свои отношения национальному правопорядку какого-либо государства.
Собственность международной организации (земля, здания, сооружения, транспортные средства и т.п.) пользуется иммунитетом. Она не может быть без согласия данной организации подвергнута отчуждению, аресту и другим мерам принудительного характера. Иммунитет международной организации закрепляется в соответствующих международных договорах. Например, согласно ст. 6 Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций 1980 года имущество и активы международной организации пользуются иммунитетом от любой формы административного и судебного вмешательства, за исключением случаев, когда сама организация отказывается от иммунитета.
Иски к международной организации по гражданско-правовым спорам неподсудны суду страны пребывания. В то же время сама международная организация вправе обращаться с иском о защите своих прав и законных интересов в суд страны пребывания. Таким образом, международная организация может быть истцом, но не ответчиком по делу в национальном суде. Международная организация вправе отказаться от принадлежащего ей иммунитета.
В настоящее время в мире действуют десятки международных экономических организаций. Одни из них входят в систему ООН как специализированные учреждения, другие - как постоянные органы этой универсальной международной организации, например:
- Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - постоянный орган Генеральной Ассамблеи ООН, учрежденный согласно ее резолюции от 30 декабря 1964 г. Членами ЮНКТАД являются более 130 государств. Основная цель этой организации состоит в содействии международной торговле, особенно в целях ускорения экономического развития стран. Высший пленарный орган ЮНКТАД - сессия - созывается не реже одного раза в 4 года. Постоянный орган, функционирующий в межсессионный период, - Совет по торговле и развитию, который собирается на свои сессии два раза в год.
ЮНКТАД имеет постоянный административный орган - Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, который назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей. Место пребывания Секретариата - Женева;
- Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) - один из вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи ООН. Учреждена Генеральной Ассамблеей в 1966 году. Основными ее задачами являются: координация работы международных организаций, занимающихся вопросами права международной торговли; разработка новых международных конвенций и других документов, относящихся к праву международной торговли, и др. Доклад ЮНСИТРАЛ о ее ежегодной сессии представляется Генеральной Ассамблее и ЮНКТАД;
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
Создан в 1945 году как специализированное учреждение ООН. Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда. Цель МБРР - содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей, поощрение частных капиталовложений и др.
МБРР предоставляет среднесрочные и долгосрочные займы правительствам входящих в него стран или частным организациям под гарантию правительств и контролирует их использование. Страны-получатели обязаны выполнять рекомендации МБРР, представлять ему отчеты об использовании займов и требуемую информацию.
Высший орган МБРР - Совет управляющих. В него входит по одному управляющему и по одному его заместителю от каждого государства-члена. Как правило, Совет управляющих заседает один раз в год. Совет управляющих избирает президента МБРР, который действует согласно указаниям директоров-распорядителей. Президент МБРР одновременно является председателем Совета управляющих. Местопребывания МБРР - Вашингтон (США);
- Международный валютный фонд (МВФ).
Начал функционировать в 1945 году как специализированное учреждение ООН. Цели МВФ - координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. МВФ стремится содействовать международному сотрудничеству в валютной области и расширению торговли.
Высший орган МВФ - Совет управляющих, в который входят по одному управляющему и по одному его заместителю от каждого государства-члена. Один из управляющих избирается председателем Совета сроком на пять лет. Исполнительным органом МВФ является исполнительный комитет в составе директора-распорядителя (председатель) и 22 исполнительных директоров. Штаб-квартира находится в Вашингтоне (США);
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).
Это международный орган, основными задачами которого являются следующие: либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов, отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации в торговле и др. Высшим органом ГАТТ является сессия Договаривающихся Сторон, проводимая ежегодно. Решения на сессиях принимаются на основе консенсуса. В период между сессиями действует Совет представителей Договаривающихся Сторон, который собирается шесть раз в год. Местопребывание Секретариата ГАТТ - Женева (Швейцария).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Понятие и предмет международного частного права. Дискуссия о предмете.
- Место международного частного права в системе права. Дискуссия о природе норм международного частного права и его месте в системе права.
- Национальное законодательство как источник международного частного права. Основные нормативные правовые акты Республики Беларусь, содержащие нормы международного частного права.
- Международный договор как источник международного частного права. Классификация международных договоров, содержащих нормы международного частного права.
- Соотношение международного договора и национального законодательства. Теория трансформации.
- Значение судебной и арбитражной практики для международного частного права. Акты высших судов Республики Беларусь как источник международного частного права.
- 3.2.2. Закон национальности юридического лица
- Основные типы коллизионных привязок (формул прикрепления) в вещном праве.
- Основные типы коллизионных привязок (формул прикрепления) в обязательственном праве.
- 3.2.5. Закон страны продавца
- 3.2.6. Закон, избранный сторонами гражданского
- 3.2.7. Закон, с которым данное правоотношение
- Толкование коллизионной нормы. Конфликт квалификаций. Сущность теорий lex fori (закон суда), lex causae (закон, регулирующий данное отношение), автономной квалификации.
- Обратная отсылка и отсылка к третьему закону (праву третьего государства).
- Ограничения применения иностранного права. Оговорка о публичном порядке.
- Взаимность при применении иностранного права. Реторсии.
- Порядок открытия представительств иностранных организаций. Особенности осуществления хозяйственной (коммерческой) деятельности на территории Республики Беларусь через представительства.
- Создание и деятельность в Республике Беларусь коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
- Создание юридических лиц с участием инвесторов Республики Беларусь за рубежом.
- Государство как субъект международного частного права. Правовая регламентация иммунитетов государства.
- Иммунитет государства: понятие и виды.
- Международные организации как участники гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.
- Коллизионные вопросы права собственности в международном частном праве.
- Понятие и классификация инвестиций.
- Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
- Субъекты и формы иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь.
- Концессии как форма иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь.
- Правовой режим иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Гарантии и льготы инвесторам.
- Общие положения о сделках и договорах в международном частном праве. Понятие и виды внешнеэкономических сделок.
- Обязательственный статут. Сфера действия обязательственного статута.
- Правовые последствия нарушения договора международной купли-продажи. Ответственность сторон. Основания освобождения от ответственности.
- Общая характеристика Принципов международных коммерческих договоров унидруа.
- Правовое регулирование международных железнодорожных и международных автомобильных перевозок: понятие, источники, содержание договора перевозки.
- 9.3. Международные автомобильные перевозки
- Правовое регулирование международных воздушных и международных морских перевозок: понятие, источники, содержание договора перевозки.
- Международные воздушные перевозки.
- 9.4. Международные морские перевозки
- Понятие и общая характеристика международных расчетных отношений.
- Общая характеристика Конвенции о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям (Гаага, 4 мая 1971 г.).
- Исковая давность в международном частном праве.
- Международная охрана авторских и смежных прав.
- Международная охрана промышленной собственности.
- 1)Личный закон наследодателя (его гражданство или Домицилий);
- Наследственные права иностранцев в Республике Беларусь. Представительство в делах о наследовании.
- Правовой режим выморочного имущества в международном частном праве.
- Международное усыновление.
- Опека и попечительство в международном частном праве.
- Разрешение споров по международным торговым контрактам. Общая характеристика арбитражного порядка разрешения спора.
- Общая характеристика Соглашения правительств государств – участников снг о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.).
- Общая характеристика Конвенции оон о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.).