9.3. Международные автомобильные перевозки
Международной автомобильной перевозкой признается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Республики Беларусь или на территорию Республики Беларусь, а также перевозка автомобильным транспортным средством грузов или пассажиров через территорию Республики Беларусь (транзитные перевозки).
Преимущество автомобильного транспорта перед другими видами транспорта заключаются в следующем:
- возможность обеспечивать доставку грузов "от двери до двери";
- сравнительно высокая скорость доставки грузов (в 2 - 3 раза выше, чем по железной дороге);
- возможность доставки грузов в пункты, не имеющие подъездных железнодорожных путей.
Выше перечислены наиболее очевидные преимущества автомобильного транспорта. Однако нельзя не назвать и его недостатки. В первую очередь к ним относятся:
- сравнительно высокая себестоимость перевозок;
- возможность хищения груза и угона автотранспорта;
- сравнительно малая грузоподъемность.
В развитии международных автомобильных перевозок важная роль принадлежит следующим специализированным международным организациям:
- Международной организации по предотвращению дорожных происшествий (МОПДП) (создана в 1901 году);
- Международной автодорожной федерации (МАФ) (основана в 1904 году);
- Постоянной международной ассоциации дорожных конгрессов (ПМАДК) (учреждена в 1909 году);
- Международной автотранспортной федерации (МАФ) (основана в 1948 году);
- Международному союзу автомобильного транспорта (ИРУ) (создан в 1948 году);
- Международной организации по перевозке скоропортящихся продуктов в условиях контролируемых температур (ТРАНСФИГОРУТ/Европа) (учреждена в 1955 году);
- Международному союзу водителей грузовиков дальнего следования (создан в 1957 году).
Источниками, определяющими правовой режим международных автомобильных перевозок, являются:
- Конвенция о дорожном движении;
- Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (подписана в Женеве 14 ноября 1975 года);
- Европейское соглашение о международных магистралях 1975 года;
- Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года и Протокол к ней 1978 года;
- Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) 1973 года;
- Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах 1982 года и др.
Конвенция о договоре международной перевозки грузов была принята 19 мая 1956 г. в Женеве (далее - КДПГ). Основная цель принятия КДПГ заключалась в установлении единых условий договора международной перевозки грузов по автомобильным дорогам. Республика Беларусь присоединилась к данной Конвенции в июле 1993 г.
Пункт 1 статьи 1 КДПГ определяет, что КДПГ применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей КДПГ. Применение КДПГ не зависит от местожительства и национальности заключающих договор сторон. При этом под транспортным средством понимаются автомобили (в том числе с полуприцепами), прицепы и полуприцепы. КДПГ не применяется к международным почтовым перевозкам и перевозкам мебели при переездах.
КДПГ регламентирует порядок заключения и исполнения договора перевозки, при этом регулирует правоотношения между перевозчиком и грузоотправителем по договору перевозки груза, порядок и условия приема груза к перевозке и его выдачи в месте назначения, а также ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя.
Договор перевозки оформляется накладной, которая составляется в трех экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком. Накладная, если не доказано иное, имеет силу договора относительно его условий. В накладной, которая является доказательством принятия груза перевозчиком, должны быть указаны: место и дата ее составления, имена и адреса грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, место и дата принятия груза, способ упаковки груза (тара), число мест, провозная плата и т.д.
Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза, за просрочку в доставке груза, а также за повреждение груза, происшедшее в период времени между принятием груза к перевозке и его сдачей.
В соответствии с КДПГ по любым спорам, возникающим из договора перевозки, истец имеет право обращаться в компетентный суд государства - участника Конвенции, а также при наличии согласия сторон в суд страны места нахождения ответчика либо в суд страны места принятия груза к перевозке или места доставки. Срок исковой давности составляет один год.
В Конвенции о дорожном движении (для БССР вступила в силу 21 мая 1977 г.), закрепляются требования, предъявляемые к техническому состоянию автотранспортных средств, правилам получения водительских прав, а также требования, предъявляемые к водителям автомобилей.
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее - Конвенция МДП) регулирует перевозки грузов, производимые без их промежуточной перегрузки, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одного государства до таможни места назначения другого государства с соблюдением процедуры МДП.
В настоящее время участниками Конвенции МДП являются 52 государства, включая страны Европейского союза. Она охватывает весь европейский регион и применяется в Северной Африке и на Ближнем и Среднем Востоке. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции МДП в 1993 году, поэтому по белорусским автомагистралям ездят грузовики с установленными на них голубыми прямоугольными табличками с белыми буквами "TIR". Размещение таких табличек на автотранспортном средстве означает перевозку грузов с соблюдением процедуры МДП.
Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты ввозных и вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях. При этом обязательства по уплате причитающихся пошлин возлагаются на гарантийные объединения дорожных перевозчиков, создаваемые в каждом государстве - участнике Конвенции МДП (в Республике Беларусь - БАМАП).
Главная цель таможенных транзитных систем - облегчить международные перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами и обеспечить необходимую надежность таможенного контроля и соответствующие гарантии для транзитных стран. Необходимым условием функционирования такой системы является упрощение соответствующих формальностей, которые должны быть не слишком обременительными для таможенных органов и не слишком сложными для перевозчиков и их партнеров.
Перевозчик при выполнении международных перевозок пассажиров и багажа руководствуется законодательством в области дорожного движения, охраны природы того государства, по территории которого осуществляется перевозка.
В области регулирования автомобильных перевозок действуют двусторонние соглашения, предусматривающие общие требования в отношении правил дорожного движения, условий заключения договора перевозки, технического состояния автотранспортных средств, оснований возмещения вреда и т.д. Республика Беларусь заключила двусторонние межправительственные соглашения в области автомобильного транспорта почти с двумя десятками стран ближнего и дальнего зарубежья.
- Понятие и предмет международного частного права. Дискуссия о предмете.
- Место международного частного права в системе права. Дискуссия о природе норм международного частного права и его месте в системе права.
- Национальное законодательство как источник международного частного права. Основные нормативные правовые акты Республики Беларусь, содержащие нормы международного частного права.
- Международный договор как источник международного частного права. Классификация международных договоров, содержащих нормы международного частного права.
- Соотношение международного договора и национального законодательства. Теория трансформации.
- Значение судебной и арбитражной практики для международного частного права. Акты высших судов Республики Беларусь как источник международного частного права.
- 3.2.2. Закон национальности юридического лица
- Основные типы коллизионных привязок (формул прикрепления) в вещном праве.
- Основные типы коллизионных привязок (формул прикрепления) в обязательственном праве.
- 3.2.5. Закон страны продавца
- 3.2.6. Закон, избранный сторонами гражданского
- 3.2.7. Закон, с которым данное правоотношение
- Толкование коллизионной нормы. Конфликт квалификаций. Сущность теорий lex fori (закон суда), lex causae (закон, регулирующий данное отношение), автономной квалификации.
- Обратная отсылка и отсылка к третьему закону (праву третьего государства).
- Ограничения применения иностранного права. Оговорка о публичном порядке.
- Взаимность при применении иностранного права. Реторсии.
- Порядок открытия представительств иностранных организаций. Особенности осуществления хозяйственной (коммерческой) деятельности на территории Республики Беларусь через представительства.
- Создание и деятельность в Республике Беларусь коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
- Создание юридических лиц с участием инвесторов Республики Беларусь за рубежом.
- Государство как субъект международного частного права. Правовая регламентация иммунитетов государства.
- Иммунитет государства: понятие и виды.
- Международные организации как участники гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.
- Коллизионные вопросы права собственности в международном частном праве.
- Понятие и классификация инвестиций.
- Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
- Субъекты и формы иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь.
- Концессии как форма иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь.
- Правовой режим иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Гарантии и льготы инвесторам.
- Общие положения о сделках и договорах в международном частном праве. Понятие и виды внешнеэкономических сделок.
- Обязательственный статут. Сфера действия обязательственного статута.
- Правовые последствия нарушения договора международной купли-продажи. Ответственность сторон. Основания освобождения от ответственности.
- Общая характеристика Принципов международных коммерческих договоров унидруа.
- Правовое регулирование международных железнодорожных и международных автомобильных перевозок: понятие, источники, содержание договора перевозки.
- 9.3. Международные автомобильные перевозки
- Правовое регулирование международных воздушных и международных морских перевозок: понятие, источники, содержание договора перевозки.
- Международные воздушные перевозки.
- 9.4. Международные морские перевозки
- Понятие и общая характеристика международных расчетных отношений.
- Общая характеристика Конвенции о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям (Гаага, 4 мая 1971 г.).
- Исковая давность в международном частном праве.
- Международная охрана авторских и смежных прав.
- Международная охрана промышленной собственности.
- 1)Личный закон наследодателя (его гражданство или Домицилий);
- Наследственные права иностранцев в Республике Беларусь. Представительство в делах о наследовании.
- Правовой режим выморочного имущества в международном частном праве.
- Международное усыновление.
- Опека и попечительство в международном частном праве.
- Разрешение споров по международным торговым контрактам. Общая характеристика арбитражного порядка разрешения спора.
- Общая характеристика Соглашения правительств государств – участников снг о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.).
- Общая характеристика Конвенции оон о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.).