logo search
mchp_konspekt

9.3. Международные автомобильные перевозки

Международной автомобильной перевозкой признается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Республики Беларусь или на территорию Республики Беларусь, а также перевозка автомобильным транспортным средством грузов или пассажиров через территорию Республики Беларусь (транзитные перевозки).

Преимущество автомобильного транспорта перед другими видами транспорта заключаются в следующем:

- возможность обеспечивать доставку грузов "от двери до двери";

- сравнительно высокая скорость доставки грузов (в 2 - 3 раза выше, чем по железной дороге);

- возможность доставки грузов в пункты, не имеющие подъездных железнодорожных путей.

Выше перечислены наиболее очевидные преимущества автомобильного транспорта. Однако нельзя не назвать и его недостатки. В первую очередь к ним относятся:

- сравнительно высокая себестоимость перевозок;

- возможность хищения груза и угона автотранспорта;

- сравнительно малая грузоподъемность.

В развитии международных автомобильных перевозок важная роль принадлежит следующим специализированным международным организациям:

- Международной организации по предотвращению дорожных происшествий (МОПДП) (создана в 1901 году);

- Международной автодорожной федерации (МАФ) (основана в 1904 году);

- Постоянной международной ассоциации дорожных конгрессов (ПМАДК) (учреждена в 1909 году);

- Международной автотранспортной федерации (МАФ) (основана в 1948 году);

- Международному союзу автомобильного транспорта (ИРУ) (создан в 1948 году);

- Международной организации по перевозке скоропортящихся продуктов в условиях контролируемых температур (ТРАНСФИГОРУТ/Европа) (учреждена в 1955 году);

- Международному союзу водителей грузовиков дальнего следования (создан в 1957 году).

Источниками, определяющими правовой режим международных автомобильных перевозок, являются:

- Конвенция о дорожном движении;

- Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (подписана в Женеве 14 ноября 1975 года);

- Европейское соглашение о международных магистралях 1975 года;

- Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года и Протокол к ней 1978 года;

- Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) 1973 года;

- Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах 1982 года и др.

Конвенция о договоре международной перевозки грузов была принята 19 мая 1956 г. в Женеве (далее - КДПГ). Основная цель принятия КДПГ заключалась в установлении единых условий договора международной перевозки грузов по автомобильным дорогам. Республика Беларусь присоединилась к данной Конвенции в июле 1993 г.

Пункт 1 статьи 1 КДПГ определяет, что КДПГ применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей КДПГ. Применение КДПГ не зависит от местожительства и национальности заключающих договор сторон. При этом под транспортным средством понимаются автомобили (в том числе с полуприцепами), прицепы и полуприцепы. КДПГ не применяется к международным почтовым перевозкам и перевозкам мебели при переездах.

КДПГ регламентирует порядок заключения и исполнения договора перевозки, при этом регулирует правоотношения между перевозчиком и грузоотправителем по договору перевозки груза, порядок и условия приема груза к перевозке и его выдачи в месте назначения, а также ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя.

Договор перевозки оформляется накладной, которая составляется в трех экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком. Накладная, если не доказано иное, имеет силу договора относительно его условий. В накладной, которая является доказательством принятия груза перевозчиком, должны быть указаны: место и дата ее составления, имена и адреса грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, место и дата принятия груза, способ упаковки груза (тара), число мест, провозная плата и т.д.

Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза, за просрочку в доставке груза, а также за повреждение груза, происшедшее в период времени между принятием груза к перевозке и его сдачей.

В соответствии с КДПГ по любым спорам, возникающим из договора перевозки, истец имеет право обращаться в компетентный суд государства - участника Конвенции, а также при наличии согласия сторон в суд страны места нахождения ответчика либо в суд страны места принятия груза к перевозке или места доставки. Срок исковой давности составляет один год.

В Конвенции о дорожном движении (для БССР вступила в силу 21 мая 1977 г.), закрепляются требования, предъявляемые к техническому состоянию автотранспортных средств, правилам получения водительских прав, а также требования, предъявляемые к водителям автомобилей.

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее - Конвенция МДП) регулирует перевозки грузов, производимые без их промежуточной перегрузки, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одного государства до таможни места назначения другого государства с соблюдением процедуры МДП.

В настоящее время участниками Конвенции МДП являются 52 государства, включая страны Европейского союза. Она охватывает весь европейский регион и применяется в Северной Африке и на Ближнем и Среднем Востоке. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции МДП в 1993 году, поэтому по белорусским автомагистралям ездят грузовики с установленными на них голубыми прямоугольными табличками с белыми буквами "TIR". Размещение таких табличек на автотранспортном средстве означает перевозку грузов с соблюдением процедуры МДП.

Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты ввозных и вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях. При этом обязательства по уплате причитающихся пошлин возлагаются на гарантийные объединения дорожных перевозчиков, создаваемые в каждом государстве - участнике Конвенции МДП (в Республике Беларусь - БАМАП).

Главная цель таможенных транзитных систем - облегчить международные перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами и обеспечить необходимую надежность таможенного контроля и соответствующие гарантии для транзитных стран. Необходимым условием функционирования такой системы является упрощение соответствующих формальностей, которые должны быть не слишком обременительными для таможенных органов и не слишком сложными для перевозчиков и их партнеров.

Перевозчик при выполнении международных перевозок пассажиров и багажа руководствуется законодательством в области дорожного движения, охраны природы того государства, по территории которого осуществляется перевозка.

В области регулирования автомобильных перевозок действуют двусторонние соглашения, предусматривающие общие требования в отношении правил дорожного движения, условий заключения договора перевозки, технического состояния автотранспортных средств, оснований возмещения вреда и т.д. Республика Беларусь заключила двусторонние межправительственные соглашения в области автомобильного транспорта почти с двумя десятками стран ближнего и дальнего зарубежья.